Русская линия
Русская линия22.08.2009 

В Татарстане будут строить «школы будущего» и «сказочные дома» с окнами на Сингапур
Одновременно М.Ш.Шаймиев пообещал местным радикалам усилить обучение татарскому языку в школе.

Минтимер Шаймиев и Альберт Гильмутдинов (фото ИА Татар-информ)Реформирование системы образования в Татарстане, похоже, начинает приобретать характер стихийного бедствия. По крайней мере, такое впечатление создаётся от всё нарастающего вала громких заявлений местных властей о намерении осуществить в ближайшее время в республике её радикальные преобразования.

Прошедшее 19 августа в Казани пленарное заседание республиканского совещания работников образования и науки можно считать генеральной артподготовкой будущей реформы, передаёт наш корреспондент в столице Татарстана со ссылкой на местные информационные агентства. Новый министр образования и науки республики Альберт Гильмутдинов (уже четвёртый за последние шесть лет) собрался твёрдой рукой вести просевший под грузом проблем корабль татарстанского образования к берегам Сингапура, Великобритании, США и прочих «передовых стран».

Об этом он подробно рассказал многочисленным чиновникам, директорам школ и ректорам вузов, собравшимся в школе N 177, которую теперь именуют в Казани не иначе, как «школой будущего». Перед открытием педсовещания его участники во главе с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и руководителем Федерального агентства по образованию минобрнауки России Николаем Булаевым посетили также расположенный рядом детский сад N 44, который местные СМИ тут же окрестили «сказочным домом».

Оба этих образовательных объекта действительно сильно отличаются в техническом плане от обычных школ и детсадов и явно выглядят среди них пресловутыми «потёмкинскими деревнями». Но руководство Татарстана, не взирая на финансово-экономический кризис и провальные результаты сдачи ЕГЭ, заявляет о решимости наводнить «школами будущего» и «сказочными садами» всю республику. Причём, работать в этих чудо-заведениях должны будут исключительно чудо-учителя.

Контуры грядущей реформы ещё сильно размыты, но главное её направление на педсовещании было обозначено чётко — это будет подготовка по лучшим мировым стандартам учителей, которые и станут катализаторами грандиозного преобразования татарстанского образования. По задумкам местных реформаторов, в местные педвузы и учительские должны будут хлынуть лучшие из лучших выпускники школ и вузов, которым обещают создать прямо-таки фантастические по российским меркам условия для работы и жизни. Кроме того, министр образования и науки Татарстана предложил прикрепить по три — пять школ к каждому вузу и обязать профессоров и доцентов вести в них уроки, а в качестве доказательства серьёзности своего намерения вызвался пойти к детям и сам. В развитие его мысли Минтимер Шаймиев добавил, что: «Надо сделать так, чтобы преподаватели вузов проводили уроки и в сельских школах». При этом никто почему-то не задался вопросом о предполагаемой эффективности такого массового «хождения в народ» и не спросил мнение самих вузовских преподавателей.

Всё это, как предполагается, поднимет на недостижимые высоты уровень образования и конкурентоспособность местных школьников и студентов, что, в свою очередь, даст мощный толчок развитию экономики. «Поднимем образование — поднимем всё», — привёл в завершение своего выступления Альберт Гильмутдинов слова Минтимера Шаймиева. Чутко уловив реформаторские настроения своего начальника, стали сыпать шапкозакидательскими лозунгами и руководители рангом поменьше. Так, мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что «Казань должна стать учебным, научным, образовательным центром Поволжья и Урала, городом реализации надежд, городом будущего».

Правда, из прозвучавших выступлений было абсолютно не понятно, за счёт каких ресурсов местное руководство намерено осуществить этот стратегический рывок. Комплексная государственная программа образования в Татарстане на ближайшую пятилетку, которую в один голос рекламировали местные чиновники, существует пока только в неоформившемся проекте. Республиканский бюджет дышит на ладан, и рассчитывать на существенное повышение зарплаты учителям и увеличение затрат на финансирование образовательной отрасли не приходится. В Татарстане (особенно в Казани) катастрофически не хватает детских садов, ветшают школы (по словам самого Альберта Гильмутдинова, в Атнинском районе действует школа, размещённая в здании постройки 1899 года), перспективные выпускники в массовом порядке покидают республику…

Иными словами, условия для реформы образования в Татарстане сегодня страшно далеки от сингапурских. Причём, лучше всех это понимают рядовые, «тягловые» учителя, на которых в итоге ляжет главная тяжесть очередной реформаторской лихорадки. И в этом отношении особой оригинальностью прошедшая педконференция не отличалась. Чиновники, вдоволь наговорившись и нахваставшись друг перед другом своими наполеоновскими планами, в очередной раз сделали вид, что намерены сдержать свои обещания. А учителя в очередной раз сделали вид, что им поверили.

Особую пикантность происходившему, помимо «сингапурских» прожектов, придавал также традиционно муссируемый официальной Казанью национальный вопрос. С самого начала было понятно, что отмена так называемого «национально-регионального компонента» станет на педконференции одной из основных тем обсуждения. Так оно и вышло. Масла в огонь, по знакомому сценарию, заранее подлили активисты Всетатарского общественного центра им. М. Мулюкова, выставившие около школы N 177 свой пикет.

Ранее татарские национал-радикалы уже объявляли о своём намерении бойкотировать начало нового учебного года и призывали татар не пускать своих детей в школы, в которых якобы введён запрет на обучение татарскому языку. Теперь же им выпала прекрасная возможность в очередной раз влипнуть с историю с пользой не только для себя, но и для местных властей. В последние годы тоцевцы редко попадались на пути Минтимеру Шаймиеву, но это, по-видимому, для обеих сторон был особо удачный день. И президент со свитой тут же решительно двинулся к пикетчикам, начав перед телекамерами убеждать местных радикалов на «первом государственном языке», что не даст его в обиду.

Из дальнейших выступлений, прозвучавших уже на самой педконференции, явствовало, что республиканскими структурами достигнута договорённость с министерством образования и науки России о внедрении с 1 сентября в нескольких школах Татарстана в качестве эксперимента новых образовательных стандартов, которые снимают проблемы с изучением национального (татарского) языка. «В разработанных на федеральном уровне стандартах, над которыми мы много работает, — цитирует Минтимера Шаймиева „Коммерсантъ (Казань)“, — для первого — четвёртого класса есть полные возможности, если не с избытком, осваивать свой родной язык». Этот вывод подтвердили также Альберт Гильмутдинов и генеральный директор ОАО «Издательство «Просвещение» Александр Кондаков, занимающийся разработкой проекта нового государственного стандарта общего образования. Между тем, никто из них так толком и не пояснил, соответствует ли это нововведение принципу единства образовательного пространства России и не отразится ли оно в негативном плане на преподавании в Татарстане второго государственного языка (которым, как известно, согласно местной конституции, является русский).
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика