Русская линия
Общенациональный Русский Журнал Владимир Бондаренко13.03.2007 

Литературные заметки

Уверен, русская литература возвращает себе место в душе современного человека, уже уставшего от голой информации, от потока рекламы разрушения и насилия, от потребления. Возвращается и её — литературы — важнейшая духовная нравственная роль в жизни общества. В советское время, когда православная церковь была почти под полным запретом, именно русские писатели становились пастырями народа. Конечно, они не могли заменить собой церковь и веру Христову, они сами, через посредническую миссию литературы, пытались сохранить в душах русских людей христианские ценности сострадания и добротолюбия, мужества и героизма, жертвенности и покаяния. Сейчас любят говорить о советской литературе лишь в сугубо отрицательном значении. Только и читаешь, как «в советское время писатели под диктовку партии…».

Подождите, но кто писал под какую-то диктовку? Валентин Распутин и Виктор Астафьев, Василий Белов и Виктор Некрасов, Юрий Кузнецов и Николай Рубцов? Или с другой стороны — Юрий Трифонов и Белла Ахмадулина? Может быть, под диктовку партии писал возвращённый из лагерей Варлам Шаламов? Я жил в то время, и начиная с начала шестидесятых годов внимательно следил за литературой. И уверяю нынешних молодых — мы тогда не относили к литературе начальнический лакейский и графоманский поток книг. Такой же, только рыночный поток идёт и сегодня, но ведь никто не осмеливается называть нынешних ремесленников-беллетристов, обслуживающих рынок, творцами литературы. Русская литература ХХ века выработала для себя высочайший кодекс чести, через который не позволяла себе переступать. А кто переступал, тот заканчивался как писатель.

Думаю, до конца прошлого века продержалась справедливость горьковских слов: «Наша литература — наша гордость, лучшее, что создано нами, как нацией… Храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его! В нашем храме, чаще и сильнее чем в других, возглашалось общечеловеческое…». Герои книг были примерами для жизни, на них равнялись не по указке учителей, а из любви к ним, подражая героям чести и подвига. Никто же не заставлял бедных родителей покупать детям как самые лучшие подарки — книги Аркадия Гайдара и Александра Твардовского, Алексея Толстого и Михаила Пришвина. Конечно, мы ценили и занимательность, и остроту сюжета, но мы учились вести себя, подобно героям. Что там говорить, нас воспитывали больше не пионерские и комсомольские собрания, и даже часто не родительские советы, (с утра до позднего вечера, как правило, родители были на работе), а читанные-перечитанные книги. Мы и на самом деле, наверное, были самым читающим поколением ХХ века.

И вот всё кончилось, нравственный кодекс литературы рухнул, последних его рыцарей отмели в сторону, печатать перестали. Я бы даже выразился резче: читать запретили. Ведь есть умелые не прямые запреты, когда делается всё возможное, чтобы разрушить книжную торговлю, так до сих по стране и не налаженную, удалить писателей с телевидения и из центральных газет, высмеять всё героическое, и просто перестать платить деньги за написанное. Если кто-то вам скажет, что это по законам рынка, рассмейтесь ему прямо в глаза. Рынок есть и в США, и в Германии, и в Китае, но там нет практически уничтоженной литературы.

Думаю, нынешние разрушители умело мстят писателям за хранимую ими нравственность. И чем сильнее талант, тем неизбежнее проявляется этот кодекс. Большой талант не может быть безнравственен, ибо он от Бога!

Считаю, что сегодня возможен даже некий «Катехезис русского писателя»:

1. Писатель должен не сосредотачиваться на себе, а стараться быть «эхом русского народа».

2. Писатель должен служить добру, и никогда злу, о чем бы он ни писал.

3. Писатель не имеет права опошлять русский язык, не включать матерную лексику в текст произведений.

4. Писатель, даже если пишет сатирические или критические произведения, должен выстраивать образ героев, на которые мог бы равняться читатель.

5. Писатель обязан знать культуру своего народа и отталкиваться от его традиций.

6. Писатель не имеет право героизировать насилие, унижение, жестокость в отношении невинных людей.

7. Писатель никогда не пишет только для самого себя, он пишет для читателя, значит, он должен знать своего читателя.

8. Писатель в чрезвычайные моменты истории обязан быть идеологом народного сопротивления и защитником униженных и оскорбленных.

9. Писатель постоянно должен повышать свою культуру, зная все шедевры мировой литературы, он обязан вести за собой читателя, давать ему новые знания, новые примеры, новые предвидения.

10. Русский писатель всегда национален и народен.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика