Русская линия
Русская линияИгумен Даниил (Гридченко)17.09.2008 

Всем не угодишь.

Кого-кого, а профессора Московской Духовной Академии о. Андрея Кураева в ереси не заподозришь. Никак. Кажется, это человек органически не способный говорить глупости. Однако у значительной части наших сограждан, вполне обоснованно идентифицирующих себя как православных, после прочтения его книг и, особенно, после его устных выступлений возникает чёткое послевкусие чего-то ненастоящего. Так желание нравиться, например, рокерам у людей, рок-музыку на дух не переносящих, вызывает, в лучшем случае, нежелание соглашаться. Понятно, что всем не угодишь. И, наверное, даже стремиться к этому не следует. Но всё-таки, когда речь идёт о границах церковного восприятия, стремление понять — где, собственно говоря, ещё Церковь, а где уже нет, — представляется вполне обоснованным.

О. Георгий Кочетков — это кто? А чукотский епископ Диомид? Это ещё одно и то же или уже нечто взаимоисключающее? Впрочем, вышеуказанные антиподы при всей своей несхожести имеют и нечто существенно общее, — именно стойкую неприязнь к так называемой официальной Церкви. Похоже, для них это и есть критерий самоидентификации настоящего православного христианина.

Естественно, он не в этом. Но в чём тогда? В Евангелии? Но с незапамятных времён всяк трактует его так, как ему заблагорассудится. В Таинствах Церкви? Но вне контекста их евангельского понимания, они превращаются в ни к чему не обязывающие ритуалы. Кто-то крестится моды ради, венчается единственно для того, чтобы покрасоваться, наконец, и причащается как бы между прочим… Конечно, каждый волен соглашаться или не соглашаться с подобным положением вещей, но одно можно сказать определённо: всеядность и, в первую очередь, духовная — убивает. Беда, когда всероссийский телевизионный канал, с пафосом рекламирующий фильмы Павла Лунгина и о. Тихона (Шевкунова), с тем же придыханием вещает о каком-нибудь Ури Геллере и ему подобных бесопоклонниках. А много ли толка от миссионерства, если оно превращается в бойкий либеральный «междусобойчик», имеющий к проповеди о Христе самое опосредствованное, а то и никакое отношение?

Кажется, мiр признал, что «что-то там есть» и успокоился. И вот уже человек в рясе всенародно молится на Олимпийских Играх, чтобы там кто-то кого-то перебегал и перепрыгал. Но, если он — христианин, то кем, в таком случае, были те, кто в своё время эти игры запретил? Или дело только во времени? Ну, а кровожадная религиозность почитателей Иосифа Сталина — тоже христианское чувство? Неразбериха в головах вызывает огромное количество вопросительных знаков. У кого-то. А кому-то ясно всё. К сожалению, эта не вполне честная ясность способна запутать ещё больше. «Не будь вельми прав», — предостережение святоотеческое. Его проигнорировать — значит поставить себя в неловкое положение.

Что и случается, к сожалению. Как, например, недавно — в случае, связанном с благочестивым обычаем составлять жизнеописания наших современников. Так уж получилось, что с одним из них пришлось жить через стенку. И даже не один год. Поэтому с полной ответственностью могу свидетельствовать: приснопамятный схиигумен N — действительно подвижник, безропотный страдалец, раб Божий. Только вот некоторые пассажи, приведённые в изданной немалым тиражом книжке, превращают почившего батюшку скорее в объект для упражнения в острословии, нежели в святого старца. Например, настоятельный совет молиться с мобильным телефоном не просто выключенным, но и обязательно находящемся в разобранном состоянии, с вынутой SIM-картой, дабы от исходящих радио-волн не повредиться духовно. Должно заметить, что это — не самая радикальная его «рекомендация». О прочих безымянный автор упомянуть постеснялся, видимо опасаясь превратить дорогого авву из «делателя безукоризненного» в персонаж очередного оккультно-православного анекдота. И так риторика насельников некоторых вполне легальных монастырей ничем не отличается от высказываний небезызвестных пензенских «гробокопателей».

А.И.Солженицыну принадлежит одна не вполне бесспорная мысль. Он писал, что во времена раскола семнадцатого века из Церкви ушли наиболее здоровые, морально устойчивые силы, что раскол в любом случае — абсолютное зло. Существуют и другие авторитетные мнения. Тот же дьякон Андрей Кураев считает, что иногда церковный раскол скорее лечение, чем болезнь. И с ним можно согласиться, если рассматривать разделение как хирургическую операцию, призванную избавить организм от совместного медленного загнивания. Для того чтобы быть здоровым, порой необходимо сделать надрез и выпустить гной. Хотя бы из чувства самосохранения — назвать вещи своими именами. Сама трагикомическая ситуация, когда имитируется бескомпромиссная борьба против тех, кто её спонсирует, мало свидетельствует о духовном здоровье и рассудительности людей, в этой борьбе участвующих. Они как будто не замечают, что самыми «радостными» проводниками их идей становятся корреспонденты изданий и каналов, которых уж никак не заподозришь в симпатиях не только к Московской Патриархии, но и к Церкви вообще. Ревность — налицо, однако же, не по разуму…

Как справедливо отмечал отечественный коммунистический классик: прежде чем объединяться, нужно решительно и окончательно размежеваться. А он в своём роде был тактиком непревзойдённым. Впрочем, если учесть, что операция — процедура небезболезненная, легко предположить, что не всякий больной на неё согласится, — не всякий фактически находящийся в расколе захочет упразднить свою формальную церковную принадлежность. Гораздо удобнее, находясь в благоустроенном монастыре, «мутить воду», не слишком выставляя напоказ свои мировоззренческие предпочтения. Так что, скорее всего, окончательное отлучение епископа Диомида не искоренит смуту как вялотекущий внутрицерковный процесс. Даже при условии создания им альтернативной иерархической структуры, что, судя по воинственным заявлениям мятежного владыки, вполне вероятно. Околоцерковные либералы тем более не захотят окончательно обособляться. Ибо, собственно, только «околоцерковность» помогает им выжить, не превращаясь в мало кому интересную протестантскую секту.

Но всё же разделение, зарождающееся ныне, имеет свою историческую перспективу. Как и раскол, начавшийся в семнадцатом веке и имеющий место и в двадцать первом. Причина банально проста — гордость, как греховное качество, в земных условиях неудобоискоренима.

http://rusk.ru/st.php?idar=113291

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Александр Соколов    17.10.2008 14:26
Есть открытое письмо Митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) к Александру Меню. В этом письме Владыка делает однозначный вывод: "Сионизм особенно заинтересован иметь в Православной Церкви своих "постовых", которые встречали бы людей, искренне идущих к Истине, и провожали бы далеко от неё, стараясь, однако уверить, что ведут их верно, именно к Православию. Задача таких "постовых" – под видом правды проповедовать ложь, под Православной оболочкой наполнять души людей угодными сионизму взглядами и настроениями. Таким "постовым" сионизма в Православии и являетесь Вы, отец Александр. Это Ваше конкретное место в многосложной и многообразной системе сионизма. Это Ваша давняя, продуманная и добровольно взятая на себя миссия. И мне известно, что Вы сами это хорошо знаете".

Не в бровь, а в глаз. Осталось только поменять фамилию Мень на Кочетков…
  Одиноков    18.09.2008 17:58
"Георгий Кочетков обновленец и враг православия. В его храм народ перестал ходить".
А ему и храма своего с 1997 г. не дают. Так что – какой народ и куда перестал ходить?..
  Одиноков    18.09.2008 14:03
"Епископ Диомид это человек, который желает жить благочестиво." И если продолжить эту фразу: " всяк же, хотящий жить благочестиво, гоним будет".
Но гоним Диомид не за благочестие, а за крайнюю гордыню и действия, направленные к расколу Церкви. Тут Александр Раков посетовал, что
"у епископа Диомида есть много здравых мыслей, которые следовало бы обсудить. Жаль, что он не приехал на Собрание. Жаль, что его занесло с "анафематствованием" Святейшего и других."
Жаль, прежде всего, что здравые мысли в данном случае пришли не в здравую голову… Митра епископа – ещё не гарантия здравоомыслия, что б.чукотским архиереем и доказано вполне.
  М.Яблоков    18.09.2008 13:44
И что же Вам так не понравилось в высказывании вл.Тихона?
  Parcus    18.09.2008 12:56
Игумену Даниилу (Гридченко):
Цитата:
  Кого-кого, а профессора Московской Духовной Академии о. Андрея Кураева в ереси не заподозришь. Никак.  
Для кого это утверждение о.игумен? Я думаю для тех, кто совсем не интересуется жизнью нашей церкви.
Цитата:
  О. Георгий Кочетков – это кто? А чукотский епископ Диомид?  
Отвечаю. Георгий Кочетков обновленец и враг православия. В его храм народ перестал ходить. Епископ Диомид это человек, который желает жить благочестиво.
  Раков Александр    18.09.2008 00:23
М.Яблоков у всех спрашивает: "А Раков – это кто?" "О.Георгий Кочетков – это кто?.." Но по делу. Священноначалие признало, что у епископа Диомида есть много здравых мыслей, которые следовало бы обсудить. Жаль, что он не приехал на Собрание. Жаль, что его занесло с "анафематствованием" Святейшего и других. Упущена одна из редких возможностей сначала поговорить, а потом, возможно, и решить некоторые насущные проблемы. Но я понимаю его несдержанность: Церковь сначала извергла его из его епархии, а уж потом начала разбираться, какие рациональные мысли несёт епископ. А начавшаяся – традиционная для РПЦ травля – сорвали удила, – и Диомида занесло. Уничижает ли это высказанные им мысли? Отнюдь нет. И наше саященноначалие могло бы и без присутствия "виновника" объективно рассмотреть хотя бы некоторые вопросы. Но они сами порождают расколы – и сами потом с удивительной энергией борются с ними. При таком положении дел, когда даже не простой верующий, а епископ оказывается отверженным только за смелость и правдивость высказываний, приведёт не только к расколам, но заставит митрополитов изменить существующий порядок, когда они утверждают, что "Церковь держится только на преемственности апостольской, т.е. на нас". Я сам слышал подобное из уст бывшего председательского отдела МП архиепископа Тихона, который, получив Новосибирскую кафедру, в Москву носа не кажет. Архиерейский Собор не может, по канонам, заменять Поместный Собор. Но они боятся Поместного Собора, ибо там придётся услышать о себе вещи нелицеприятные. В этом вся суть.
Надеюсь, я не допустил ни хулы на Православную Церковь, ни, Боже упаси, брань или грубость в отношении Русской Православной Церкви. А к людям надо прислушиваться, ибо рано или поздно люди заставят себя слушать. Александр Раков.
  Одиноков    17.09.2008 23:27
""Не играйте в футбол, не смотрите его. Эту игру придумал дьявол".
Возможно, такие странные слова и сказал какой-нибудь оптинский старец, но это ещё не означает, что старец абсолютно в данном случае прав. Святые – не оракулы, которые говорят прописными истинами, и в писаниях отцов иногда находились суждения, признанные Церковью не как её непогрешимый голос, а всего лишь как их частное мнение. Дьявол не придумывает игр для человека, с этой задачей всегда справлялся сам человек. Другое дело, чтО человек способен сотворить с самой простой и невинной забавой. Когда мальчишки во дворе гоняют мяч, искренне радуясь своим маленьким успехам и скорбя по-детски о неудачах, при этом получая необходимый заряд бодрости, здоровья и положительных эмоций – какой умник скажет, что это всё выдумал для них дьявол? Но когда из футбола делают трансмировой бизнес, когда страсти фанатов перерастают в побоища и даже в преступления – это вина опять-таки глупых и хитрых людей, а нам предлагают всё на дьявола валить. Враг рода человеческого всего лишь использует нашу порочность. Можно ведь не только любой вид спорта (почему только футбол?), а и любое общественное мероприятие, когда оно зашкаливает за рамки разумного или здравого, назвать изобретением дьявола. Но едва ли это будет признаком глубокого ума.
Что касается "прифутбольных батюшек" – это и в самом деле ахинея, Церкви не нужно заниматься не своим делом. Играете – играйте, но при чём здесь Божие благословение? Есть вещи сакральные, а есть профанные, каждый выбирает что-то одно, и смешивать это не подобает.
  М.Яблоков    17.09.2008 23:07
Да, Александр, Вы как всегда в своём амплуа: …нашу Церковь носит, как щепку, из одной стороны в другую… наша Церковь шаг за шагом отступает от канонов Православия…

На "Эхо Москвы" не пытались устроиться работать? Венедиктов таких берёт. Вам осталось только лишь сказать: "а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься" (Откр.2,5). Не много ли на себя берёте, милый мой?
  Александр Григорьевич Раков    17.09.2008 21:17
То, что о.Андрей временами играет на публику, несомненно. Меня это часто коробит. Но с годами я приподнялся над своим несовершенным мнением, на собственной шкуре убедившись, как люди не любят тех, кто ДЕЛАЕТ что-то на благо Православию. Так и о. Андрей Кураев привнёс в Церковь много нового: во всяком случае, он один из немногих церковнослужителей, не боящихся выступать публично. И, конечно, даже он при всей своей эрудиции, впадает в ошибки. К примеру, в 2004 году, выступая в Клубе правосланой прессы, он вдруг стал зачитывать – не в тему совершенно – никому не известную книгу, в которой описывалось, что в еврейских гетто сами евреи выдавали фашистам православных евреев. У меня волосы встали дыбом. К чему это? Зачем? Мы обсуждали наши пролемы православных СМИ. Вот за такими выступлениями Кураева я вижу желание поразить остальных своей необычностью, оригинальностью мышления – одним словом, выделиться из общей массы и оставаться на виду как можно дольше.Никто не покушается на его заслуги в просетительской деятельности, в многочисленных поездках по России; но желание покрасоваться, особенно перед молодёжью, от него не отнять. Это, несомненно, гордыня, которая присуща всем нам. Только он на виду, поэтому как пожелание – стараться быть поскромнее. То же просматривается и в некоторых его книгах; его брошюрка – забыл название – о евреях внесла смуту во многие умы. Русские люди доверчивы, а к людям, пишущим книги или выступающим по ТВ или радио, отношение пиетическое. И последнее. Я удивляюсь, почему РПЦ не только не даёт оценки приписки священников к футбольным командам, но и молитвы за спортивные победы сборной. Пусть почитают, что говорил ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ В КНИГЕ БЫКОВА о футболе (цитирую по памяти): "Не играйте в футбол, не смотрите его. Эту игру придумал дьявол". В случае надобности могу привести точную цитату. А то нашу Церковь носит, как щепку, из одной стороны в другую. И народ сбивают с толку. Сначала освящали казино, потом пристраивали к храмам рестораны, теперь потакают низменным страстям фанатичных болельщиков футбола и других видов спорта. Духоносные старцы всегда говорили, что нужно поддерживать тело как храм души в чистоте и здоровье. Наверное, ничего против не имели они и против игры в городки, раз они дожили до наших дней. Только вот я ничего не слышал, чтобы священники благословляли городошников на победу в соревнованиях – это же не Куликовская битва. Общее впечатление, которое создаётся из калейдоскопа мелких событий, – наша Церковь шаг за шагом отступает от канонов Православия, пусть сначала в мелочах, а потом и в большем. Лучше бы вышли, наконец, из ВСЦ и ЕКЦ. Мнение простого народа просто не принимается во внимание. А потом мы удивляемся, откуда появился тот или иной раскол. Александр Раков.
  М.Яблоков    17.09.2008 20:44
…О. Георгий Кочетков – это кто? А чукотский епископ Диомид? Это ещё одно и то же или уже нечто взаимоисключающее? Впрочем, вышеуказанные антиподы при всей своей несхожести имеют и нечто существенно общее, – именно стойкую неприязнь к так называемой официальной Церкви…

Закон единства и борьбы противоположностей…

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика