Русская линия
Российская газета Екатерина Пятунина,
Елена Яковлева
08.12.2005 

Не берите на веру
Глава российских мусульман Равиль Гайнутдин не призывает к переменам государственного герба

Самая горячая и скандальная новость последних дней: мусульмане России под знаменами политкорректности начали поход на нетолерантную госсимволику России. Требуют убрать с герба России крест, в многоконфессиональной стране это несправедливо.

Разговоры на эту тему остаются приоритетными новостями. «Герб России оскорбил мусульман», — пишут «Новые Известия». «С российского герба предлагают убрать православные кресты», — оповещает новостное агентство «Тюменская линия». «Муфтии России протестуют против христианских крестов на гербе и в паспорте», — сообщает «Труд».

Тема, поднятая сайтом Ислам-инфо, с легкой руки журналистов стала чуть ли не главной новостью.

Но вот как прокомментировал ситуацию «Российской газете» глава российских мусульман, председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин:

— Мы с уважением относимся к государственной символике РФ. Гимн, герб, как и все государственные символы РФ, были приняты Госдумой и утверждены президентом, тем более трудно представить, что они содержат ущемление мусульманских прав. Нет в этом никаких ущемлений. Я не вижу никакого оскорбления правоверных данной символикой. Менять символику сегодня неуместно. Мы с уважением относимся к действующему гербу нашей страны.

Претензии к гербу не могут звучать от имени всех мусульман, подчеркивает пресс-секретарь Совета муфтиев России Радик Амиров.

— Мнение одного религиозного деятеля вовсе не означает, что его придерживаются все остальные последователи ислама. Это мнение о гербе, еще раз подчеркну, сугубо личное.

Неужели мусульманам больше нечего делать сегодня, как менять государственную символику страны. Это сродни заявлениям по поводу устройства мусульманами «второй Чечни» в России и т. п. Мне кажется, на такие заявления не следует обращать особенного внимания.

Такое впечатление, что тем, кого герб вполне устраивает, забыли предоставить микрофон:

— Я думаю, что герб Российской Федерации, который является для нас символом российской государственности, абсолютно не противоречит мусульманским нормам и этике, — подчеркивает муфтий Исмагил-Хазрат Шангареев . — Двуглавый орел обращен на восток и на запад. Это обращение для меня символизирует наше огромное евразийское государство. Я не сторонник изменения герба. А православные символы связаны с историей страны, в которой мы живем, мы эту страну вместе создавали, она исторически была православной, поэтому я не сторонник никаких категорических изменений герба.

Как отнеслись к заявленным претензиям в Русской православной церкви ?

— Боюсь, что сайт Ислам-инфо, который больше чем через 10 лет после утверждения герба начал поднимать эту тему, собирая отзывы у тех мусульман, которые ранее были известны более чем жесткими заявлениями, просто провоцирует межрелигиозный конфликт, не выгодный ни православным, ни мусульманам, — прокомментировал ситуацию заместитель председателя отдела внешних церковных сношений Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин . — Конечно, призыв дехристианизировать российскую историю, настоящее и будущее нашей страны может вызвать только негативную реакцию православных верующих и породить конфликт, который не нужен на самом деле ни православным, ни мусульманам. Похоже, он нужен только тем, кто пытается выслужиться перед зарубежными спонсорами, посеяв в России рознь между верующими, и оттеснить традиционное мусульманское руководство за счет радикализма и провокации.

Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин посчитал всплеск возбуждения на эту тему «несколько искусственным»:

— Я бы все теоретические споры отставил в сторону и обратился к реальности. А она такова, что в государственной символике любой европейской страны сегодня присутствуют христианские символы. И при всех разглагольствованиях об отделении государства от религии понятно, что религия настолько вплелась в историю, психологию, этику, мораль различных общественных устройств, что полностью ее извлечь оттуда невозможно. Мне, например, не представляется недопустимым и возмутительным использование мусульманских религиозных символов в государственной символике исламских государств, в том числе и включающих в себя другие национальные и религиозные меньшинства. Конечно, история страны связана в первую очередь с коренными народами этой страны. А что касается России, то в ней достаточно регионов, исторический путь которых связан с мусульманами, — Чечня, Дагестан, Татарстан. Мне кажется нормальным, когда в геральдике этих образований присутствуют мусульманские символы. А разговоры о недопустимости использования христианской символики в государственной геральдике России просто абсурдны. В нашей стране есть два варианта: либо это будет крест, либо серп и молот. Меня больше устраивают в государственной геральдике религиозные символы, чем символы атеистические.

— Герб — это та символика, которая несет определенную стабильность для страны. Для любых изменений существует процедура законодательных инициатив, — считает Государственный герольдмейстер Георгий Вилинбахов , — изменение герба России невозможно без внесения изменений в Конституцию РФ, а это может спровоцировать дестабилизацию обстановки в стране.

Георгий Вилинбахов заметил, что в протестах просматривается незнание некоторыми мусульманскими лидерами символики, так как изображения крестов встречаются и в мусульманской культуре.

— Каждая эмблема многозначна и не привязана к определенной культуре. Тот же полумесяц ассоциируется в христианстве с символом Богоматери.

Аналогичная ситуация, по его мнению, может возникнуть, если христиане будут требовать убрать полумесяц с гербов мусульманских стран. Еще в дореволюционной России мусульмане принимали определенные награды в форме крестов, хотя изображения святых для нехристиан заменяли на изображение государственного герба. Получается, что современные мусульмане считают себя больше мусульманами, чем их предки.

— Российский политический и культурный бомонд не должен бояться таких выпадов, — считает профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев , — а сами мусульмане должны изжить в себе экзальтированный страх перед немусульманской символикой, перестать быть подростками… Я рад, что нашлись и другие муфтии — такие, как Равиль Гайнутдин, которые отмежевались от экстремистского выпада Аширова, — говорит отец Андрей.

По его мнению, не надо изменять свои святыни в угоду кому-то, иначе «на следующем этапе некоторые могут потребовать, например, переименовать Санкт-Петербург, «поскольку в Коране нет святого пророка Петра, а мусульмане в этом городе тем не менее живут. А сколько Благовещенских, Троицких, Воскресенских улиц и площадей надо будет переименовать в наших городах!» Он напомнил, что муфтий Нафигулла Аширов приветствовал уничтожение статуй Будды афганскими талибами.

http://www.rg.ru/2005/12/08/diskussiya.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика