Русская линия
Радонеж Алексей Харитонов22.12.2008 

Искушение и сеть

На Украине продолжает развиваться скандал вокруг Сандея Аделаджи, выходца из Нигерии, пастора общины «Посольство Божие», неопятидесятнической организации, недавно поражавшей всех своим быстрым ростом и серьезным политическим влиянием. В конгрегацию входили тысячи людей (по утверждениям самого Сандея, которые, правда, некому проверить, «Крещение» в этой общине приняло 800 тысяч человек). Сандей Аделажда был влиятельным человеком в украинской политике; хотя его заявления, что он «сделал оранжевую революцию» он сам впоследствии признал преувеличением, он водил близкое знакомство с влиятельными фигурами украинской политики. Киевский мэр Леонид Черновецкий был его прихожанином, и, поздравляя духовного наставника с днем рождения, говорил: «Наш пастор — хороший представитель Бога на земле… Я пришел за голосами, а приобрел веру. Пастор, моя любовь и мое уважение всегда с Вами. Я Вас люблю» Сайт «посольства» аттестует пастора Сандея в самых восторженных тонах: «Сандей Аделаджа признан одним из самых одаренных учителей Божьего слова нашего времени, обладающим необычными дарами Святого Духа, особенно словом знания».

Однако сейчас многие бывшие члены его общины отзываются о нем совсем иначе: «Я возмущен до глубины души чудовищными размерами лжи пастора Сандея Аделаджа и наглостью, с которой он ее распространяет, а так же, тем как много у него сообщников». Что же произошло? Насколько можно понять из различных источников, Сандей Аделаджа горячо призывал свою паству вкладывать деньги в компанию «Кингз Кэпитал», фактическим основателем которой он и был. Людям обещались золотые горы, 60% годовых, их призывали брать кредиты под залог своих квартир или даже продавать их, чтобы принести деньги пастору Сандею. Тех, кто не делал этого, он публично высмеивал с кафедры: «Что вы сидите и держитесь за свои квартиры, это же деньги. Нужно что бы ваши квартиры работали на вас. Нужно заложить квартиру и часть денег положить в Кингз Кэпитал, а часть инвестировать в объекты недвижимости». Полагая его избранным Богом духовным лидером, люди нередко вкладывали в «Кингз Капитал» последнее.

Как и следовало ожидать, они не увидели не только обещанных сверхдоходов, но и вложенных денег; 80% процентов вкладчиков оставляли прихожане Сандея, многие из них не только лишились сбережений, но и оказались в огромных долгах, над многими из нависла угроза остаться без крыши над головой. Как пишет тот же бывший член «посольства», «Я понимаю, что сейчас это выглядит смешно — поверить в такой „лохотрон“! Но именно так было: я сделал глупость, просто поверив Сандею Аделаджа на слово». Почему так случилось? Почему явно мошеннические предложения, над которыми люди бы просто посмеялись, выскажи их то-то другой, были восприняты с таким энтузиазмом?

Случившееся поднимает две связанные между собой проблемы — проблему духовного самозванства и проблему ложного богословия. «Посольство Божье» приписывало своему лидеру сверхъестественный авторитет, причем делало это в выражениях, на православный взгляд просто кощунственных. Аделаджу именовали «Апостолом», «Помазанником Божиим»; его собственные заявления звучали еще более дико: «Хотите видеть Бога — посмотрите на меня!… Я настолько вместил Бога и Его качества, что с уверенностью могу так говорить». В бурных интернет-обсуждениях происходящего оставшиеся верными своему лидеру «овцы посольства Божия» с негодованием восклицают: «как можно критиковать помазанника Божьего!». Другие возражают им: «Моя знакомая, инвалид 2 группы, истинная верующая с очень чистым сердцем, всегда верная, служитель в церкви, привыкшая с упоением слушать учения пастора Сандея и желая исполнить „волю Божью“ заложила свою квартиру и вложила деньги в Кингз Кэпитал. Сделала все так, как советовал пастырь Сандей. И что же теперь делать этой бедной женщине???»

У православного человека все это вызывает недоуменный вопрос — а почему вы вообще решили, что Сандей Аделаджа «помазанник Божий»? Почему вы приписали ему какие-то особые отношения с Богом, право руководить верующими, иммунитет от критики? И — давайте зададим этот болезненный для многих, но необходимый вопрос — стоило ли отвергать учительский авторитет Православной Церкви только затем, чтобы поставить себе учителем человека, который вас жестоко обманет? Не об этом ли пророчествовал Апостол: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. (2Тим.4:3,4)»? Давайте обратимся к Священному Писанию и увидим, каков законный путь обретения пастырских и учительских полномочий: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они [Апостолы] помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. (Деян.14:23)». Люди становились пастырями Церкви Христовой через Апостольское рукоположение, как и святой Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2Тим.1:6)». В Православной Церкви существует непрерывная цепочка рукоположений, которая связывает любого православного епископа или священника с Апостолами; никто не поставляет себя пастырем сам, но принимает это служение от Церкви, той самой, о которой сам Господь сказал «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матф.16:18)». Люди, которые предпочли Апостольской Церкви самозваного «помазанника» уже пострадали финансово; но горше этого тот духовный ущерб, который люди себе причиняют, избирая учителей, которые «льстили бы слуху».

И тут мы переходим к другому вопросу, тесно связанному с вопросом о духовном самозванстве — вопросу о «льстивом учении», о ложном богословии, которое проповедовало «посольство Божие». Одна из книг Сандея Аделаджи называется «Финансовая победа» и анонсируется словами: «Бог желает, чтобы верующие в Него люди всегда жили в достатке и изобилии. Как пребывать в Божьем обеспечении и всегда быть успешным, Вы и узнаете из этой книги». «Посольство» придерживалось так называемой «Теологии процветания» — учения о том, что благословение Божие, пребывающее на верном христианине, должно проявиться в материальном достатке. Как говорилось в газете «Слово веры», издаваемой Сандеем Аделаджей, «То, что Бог сделал для нас, Он сделает для вас!». Далее шли рассказы людей, сделавшихся богатыми и здоровыми благодаря учению нигерийского пастора. Конечно, все хотят быть богатыми и здоровыми, и никто не хочет быть бедным и больным; а процветающий вид харизматических пасторов — прекрасно одетых и отлично обеспеченных — служил действенной рекламой. Люди, правда, не хотели замечать, что процветание этих людей происходит не от особого Божьего благоволения, а от источников гораздо более материальных — от тех, кто нес им свои вклады и пожертвования в надежде на то, что они вернутся им в виде «обильных благословений». Желание избавиться от нужды и болезней было настолько сильным, что люди не хотели замечать того, что это учение не только находится в вопиющем противоречии с Новым Заветом, но и прямо им отвергается. Вот что говорит святой Апостол Павел: «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. (1Тим.6:5−10)».

Слово Божие не обещает нам безбедной жизни здесь, на земле; напротив, нам сказано, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. (Деян.14:22)». Богатство само по себе не греховно — и Церковь знает многих благочестивых купцов, которые употребляли свои средства на возведение храмов, больниц, на помощь бедным; если Бог дал человеку талант в организации производства или торговли, ему следует употребить его во славу Божию, для совершения добрых дел, а не зарывать в землю. Однако Бог не обещал богатства каждому верующему; промысел Божий поставляет каждого в те материальные условия, которые наиболее потребны ему для вечного спасения. Усердный труд, честный и воздержанный образ жизни могут помочь человеку обрести достаток; но ничего похожего на золотые горы «теологии процветания» слово Божие не обещает. Слово Божие обещает верным невыразимую радость вечного спасения; но путь к этой радости вполне может пролегать через «многие скорби».

Здравое учение Православной Церкви не обещает нам роскошных домов и автомобилей; оно обещает нам вечное спасение. Пусть же те, кто пострадал от самозванцев, обратятся к Церкви Христовой, и от обмана — к истине Апостольского учения.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2902


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика