Русская линия
Седмицa.Ru Николай Головкин20.06.2009 

«Честнаго образа Твоего знамение празднующе»
Торжества по случаю праздника Курской Коренной иконы Божией Матери

20 июня в местечке Свобода Золотухинского района Курской области торжественно откроется IX межрегиональная универсальная оптово-розничная Курская Коренская ярмарка. А накануне, 19 июня, благословляя всех тех, кто собрался в эти дни в сердце России с думой о ее будущем, от Знаменского монастыря в Курске в монастырь Коренная Рождества Богородичная мужская пустынь отправится традиционный крестный ход с небесной покровительницей древнего края — списком чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение».

Курская область — юбиляр…

2009-й год для курян особенный — год 75-летия со дня образования Курской области. История «соловьиного края», гордящегося именами таких своих сынов, как великие пастыри Земли Русской — преподобные Феодосий Печерский и Серафим Саровский, уходит своими корнями во времена и события тысячелетней давности и неразрывно связана с прошлым, настоящим и будущим великой России.

На протяжении многих столетий куряне защищали границы государства, находились на передовых рубежах в борьбе против иноземцев, посягавших на свободу и независимость Отчизны, создавали сильную и могучую державу. А в XX веке Курская земля дала имя одной из величайших битв Великой Отечественной войны.

Во второй половине XIX — начале ХХ века одним из крупнейших центров Православия в России был монастырь Коренная Рождества Богородичная мужская пустынь, созданный нашими благочестивыми предками на месте обретения Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение».

Покровительница и заступница земли Курской

Обратимся к истории обретения святыни, которая на протяжении нескольких веков является покровительницей и заступницей земли Курской.

В XIII столетии Курская земля, как и почти вся тогдашняя Россия, подверглась страшному опустошению от нашествия татар. Курск был совершенно разрушен и превратился в пустыню, заросшую дремучим лесом, населенную дикими зверями. Жители Рыльска, находившегося в 90 верстах от Курска и случайно уцелевшего от погрома, ездили туда на охоту.

И вот, по преданию, 8 (21) сентября 1295, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в корнях дерева Пресвятая Богородица явила свой лик одному благочестивому мужу, охотившемуся в окрестных лесах (в 27 верстах) под Курском с небольшой дружиной охотников из Рыльска.

«…И увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Увидев это, муж поставил честно обретенную икону в дупло дерева, а сам тогда же объявил о сем православном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей выше упомянутого места часовню и, поставив в нее чудотворную икону, возвратились в мир восвояси"…

Узнав о новоявленной иконе Божией Матери, рыльчане стали посещать ее для поклонения, и от нее стали источаться многочисленные чудотворения.

Тогда рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Весь город вышел навстречу чудотворному образу, приближавшемуся с крестным ходом. Только сам Василий Шемяка уклонился от участия в этом торжестве… и ослеп. После усердного покаяния и молитв перед иконою, князь опять прозрел. В благодарность за это в Рыльске по княжьему повелению был сооружен храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона. С тех пор, в день ее обретения, 8 (21) сентября, установлено ежегодное празднование ей.

Трижды икона чудесно исчезала, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы Ее икона оставалась на месте обретения.

В 1383 году Курская земля подверглась разграблению со стороны крымских татар. Они взяли в плен священника отца Боголюба, а часовню, где находилась икона, решили сжечь. Но та, несмотря на все усилия, не загоралась. Суеверные захватчики обвинили священника в волшебстве. Он обличил их неразумие и указал им на икону Божией Матери. Озлобленные враги схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли.

В плену в Крыму старец, несмотря на оказываемое давление, не принял чужую веру. Он остался непреклонен, возлагая всю свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. И эта надежда не обманула старца. Однажды он пас овец и услаждал себя пением церковных молитв в честь Матери Божией. Проезжавшие к хану послы московского князя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена.

Отец Боголюб вернулся в свое Отечество и поселился опять на прежнем месте, где стояла часовня. После долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса».

В 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича икона была взята в Москву и окружена по ее краям изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков, предвозвестивших людям об избрании, подвиге и служении Преблагословенной Девы Марии.

Курская-Коренная икона находилась на Земском Соборе, избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова.

В 1615 году по особому прошению курских жителей царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой.

В том же году по велению царя на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Богородицы и основан монастырь, названный Коренной пустынью — в память обретения чудотворного образа у корня дерева. А над источником, забившем на этом месте, построили церковь во имя Живоносного Источника.

С 1618-го большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время.

Чудеса и знамения, связанные с Курской-Коренной иконой настолько поражали всех своей силой, что слава о них шла по всей Руси, и постепенно этот образ стал общенациональной святыней. Списки с нее богато украшались и распространялись в храмах, монастырях, в войсках.

Когда в 1689 году, во времена русско-турецких войн, русские ратники отправлялись в Крымский поход, изображение этой иконы украсило полковые знамена с надписью:

«Все упование наше на Тебе возлагаем, Мати Божия. Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым — дивным воеводством, хранити присно в своем крове».

Список с чудотворной иконы Курской-Коренной в 1812 году был отправлен курянами в действующую армию князя Михаила Кутузова, и на протяжении всей войны с французами он охранял русских воинов.

В 1769 году под сенью этого образа окреп здоровьем будущий великий русский святой -преподобный Серафим Саровский. Еще в детстве над святым отроком Прохором (родился 19 июля 1759 года в Курске в купеческой семье Мошниных, построивших на свои средства Сергиево-Казанский собор в центре города) не раз проявлялся дивный покров Божий, явно показывавший в нем богоизбранность.

Когда ему исполнилось семь лет, мать, осматривавшая не завершенную еще Сергиеву церковь, взяла его с собой на самый верх строившейся колокольни. По неосторожности мальчик упал с колокольни на землю. Агафия в ужасе сбежала вниз, думая, что ее сын разбился насмерть, но, к неописуемой радости, нашла его целым и невредимым.

Три года спустя мальчик тяжело заболел, да так, что домашние уже не верили в счастливый исход. В это время отец Серафима увидел Пресвятую Богородицу, обещавшую ему скорое исцеление от болезни сына. И в скором времени это пророчество сбылось.

В Курске случился ежегодный крестный ход с чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы. На этот раз из-за дождя и грязи он прошел прямо через двор Мошниных. Агафия поспешила вынести больного сына и приложила его к чудотворной иконе, после чего отрок стал поправляться и вскоре совершенно выздоровел.

Крестные ходы

Самый первый в истории крестный ход с Курской-Коренной состоялся в 1618 году, в девятую пятницу по Пасхе, по высочайшему Указу царя Михаила Федоровича. В этот летний день чудотворная икона была торжественно перенесена из Знаменского монастыря (основан в 1612 году) в «пустыньку» что на корню". Постепенно сложилось, что она должна пребывать там до 12(25) сентября. Ежегодно икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на 27 верст — весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни.

В мае 1852 года Государственный Совет принял решение о том, чтобы сделать дни крестного хода нерабочими. Традиция крестного хода, которая укреплялась веками, представляла собой хорошо отработанный порядок и церемониальную часть.

После получения Курском статуса губернской столицы (1775) и епархиально-административного центра (1833) значение этого обряда значительно возросло. Возведенный в ранг губернского праздника, крестный ход объединял курян, сближая светских чиновников, духовенство и простой люд. Кроме того, участие в крестных ходах губернаторов и духовенства придавало этому обряду особую торжественность и значимость.

Звон колоколов Знаменского монастыря подхватывали звонари всех курских церквей. И благодать опускалась на каждого, кто собрался на крестный ход из ближних и дальних губерний России и иных стран…

Это событие передал великий Илья Ефимович Репин в своей картине «Крестный ход в Курской губернии» (1881−1883, ГТГ), на которой запечатлен один из таких ежегодных крестных ходов со святыней. Знаменитая картина — подлинная «энциклопедия пореформенной России» — была куплена Павлом Михайловичем Третьяковым и стала украшением его галереи.

Сохраняя индивидуальность каждого персонажа, великий художник как бы воссоздаёт образ всей России. Каждый из персонажей, следующих за святыней, — личность, яркий рельефный характер, и все вместе образуют главного героя картины — многоголосый и многоликий образ деревни той поры, всего русского общества.

Да, эти молитвенно-покаянные шествия были многолюдными. Казалось, что в них действительно шла вся Россия. Но… Уже тогда это, увы, было не так. В ночь с 7 на 8 марта 1898 года злоумышленники революционеры-безбожники при помощи адской машины хотели уничтожить Курскую-Коренную икону. Бомба с часовым механизмом должна была взорваться во время воскресного богослужения. К счастью, взрыв произошел ночью. Однако по Промыслу Божиему, несмотря на сильные разрушения в храме (многопудовый подсвечник, стоявший перед иконой, был отброшен на несколько метров), сама икона не пострадала.

А спустя годы, кто-то из этих же людей — прототипов героев Репина — шел уже за идолами, возвращенными на русскую землю большевиками, участвовал в братоубийственной гражданской войне, разрушал храмы и осквернял иконы, расстреливал священников…

После октябрьского переворота, когда начались гонения на веру, запретили и крестные ходы.

Одигитрия Русского Зарубежья

Русские эмигранты глубоко почитают Курскую-Коренную икону, называя ее «Одигитрией (путеводительницей) русского рассеяния». Для них долгие годы эта икона олицетворяла единство и надежду на падение безбожного режима. Непростым был путь на чужбину русской святыни.

12 апреля 1918 года Курская-Коренная икона была украдена из собора Знаменского монастыря. Она была найдена без драгоценной ризы одним бездомным курянином у Феодосиевского колодца, выкопанного по преданию самим игуменом Киево-Печерским — преподобным Феодосием, найдена здесь в день его памяти. Поэтому, нельзя не заметить участия в обретении иконы и предстательства за своих земляков чудотворца Лавры Киевской.

Узнав об обретении иконы, епископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов), велел звонить во все колокола и направился крестным ходом с братией монастыря к месту обретения чудотворного образа.

Возрадовавшимися и благодарными монахами Знаменского монастыря и мирянами совершались непрерывные моления перед иконой. Они предчувствовали, что в скором времени она оставит свой град.

В октябре 1919 года владыка Феофан, опасаясь осквернения святыни наступавшими безбожными силами, покинул с Добровольческой армией пределы Курска, неся на руках своих чудотворный образ. Святыня была переправлена сначала в Белгород, а затем в Таганрог, где ее торжественно встречал генерал Деникин со своим штабом, архиереи, народ.

Но Добровольческой армия терпела поражение за поражением. Чудотворную увозили через Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск… 1 марта 1920 года в сопровождении епископов Курского Феофана и Новороссийского Сергия и не пожелавших расстаться со святыней иноков икона из Новороссийска на пароходе «Святой Николай» покинула Россию. Святыня побывала в Греции, Сербии…

В сентябре 1920 года по усердной просьбе генерала Врангеля икона вернулась в Отечество, в Крым. Это произошло в день праздника Воздвижения Креста Господня. Святой образ оставался там до общей эвакуации Белой Добровольческой Армии. 29 октября, почти через год после того, как чудотворная икона покинула родной Курск, она навсегда оставила русскую землю. После этого в России осталась только ее списки.

Чудотворная икона «вернулась» в Югославию. В 1925 году по постановлению Синода заграничных епископов и с согласия хранителя иконы владыки Феофана Зарубежная Одигитрия была перенесена в русскую Троицкую церковь в Белграде.

После захвата Югославии фашистами владыка Феофан перевез икону в Хоповский монастырь. Высланный вскоре после этого из Хорватии, он прибыл в Белград, где жил в нужде до конца своих дней в 1943 году.

В 1944 году митрополит Анастасий (Грибановский) перевез святыню сначала в Германию, а затем в 1957 году в США. С этого времени Курская-Коренная икона пребывает в посвященном ей соборном храме при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке.

Одигитрия Русского Зарубежья освящает и благословляет Своим присутствием торжества, заседания Архиерейского Синода, работу Архиерейских Соборов и другие события в жизни Русской Зарубежной Церкви, указывая путь в современном мире. Она регулярно совершает паломничества по всем епархиям русского рассеяния, принося всем утешение и укрепление.

…Акт о каноническом общении — важнейший исторический документ, положивший начало долгожданному воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии, — подписали 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя почившие в прошлом году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх РПЦЗ митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Лавр.

Тогда же, после подписания Акта о каноническом общении, владыка Лавр посетил Коренную пустынь. В память об этом он посадил у святого источника вяз, так как именно на корне этого дерева семь с лишним столетий назад был обретен святой образ.

Две половинки Русского мира срослись, как некогда разрубленная чудотворная икона Божией Матери «Знамение». Восстановление церковного единства означает преодоление вражды и разобщенности русских людей, живущих в России, и потомков белоэмигрантов, вынужденно покинувших родину более 80 лет назад.

Теперь духовенство и миряне Русской Зарубежной Цркви и Московского Патриархата вместе совершают Евхаристию и другие церковные таинства. Находясь вдали от дома, верующие посещают храмы друг друга. Совместно реализуются масштабные социальные и культурные проекты.

Так, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II с мая 2007 по июнь 2008 года прошла Международная духовно-просветительская программа «Под звездой Богородицы», посвященная историческому воссоединению.

Ее восемь крестных ходов — лучей звезды Пресвятой Богородицы — организовали и провели по России и зарубежью Русское Афонское общество (президент — полпред президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко) и фонд «Андреевский флаг» (президент — Александр Мельник).

8 июня 2008 года, в день 125-летия со дня первого освящения храма Христа Спасителя, крестоходцев, которые вместе с другими святынями несли и список чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери, встречал Святейший Патриарх Алексий II.

Возрождение Коренной пустыни

Сегодня возрождается не только архитектурный комплекс Коренной Рождества Богородичной мужской пустыни, но вновь проводятся и традиционные ежегодные летний и осенний крестные ходы со списком чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», собирающие тысячи паломников из многих регионов России и из-за рубежа.

…В 1923 году в ходе одной из первых антирелигиозных кампаний, проводившихся большевистской властью, Коренная пустынь была закрыта, а затем до основания разрушена, разграблена, осквернена.

В последующие годы Живоносный источник, освященный самой Богоматерью, пытались стереть с лица земли, залив его бетоном. Но источник пробивался в новых местах. Пострадал не только монастырь, но и все те, кто не хотел забыть существовавшую веками традицию. Территория монастыря была обнесена четырехметровой высоты забором, на всех подходах к монастырю выставили дружинников. Была устроена охота буквально на каждого паломника. У верующих попытались вытравить саму память о Коренной пустыни.

Но искоренить силовыми методами веру оказалось невозможным. Всеми способами верующие искали общения со своей святыней. Перемены произошли только в 1988 году, в 1000-летнюю годовщину Крещения Руси. В этом году последовало обращение правящего архиерея Курской епархии архиепископа Ювеналия к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену и главе государства М. С. Горбачеву с просьбой вернуть Коренную обитель верующим.

После этого обращения 7 августа 1989 года исполком областного Совета народных депутатов издал решение о поэтапной передаче епархиальному управлению части историко-архитектурного комплекса Коренной Рождества Богородичной мужской пустыни. 15 августа состоялось первое богослужение на месте, где до октябрьского переворота возвышался храм Рождества Пресвятой Богородицы.

С этого момента началось возрождение Коренной пустыни. Восстановление монастыря было осуществлено практически за пять лет. Поднялась звонница. У места обретения иконы вновь был возведен храм.

Первый после долгого перерыва крестный ход — символ возрождения нашей исторической памяти и наше покаяние — состоялся 15 июня 1990 года, в девятую пятницу по Пасхе. По своим масштабам он отличался от своих исторических предшественников: его протяженность была всего лишь 900 метров. Крестный ход проходил внутри монастырской ограды. Последующие ходы обрели свой прежний исторический масштаб. Вновь став всенародным праздником, крестный ход в Коренную пустынь привлекает тысячи паломников из ближнего и дальнего зарубежья.

Посетивший Коренную пустынь в сентябре 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II назвал Курскую Коренную пустынь третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевской лаврой и Дивеевской обителью преподобного Серафима Саровского в Нижегородской области.

…2 июня 2009 года с участием руководства Курской области и епархии состоялось очередное рабочее совещание по вопросам строительства Рождества-Богородицкого храма — главного собора Коренной пустыни, который возводится на месте исторического.

Глава Курской области Александр Михайлов осмотрел строительство монастыря. Там уже завершен монтаж кровли и куполов храма, установлены окна, сейчас ведется отделка фасада, нижняя часть которого будет облицована мрамором. В полном разгаре и внутренние отделочные работы, проведены все инженерные сети. Особенно тщательно ведется укладка наборного пола из разноцветного гранита, который станет настоящим украшением собора.

«Золотой» иконостас для собора создают мастера Свято-Троицкого братства, изделия которых приносят новую славу Курской земле. Этот коллектив сложился в храме Святой Троицы усилиями его настоятеля архимандрита Зиновия. Мастерские братства, которое трудится по благословению архиепископа Курского и Рыльского Германа, находятся в маленьком городе Щигры, расположенном к западу от Курска. Они известны верующим по всей России и далеко за ее пределами.

Среди концептуальных работ Свято-Троицкого братства — Иверская часовня в Москве. Специальная технология позволила их дизайнерам еще до начала работ виртуально сконструировать итоговый результат до самых мельчайших его подробностей в резьбе. В результате щигровские мастера создали неповторимую композицию, которая украшает знаменитую часовню на Нулевом километре в Москве. Столь же уникальной будет и их иконостас для Коренной пустыни.

Начато также благоустройство территории у воссоздающегося собора монастыря. Рабочие выравнивают площадку и укладывают тротуарную плитку — это благотворительная помощь соседей-белгородцев.

Завершение строительства и сдача собора запланированы на конец лета. Все работы ведутся по графику, без отставаний, практически круглосуточно и без выходных.

А к началу июньского крестного хода и Коренской ярмарки должны быть приведены в порядок территория монастыря и спуск к собору — сюда приедет множество гостей и паломников.

Встреча после долгой разлуки

Воссоздающийся ныне в соответствии с пожеланиями священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) главный собор Коренной пустыни — условие совершения паломничества Одигитрии Русского Зарубежья на место своего исторического обретения.

Это паломничество на Родину чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» приурочено к осеннему крестному ходу из Коренной пустыни в курский кафедральный Знаменский собор, который пройдет 25−26 сентября 2009 года.

Такое решение было принято в мае нынешнего года в Нью-Йорке на очередном заседании Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви под председательством ее Первоиерарха митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Иллариона, «в присутствии Курско-Коренной иконы».

Выслушав доклад протоиерея Серафима Гана, огласившего письма председателя Попечительского совета по возрождению Коренной пустыни Георгия Полтавченко, архиепископа Курского и Рыльского Германа и губернатора Курской области Александра Михайлова, члены Архиерейского Синода выразили свое принципиальное согласие с чаемым многими принесением в Россию Курской-Коренной иконы Божией Матери.

Иерархи Русской Зарубежной Церкви выразили надежду, что принесение в Россию Курской-Коренной иконы «послужит славе Божией, укреплению и обновлению сил православного народа Руси, Дома Пресвятой Богородицы». Этому Дому Русская Зарубежная Церковь, подчеркнули ее архиереи, всегда старалась служить с Божией помощью, сохраняя и приумножая великое наследие, переданное ей «славными предшественниками».

Архиереи РПЦЗ обратились к главе Попечительского совета, полпреду президента РФ в Центральном федеральном округе Георгию Полтавченко с просьбой «обеспечить все меры безопасности Курской-Коренной иконы Божией Матери и ее благополучное возвращение в США».

Коренская ярмарка ждет гостей

Рубежным промежуточным событием перед сентябрём, когда Покровительница и заступница земли Курской, прибудет в Россию, и будет открывающаяся ежегодная Коренская ярмарка. В качестве центра хозяйственной жизни региона она стала основой экономического и финансового механизмов реставрации древней обители.

Сегодня на базе ярмарочных строений проводятся многочисленные официальные административно-управленческие мероприятия, экономические форумы регионального, всероссийского и международного масштаба, заключаются важные для областного хозяйства экономические сделки.

Главное отличие нынешней ярмарки — проведение в её рамках сразу нескольких федеральных мероприятий. Так, 18 июня пройдет заседание Попечительского совета по возрождению Коренной Рождества Богородичной мужской пустыни. 19 июня состоится заседание Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО Георгии Полтавченко, в котором примут участие все губернаторы и главные федеральные инспекторы регионов ЦФО.

http://www.sedmitza.ru/text/719 121.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика