Русская линия
Русская линия28.12.2006 

Возможен ли плюрализм в вопросе подготовки к Причастию?
В Москве состоялось пастырское совещание

27 декабря в Центре духовного развития молодежи (ЦДРМ) Даниловского монастыря состоялся очередной круглый стол, посвященный актуальным вопросам духовной жизни в Церкви в наши дни. На этот раз в центр внимания вынесена тема подготовки к таинству Святого Причащения. Для обсуждения этого вопроса были приглашены епископы и авторитетные священники Москвы.

То, что Причащение является основой жизни христианина в Церкви — очевидная истина. Но в настоящее время не существует какого-либо единообразия в приходах в требованиях к мирянину, приступающему к этому величайшему Таинству. Как заметил на круглом столе епископ Егорьевский Марк, «эта тема решается до сих пор каждым духовником в соответствии с его представлениями, которые могут быть достаточно экстравагантными». По церковной традиции причастник должен поститься в течение недели или хотя бы трех дней и вычитать значительное молитвенное правило. И здесь уже возникают вопросы.

В Москве в настоящее время многие священники призывают причащаться как можно чаще. Что же, если причащаться еженедельно и при этом соблюдать недельный или трехдневный пост, то человек обрекает себя на почти постоянный пост. А для многих это совершенно непосильно. По словам игумена Петра (Мещеринова), директора Школы молодежного служения при ЦДРМ, уже после двух лет такого ревностного духовного труда человек устает и охладевает: сначала к молитве, а потом к таинству Евхаристии. Приходится сталкиваться с тем, что люди, пришедшие в Церковь в начале 90-х, теперь становятся равнодушными, теплохладными и бросают приход.

Не находя в Церкви ответов на свои вопросы, сталкиваясь с отсутствием постоянного руководства в своем стремлении жить по Евангелию при чрезмерном внимании духовника к внешней аскетике, люди разочаровываются в церковной жизни, где когда-то они нашли смысл и полноту. Кроме того, из-за подобного формализма подготовка к Причащению и исповедь начинает восприниматься как своего рода «покупка билета».

Игумен Петр обратил внимание на клерикализм такого подхода, когда человека, не сумевшего пропоститься без рыбы три дня, духовник не благословляет причащаться. «Так вводится двойной стандарт. Мы похожи не тех книжников и фарисеев, про которых Христос говорил: „Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их“ (Мф. 23: 3−4)», — заметил епископ Егорьевский Марк. Существуют и более частные вопросы, связанные с Причащением, такие как исповедь накануне Причащения, обязательное присутствие на вечерней службе перед Причастием и др.

Приглашенные на круглый стол священники, рассказали о том, как на их приходах решаются эти вопросы. По мнению протоиерея Владимира Воробьева, настоятеля храма свт. Николая в Кузнецкой слободе и ректора Свято-Тихоновского университета, до тех пор, пока не принято общецерковное решение этих вопросов, справиться с ними можно только внутри церковной общины.

Церковные, или евхаристические, общины в России возникли в начале ХХ века и стали одним из факторов, который помог пережить годы гонений. Пример такой общины описан, например, в книге «Отец Арсений». Понятие «церковная община» значительно отличается от прихода. Для евхаристической общины характерно, что у нее есть глава и руководитель — духовник, который близко знает все проблемы членов общины и руководит духовной жизнью каждого. Причащаться для церковных людей естественно как можно чаще. И если человек живет церковной жизнью в соответствии с евангельской нравственностью, соблюдает посты и праздники, имеют искреннее желание, то перед ним нет препятствий приступить к Чаше.

«С самого начала служения я относился к исповеди очень внимательно и отдавал этому много сил. Тогда я заметил, что многие приходят на исповедь просто пообщаться с батюшкой», — сказал отец Владимир Воробьев. Или исповедник просто зачитывает список грехов, выдавливая что-то из себя. Таинство Покаяния — это великое Таинство, в котором человек обновляется целиком. Каждый священник знает это. Бывает, что приходит человек, искренно пересмотревший свою жизни и от всего сердца раскаивающийся, готовый полностью перемениться, и тогда священник, разрешающий его, чувствует особую благодать, проходящую через него. «Но это бывает так редко», — заметил отец Владимир. Обычно же бывает так, что священник произносит слова разрешительной молитвы «прощаю и разрешаю» и ничего не чувствует, потому что человек ничего не приносит на исповедь. При этом все равно нужно ежедневно исследовать себя, приносить покаяние каждый день в вечерних молитвах, обдумывая свои поступки и мысли. Таким образом, Покаяние и Причастие могут быть не связаны между собой, как это и принято в Восточной Церкви.

Протоиерей Николай Балашов, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям, рассказал, как бывает на Афоне, что паломники, приезжающие в воскресенье утром, причащаются за Литургией, а потом расходятся по каливам и кельям своих духовных отцов на исповедь. Такой путь подходит для воцерковленных людей, которых духовник, давно зная их, может допустить к Причастию без исповеди (особенно в праздники, когда число исповедников в храмах доходит до 2 тысяч). Но каждый день в храме встречаются и те, кого протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, назвал «захожанами» — люди, пришедшие поставить свечку о родителях и вдруг решившие исповедаться или причаститься. К ним можно проявить и некую разумную строгость, указать на необходимость таинства исповеди. Но тогда не нужно совмещать исповедь с Литургией или вечерним богослужением, а назначить отдельное время, чтобы поговорить глубоко.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, предложил, чтобы у человека было благоговение перед Церковью и ее Таинствами, со строгостью следить не за соблюдением поста перед Причастием, а к примеру, за духовной готовностью людей, принимающих Крещение или собирающихся венчаться.

«В вопросе подготовки к Причащению необходимо допустить плюрализм», — считает отец Владимир Воробьев, чтобы не существовало слишком строгих запретов, которые могут оттолкнуть. Это не призыв к революции, чтобы к Святой Чаше без исповеди мог подойти любой. Но сейчас время поиска, когда Церковь ищет правильного выхода.

В качестве одного из возможных решений существующих вопросов Центр духовного развития молодежи предлагает утвердить памятку перед Причащением, которая входила бы в каждый молитвослов. А в каком-нибудь отдаленном будущем постановление должно быть принято на церковном соборе, который привел бы в практическое соответствие традицию и те обстоятельства, в которых теперь находится Церковь.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика