Русская линия
Итоги Карен Шахназаров30.07.2007 

Символы веры

Признаюсь, сам я к церковным вопросам отношусь, что называется, без фанатизма. Впрочем, это сугубо личное чувство нисколько не мешает мне понимать, что люди на свете существуют разные, способные впадать в любые крайности. Вот и разгорелся, кажется, уже самый настоящий скандал, дошло даже до призывов привлечь к уголовной ответственности нобелевского лауреата академика Виталия Гинзбурга. Что же произошло? Десяток академиков РАН написали президенту открытое письмо о «клерикализации российского общества». Дескать, православная церковь, хоть и отделена от государства де-юре, де-факто с ним сращивается. Примерно те же слова прозвучали и со стороны Общественной палаты. На мой взгляд, применительно к нашей стране нападки эти кажутся довольно странными, ведь близость Церкви к верховной власти заложена в самой нашей исторической традиции.

И в имперский период никто предстоятеля Церкви не избирал, правил назначенный царем Синод, за что еще Петру Первому надо сказать спасибо. Церковь во все времена была сложная, важная, во многом государствообразующая машина, и ничего страшного я в этом не вижу. Да и какую страну ни возьми, даже самую что ни на есть светскую, влияние Церкви на общественное устройство переоценить трудно. И в исламе, и у католиков, чьи заявления о совершенной самостоятельности Святого престола не должны заслонять истинное положение дел, Церковь — один из важнейших государственных институтов. Так устроен мир, так почему же нас это так пугает? Потому, что патриарх Алексий II поддерживает президента? Неужели если бы он, напротив, постоянно критиковал власть, кому-то стало бы легче? Да, сегодня мнение официальной Церкви совпадает с мнением правительства.

Конечно, меня могли бы раздражать свечки в руках практически всех наших высших чиновников, то рвение, с которым они начали вдруг посещать храм в дни православных праздников. Но как человек, достаточно поживший, я отношусь к этому вполне терпимо. Каждая бюрократия живет, подчиняясь собственным законам. У советской они были одни, у западной другие, у нынешней российской — третьи. Если этими правилами предписано посещать Божий храм — да пожалуйста! А искренне они там стоят, не искренне — в конце концов, взаимоотношения с Богом — личное дело каждого. И никто не дал нам права кого-то обсуждать, а тем более осуждать. Так что пускай в церковь ходят. Проблема в том, чтобы бюрократия делала то, что ей по должности предписано, чтобы коррупции в стране стало наконец поменьше. Но на это, к сожалению, никакая религия повлиять не в состоянии.

Равно как не в состоянии она стать и такой долгожданной национальной идеей. Ведь в последние годы все чаще можно слышать, что именно православие способно спасти Россию. Вот и Патриархия настаивает, что заявления академиков наносят вред национальным интересам. Но объясните мне, пожалуйста: почему Россию надо спасать? На дворе у нас все-таки не 1612 год, в Кремле нет поляков, под Москвой не видно ни французов, ни немцев. Да и дела у нас сегодня, несмотря на все проблемы, не так уж и плохи, если приглядеться. А что до русской духовности и иных сокровищ души, то они и так бессмертны, спасутся без посторонней помощи.

Но общество действительно не может существовать без идеологии. И я не очень понимал тех, кто так ратовал за скорую и повсеместную отмену прошлой — коммунистической, советской. На что рассчитывали те, кто старое отменил, а нового не предложил? Ведь общество, ни во что не верящее, лишает смысла само свое существование. Кстати, атеизм — это та же религия, ведь догмат отрицания веры невозможно доказать, его можно принять только на веру. Мы уже пережили десятилетия атеистической идеологии, так что дурного, если вернемся к прежней, христианской? Лучше в школах изучать историю православия, нежели, скажем, историю национал-социализма.

Ведь свято место пусто не бывает. Вообще «школьный» вопрос, а точнее, введение в учебный курс Основ православной культуры стало камнем преткновения. Противники нововведения уверены, что это замаскированный Закон Божий, дескать, таким образом Церковь хочет заманивать в свои сети детские души. Убейте меня, не понимаю, что в этом предмете такого плохого. Мусульман не учитывает? Пускай они изучают основы ислама. В конце концов, Россия — страна православная, кому не нравится, тот может найти другую страну. Прекрасно понимаю, что последние мои слова звучат крайне неполиткорректно, но что поделать? Во Франции вон девочкам запретили-таки ходить в школу в хиджабах. Религиозных войн Россия не знала, крестоносцев не видела, крупнейшие конфессии — православие и ислам — сосуществовали на этой территории достаточно мирно. Пускай каждый изучает что хочет.

Я убежден: по большому счету это не так важно. Вообще пора заканчивать заниматься самообманом: мне смешно слышать бесчисленные разговоры о поисках национальной идеи. Она есть, она существует, пусть и совсем несимпатичная, буржуазная, циничная. Наживайся кто как может. Зарабатывай. Именно этим принципом руководствуется сегодня общество. Он продиктован нынешним этапом развития страны, периодом первичного капитализма. А православие, ислам, буддизм, любая религия вообще не способна проявить себя в каких-то глубинных, мировоззренческих, системообразующих формах — лишь во внешних. Возможно, что и к сожалению.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика