Русская линия
Русская линия12.05.2007 

Государственная Дума приняла законопроект о создании Следственного комитета
Прокурор Управления межрегиональной транспортной прокуратуры Михаил Татьянок прокомментировал законопроект

В пятницу, 11 мая, Госдума России приняла в третьем, окончательном, чтении закон, предусматривающий создание Следственного комитета при Генпрокуратуре, передает NEWSru.com. Таким образом, разделяются следственные и надзорные функции прокуратуры. Соответствующие изменения внесены в Уголовно-процессуальный кодекс и закон «О прокуратуре РФ».

Генеральная прокуратура России Для большей независимости этого комитета его руководитель будет назначаться по той же схеме, что и Генеральный прокурор — решение принимает Совет Федерации, а кандидатуру предлагает Президент, сообщает Российская газета. Однако связь с Генпрокуратурой новое следственное подразделение не потеряет. По крайней мере, пока, согласно закону, руководитель Следственного комитета является первым заместителем Генпрокурора. К тому же, до конца нынешнего года финансовое и материально-техническое обеспечение Следственного комитета будет осуществляться за счет системы органов прокуратуры. Положение, регламентирующее деятельность новой структуры, утверждается непосредственно Президентом России, он же назначает и освобождает от должности заместителей руководителя Следственного комитета. До 1 января 2008 года все уголовные дела должны быть переданы в производство Следственного комитета. В него же предполагается перевести следственные управления генеральной и региональных прокуратур и следственные отделы прокуратур нижних уровней.

Принятый Госдумой закон поступает на рассмотрение в Совет Федерации. Предполагается, что закон после подписания его Президентом вступит в силу через 90 дней. За его принятие проголосовали 319 депутатов (при необходимом минимуме в 226), 68 были против и три воздержались.

Однако данный законопроект не одобрили как некоторые прокуроры, в том числе бывший генпрокурор Владимир Устинов, так и депутаты-коммунисты. В частности, член КПРФ Виктор Илюхин, сам в прошлом прокурорский работник, заявил, что это «чудовищный закон, который фактически лишает прокуратуру возможности надзирать за следствием».

Текст законопроекта во втором чтении нам прокомментировал прокурор Управления межрегиональной транспортной прокуратуры Михаил Татьянок. «Я не одобряю этот законопроект», — считает прокурор. «Законопроект освобождает прокурора от надзорных полномочий при производстве досудебного следствия. Какова цель таких существенных изменений? Высказано мнение, что новшество позволит повысить самостоятельность следственных подразделений. Необходимо отметить, что действующий уголовно-процессуальный закон предоставляет следователям и их руководителям достаточную степень процессуальной самостоятельности и стройную систему обжалования и изменения незаконных процессуальных решений. Это проявляется в полномочиях начальника следственного подразделения, в отмене решения следователя, в возможностях следователя обжаловать решения прокурора у вышестоящего прокурора и т. п.», — замечает Татьянок.

Более того, «названные полномочия следственными органами в настоящее время реализуются недостаточно. Так, начальниками следственных отделов дается указание по уголовным делам и отменяется решение о приостановлении следствия значительно меньше, чем это делается сегодня прокурором. Обязанность же прокурора утверждать решения о возбуждении уголовного дела действительно излишняя, так как прокурор это постановление впоследствии может отменить. Об этом уже неоднократно высказывались практические работники. Таким образом, принятие проекта закона в таком виде разрушит сложившуюся и достаточно эффективно работающую уголовно-процессуальную систему», — уверен эксперт.

Говоря о существе нововведения, прокурор отметил: «Этот законопроект предлагает прокурору обжаловать незаконные действия следователя в суде, который, однако, не имеет права рассматривать жалобу по существу, поскольку призвал всего лишь исследовать наличие процессуальных нарушений. В противном случае, суд войдет в противоречие с другой судебной инстанцией, которая будет рассматривать впоследствии это дело по существу. Согласно этому законопроекту, прокурор может изучить жалобу гражданина и направить ходатайство начальнику следственного отдела либо в суд. Хотя данный закон дает прокурору право обратиться в суд, однако механизм подачи прокурором ходатайств может превратиться в бессмысленное перекидывание жалоб и ходатайств, так как суд может рассматривать только процессуальные нарушения, не касаясь существа дела. Раньше же прокурор мог незамедлительно отменить незаконное решение следователя, и этот механизм был очень эффективен». По мнению эксперта, одним из последствий принятия этого закона станет снижение качества следствия, «так как полная самостоятельность приводит к полной безответственности».
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика