Русская линия
Русский дом Владимир Формазюк16.05.2006 

Святыни земли Брянской
16 мая, 30 августа — Праздник Свенской иконы Божией Матери

Свято-Успенский Свенский мужской монастырь основан в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем, старшим сыном великого князя черниговского Михаила Всеволодовича, принявшего мученическую кончину в 1246 году в Золотой Орде, отказавшись отречься от Христа. Он причислен Православной Церковью к лику святых.

Монастырь получил своё название от речки Свень (Свинь), возле устья которой он был основан. Существует предание, что возникновение обители связано с чудотворным образом Богоматери, который впоследствии стал именоваться Свенским. По историческим сведениям, когда князь Роман начал терять зрение, он узнал о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, находившейся в Киево-Печерской лавре, исцелявшей недуги, и послал за нею архимандрита одного из брянских монастырей с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит старинное сказание, «…Стала ладья на едином месте среди Десны; гребцы не могуще загрести ни горе, ни в низ». Пришлось устроить ночлег на берегу. Пробудившись с первыми лучами солнца, монахи с ужасом обнаружили, что икона из лодки исчезла. В поисках её они исходили всё побережье, пока не нашли образ на горе среди ветвей огромного дуба. Оповещённый об этом князь Роман Михайлович в сопровождении священнослужителей пришёл к месту обретения иконы и, после молитвы к Богоматери, получил исцеление. После этого князь вместе с сопровождавшими его стал заготавливать лес для строительства святой обители.

После гибели своего отца, князя Романа Михайловича, его сын, князь Олег Романович, предпочёл земной власти духовную жизнь: он оставил брату и его сыну княжество Черниговское и Брянское, а сам постригся в монахи с именем Василий, жил как строгий подвижник в Петропавловском монастыре в Брянске. Скончался в 1307 г. Почитается Православной Церковью как святой благоверный князь Олег Брянский.

Не случайно Владычица Мира избрала для своей обители в глуши брянских лесов именно это место. Красота здесь поистине неземная. Монастырь расположен на живописном берегу Десны. Его окаймляет старинный яблоневый сад.

При Иване IV чудотворная икона Богоматери из Свенского монастыря была увезена в Москву, но затем возвращена обратно, причём в обновлённом окладе, украшенном драгоценными камнями и жемчугом. Этот образ находится ныне в Третьяковской галерее.

Неоднократно посещал эту обитель царь Пётр I. Перед Полтавской битвой он останавливался здесь и, как свидетельствуют исторические источники, в монастыре донесли ему о предательстве гетмана Мазепы. После победы над шведами царь снова приехал в обитель и отслужил благодарственный молебен. До революции сохранялся маленький каменный домик, стоявший напротив колокольни, где останавливался Пётр I.

Величественным украшением обители являлся пятикупольный Успенский собор, построенный в 1757 году по проекту московского архитектора И.Ф. Мичурина — ученика Ф.Б. Растрелли. Он имел один из самых больших в России иконостасов. Собор был взорван в 1930 г.

Ещё одна замечательная страница истории обители: в её стенах, а также по соседству, в Белобережской пустыни, возрождалось русское старчество; из этих мест пришли первые старцы Оптиной пустыни. Известный оптинский старец иеромонах Леонид, в схиме Лев (Наголкин), был родом из уездного городка Карачева, что недалеко от Брянска, и учился духовной жизни у старцев Свенского монастыря и Белобережской пустыни. Наместник Оптиной пустыни схиархимандрит Моисей (Тимофей Путилов) с 1809 по 1811 г. был послушником Свенского монастыря. Некоторые из настоятелей этой обители стали впоследствии знаменитыми иерархами: Иоанн (Максимович) (1684−1696 гг.), причисленный к лику святых Сибирским и Тобольским митрополитом, Филарет Амфитеатров (1802−1804 гг.) — ректором Московской духовной академии, епископом Калужским и в последствии митрополитом Киевским.

В 1992 г. обитель возвращена Православной Церкви. Постепенно возрождается прежняя иноческая жизнь. Судьба Свенского монастыря схожа с судьбами многих других наших святынь. После революции в его стенах размещались детская колония, окружной отдел ОГПУ, приют для умственно отсталых детей и филиал областного краеведческого музея.

Ныне службы проводятся в Сретенском и Спасо-Преображенском храмах обители. Оборудован святой источник. Строится братский корпус. На большее сил и средств не хватает.

По словам наместника монастыря о. Никодима, в прошлые времена от Свенской иконы Божией Матери проистекали многочисленные чудеса. И в наше время, хотя иконы и нет в монастыре, Всемилостивая Владычица проявляет поистине материнскую заботу об избранном Ею месте.

Два главных храма — Успенский собор и церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских — лежат ещё в руинах; от колокольни и домика Петра Великого не осталось и следа. Небольшому числу монахов и послушников такие восстановительные работы явно не под силу. Остаётся только уповать на помощь Заступницы Небесной, по Её молитвам Бог пошлёт всё необходимое.

Для тех, кто хочет помочь монастырю:

241 000 г. Брянск, Главпочтамт, а/я 91.
ИНН 3 207 003 194, КПП 320 701 001, Брянское ОСБ N 8605,
г. Брянск, БИК 41 501 601, р/с 40 703 810 108 000 108 544,
к/с 30 101 810 400 000 000 000,
«На восстановление Свенского монастыря».
Тел. 8−483−2-41−56−89.

http://www.russdom.ru/2006/20 0605i/20 060 513.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика