Русская линия
Русская линия15.09.2007 

Растущий «исход» евреев в Умань — это явное свидетельство радикализации иудаизма
Израильский писатель Исраэль Шамир прокомментировал сообщения о массовом паломничестве хасидов на могилу своего «гуру»

Исраэль Шамир«Растущий „исход“ многих евреев в украинский город Умань, где находится могила одного из основателей хасидизма Нахмана из Брацлава — это явное свидетельство радикализации и усиления этого течения в мировом иудаизме», — заявил в интервью «Русской линии» известный израильский писатель, авторитетный знаток иудаизма Исраэль Шамир, комментируя сообщения о массовом паломничестве хасидов в Умань в дни еврейского нового года. По его словам, «самозваный пророк и колоритная фигура Нахман, осмелившийся заявить о себе как о „мессии“, для большинства хасидов до сих пор является духовным гуру, так называемым цадиком, которому традиционно приписывается особая чудодейственная сила».

«Вообще, как правило, в иудаизме цадиками являются живые люди, а после их кончины эта должность передается по наследству от одного гуру к другому. Однако у последователей Нахмана все иначе — они фактически являются последователями мертвого гуру». «Это очень странная и необычная вещь даже в рамках иудаизма. Заявив о себе как о „мессии“, Нахман решил тем самым „исполнить закон“, и разработал в этой связи особое „учение“, в котором провозгласил идею о том, что „исполнить закон“ можно только один раз, а потом уже исполнять его не надо. По его мнению, „исполнить закон“ очень важно в ночь еврейского нового года Рош а-Шана. И поэтому именно в это время к могиле гуру съезжается масса людей, которые почитают Нахмана», — рассказал Исраэль Шамир.

13 сентября вечером 15 000 хасидов со всего мира собрались в Умани на могиле еврейского «пророка» Нахмана. Каждый год город Умань в Черкасской области превращается в огромнейший центр паломничества евреев, сообщает ИА Новый Регион. Здесь нашел в 1810 году свой последний приют «пророк» и вождь брацлавских хасидов Нахман. Внук основателя хасидизма Баала Шем Това из Меджибожа, Нахман перед смертью завещал своим ученикам приезжать на свою могилу ежегодно для того, чтобы «счастье и удача не покидали их». Сам он заявлял о том, что находясь в Умани, «очистил души» своих единоверцев, погибших во время восстания малороссов против польского владычества под предводительством Кармелюка.

Ежегодное посещение могилы Нахмана во время правления коммунистов было запрещено, и лишь во времена перестройки евреям удалось отыскать ее во дворе частного дома. Никто точно не знает, сколько заплатили хасиды бывшему владельцу строения, но поговаривают о сумме от 800 тыс до 1 млн долларов. Теперь могила служит не только объектом поклонения и ритуалов, где каждый год хасиды празднуют свой новый год, именуемый Рош а-Шана, но и хорошим источником прибыли для местных евреев. Нынешнее паломничество юбилейное — оно осуществляется уже в двадцатый раз. Если в 1987 году в Умань приехало всего 200 хасидов, то в 2007 году отмечать «5768-й новый год от сотворения мира» приехало уже около 15 000 хасидов. Большинство из них — из Израиля, США и Канады.

Украинское спецподразделение "Грифон" охраняет хасидовПребывание в Умани хасидов сопровождается беспрецедентными мерами безопасности со стороны местных властей. Метров за 300 до могилы Нахмана стоит железное ограждение, охраняемое бойцами спецподразделения «Грифон» с собаками, натасканными на обнаружение наркотиков. Не хасидов (в основном, жителей микрорайона) пропускают только по специальным пропускам. Входы во дворы также охраняет милиция.

Хасидам созданы все условия для пребывания в Умани. Напротив жилых домов выстроились два новеньких корпуса специальной хасидской гостиницы, а ближе к могиле разбит еще и палаточный городок. Туда корреспондентке «Нового Региона» сотрудники милиции посоветовали не ходить, поскольку это могло быть опасным для ее жизни. Согласно хасидскому учению, женщина — «существо грязное» и после наступления Рош а-Шаны на нее нельзя даже смотреть. В прошлые годы были случаи вооруженного нападения некоторых хасидов на молодых уманчанок.

Действительно, отметил И. Шамир, хасидизм представляет собой, пожалуй, самое агрессивное направление в современном иудаизме. «Существует несколько хасидских течений — так называемые первый хасидизм, второй, третий. Хасидизм возник в XVIII веке и ставил пред собой цель прибавить больше мистики и эзотеризма в собственно иудаизм. Таким образом, хасидизм находится где-то между рациональным талмудом и мистической каббалой. Мистицизм иудеев долгое время отражался в их народных суевериях и впоследствии вылился в хасидизм», — добавил эксперт. «Между тем, в настоящее время культ Нахмана только еще более усиливается. Теперь в Умань приезжают уже не только хасиды — последователи Нахмана, но и другие евреи, которые также становятся почитателями гуру. Безусловно, все это свидетельствует об определенной радикализации иудаизма», — заключил И.Шамир.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика