Русская линия
Русская линия27.11.2007 

Всероссийский крестный ход получил новые святыни
Участники Великорецкого крестного хода передали организаторам программы «Под звездой Богородицы» иконы св. Николы Великорецкого и прп. Серафима Саровского

Логотип Международной духовно-просветительской программы "Под звездой Богородицы" Участники старейшего крестного хода России — Великорецкого — передали свои святыни организаторам Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви, сообщает пресс-центр Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы».

Эти святыни — список чудотворной иконы св. Николы Великорецкого и икона прп. Серафима Саровского из кельи приснопамятного протоиерея Николая Гурьянова (+2002 г.) — уже неоднократно участвовали в Великорецком крестном ходе, а также в паломнических поездках Москва (Коломенское) — Дно — Псков — Москва (Коломенское), во многих длительных пеших крестных ходах по европейской части России, Уралу, Белоруссии, Украине.

Древняя Вятская традиция снова расцвела, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в своем послании по случаю 600-летия Великорецкого крестного хода объявил о всероссийском статусе праздника явления иконы святителя Николая. Его чудотворный образ был явлен на Вятской земле Промыслом Божиим в 1383 году.

«Некоторый благоговейный муж из ближайшего к тому месту селения, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся», — говорится в летописи.

Первое чудо от иконы произошло там же в деревне, когда, приложившись к чудотворной иконе, исцелился крестьянин, который не мог ходить. С этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы, поскольку люди местных деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, захотели побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню.

Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края — града Хлынова. «По времени же довольне града Хлынова начальствуемые от священного чина слышаху чудеса много бываху от от образа Николая Чудотворца, советовавше со всем освященным собором еже бы такое драгоценное богатство чудотворный образ принести во град Хлынов ради многонародного собрания». Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так была заложена одна из самых величественных традиций Вятской земли — Великорецкий крестный ход".

По приказу Царя Иоанна Грозного и по благословению митрополита Макария в 1554 году Великорецкая икона совершила свое первое путешествие в Москву. Это событие действительно явилось славой имени святителя Николая на земле Российской. Проезжая по городам и селам, от святой иконы исцелялись больные и творились многие чудеса. Великорецкий чудотворный образ прибыл в первопрестольную столицу в праздник Петра и Павла. У Симонова монастыря его встречал сам Государь с боярами и именитыми людьми Московскими, у Яузкого моста собор духовенства, а у Флоровских ворот Кремля и митрополит Макарий. Икону торжественно внесли в Успенский собор «и поставиша против митрополичьего места», где митрополит в присутствии Царя и огромного стечения православного люда отслужил молебен. «И на следующий день, — говорится в летописи, — в церкви Пречистыя быша неоскудные чудеса от образа великого чудотворца Николы».

В те годы на Красной площади развернулось грандиозное строительство выдающегося памятника Казанской победы — собора Покрова на Рву, или храма Василия Блаженного. По указу Царя один из приделов этого удивительного храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Для нового храма и царских вкладов в российские обители митрополитом Макарием были сделаны списки с чудотворного образа. Как встреча великорецкой иконы, так и ее возвращение сопровождалось крестным ходом. В Хлынов вятская святыня возвратилась в 1557 году, богато одаренная Государем. По возвращении образ продолжал творить множество чудес в вятском соборе.

С этого времени на Руси распространяется почитание Великорецкого чудотворного образа. «От образа же наипаче чудотворения с верою просящим преизобилуют, и много образов с него пишуще мерою и подобием, и ото всех чудотворения быша многим верным». В российскую столицу Великорецкая икона снова вернулась в 1614 году, когда Русь еще переживала последствия Великой Смуты. Только что избранный молодой Государь Михаил Федорович призвал вятскую святыню в Москву, дабы утешить православных горожан в их горе. Продолжавшаяся Смута, вести о сожжении Москвы поляками, держание ими в своих руках Кремля и заключенного в нем Патриарха сильно волновали Русский народ.

В 1668 году указом преосвященного Александра, архиепископа Вятского и Великопермского, днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня по новому стилю). На этот день составлена специальная церковная служба. Она просуществовала только до начала XVIII столетия, потом ее незаслуженно забыли и только в год 600-летнего юбилея крестного хода в 2000 году песнопения этой службы вновь зазвучали на берегах реки Великой.

С 1920-х годов след величайшей святыни земли Российской теряется. Неизвестно, когда и куда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла, но вятский народ надеется на ее таинственное возвращение. Официально крестный ход в советские годы был запрещен не сразу, и поэтому паломники, следуя древней традиции, шли к месту явления чудотворного образа и несли с собой иконки святителя Николая. Потом начались репрессии. В 1989 году архиепископ Хрисанф обратился с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой. Но только с 1992 году крестный ход пошел своим историческим путем. С каждым годом Великорецкий крестный ход становился многолюдней. В нем участвует несколько тысяч человек

Крестный ход "Владивосток-Москва" идет по ИркутскуОрганизаторы программы «Под звездой Богородицы» — Фонд «Андреевский Флаг» и Русское афонское общество — считают духовную преемственность, связь с крестными ходами России очень важной. Промыслительно и то, что самый длинный в мире крестный ход Владивосток-Москва, положивший начало программе, — это пророчество старца Николая Гурьянова. Несколько лет назад организаторы программы встретили под Витебском странника-монаха. Взяли его к себе. «Отец, откуда?».- «Вот иду от отца Николая Гурьянова с острова». — «И с чем идешь?» — «Да отец Николай сказал, что надо организовать крестный ход из Владивостока и еще откуда можно, из окраин — идти, молиться, кресты ставить, защищать страну…». Это не просто совпадения. Говорят, кто верит в случайности, тот не верит в Бога.

Стало доброй традицией, что в тех епархиях, через которые проходит объединенный крестный ход Владивосток-Москва и Якутск-Москва, жители не только горячо встречают крестоходцев, принимают участие в городских, поселковых, сельских ходах, но — как продолжение общего участия в молитвенно-покаянном общероссийском шествии — передают святыни своих земель. Эти святыни обязательно дойдут до кафедрального собора России — Храма Христа Спасителя.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика