Русская линия
Русская линия21.12.2007 

Владыка Климент: «Единый курс духовно-нравственной культуры — это путь в никуда»
Митрополит Калужский и Боровский считает, что школа обязана давать систематические знания о национальной духовной культуре

Митрополит Калужский и Боровский Климент«Идея единого для всех школьников учебного курса по духовно-нравственной культуре неприемлема по ряду причин. Каждой из этих причин по отдельности достаточно, чтобы говорить о невозможности такого курса», — говорится в докладе митрополита Калужского и Боровского Климента, который он сделал на конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», проходившей 20 декабря в Калуге.

По мнению владыки Климента, «этот курс не может быть основан на духовно-нравственной культуре Православия, с тем, чтобы информация по другим религиям была включена в виде отдельных материалов. Такой подход может вызвать непонимание у лиц, принадлежащих к другим религиям и стать основанием для подозрительности, напряженность в наших отношениях. Если же такой курс будет представлять все религии, то есть фактически быть просто энциклопедией о российских религиях, он не сможет решать поставленную задачу духовно-нравственного воспитания школьников». «В лучшем случае, дети просто будут получать дополнительные знания о религиях», что «вполне можно делать и на уроках по истории, обществоведению, искусству. А в действительности следствием такой мировоззренческой „всеядности“ может быть воспитание индифферентности к вопросам духовной жизни и нравственного релятивизма, относительности всех норм морали», — отметил архиерей. «Попытки измыслить некий единый для всех школьников курс духовно-нравственной культуры на размытой мировоззренческой основе — это путь в никуда», — отметил митрополит.

По мнению владыки Климента, современная российская школа обязана давать школьникам систематические знания о духовной культуре и этических традициях своего народа, его религии в согласии с тем вероучением или убеждением, которого придерживаются в семье. В связи с этим архиерей напомнил, что Русская Православная Церковь еще в 2006 г. направила в Министерство образования и науки свои предложения о перспективах изучения предмета «Православная культура» в российской школе. «К сожалению, тогда мы не получили на них положительного ответа. В этом году, буквально месяц назад, мы вновь направили в Министерство образования фактически те же самые предложения в форме концепции включения в новое поколение государственных стандартов учебного предмета „Православная культура“. Более того: мы предлагаем введение новой образовательной области учебного плана „Духовно-нравственная культура“, частью которого и призван стать указанный курс», — рассказал владыка. Он также отметил, что концепция разработана группой церковных и светских специалистов и представляет солидарное мнение Русской Православной Церкви по вопросу перспектив изучения православной культуры в российской школе.

Митрополит Климент также заявил, что появление в СМИ информации о том, что Церковь якобы может отказаться от поддержки предмета «Основы православной культуры» в пользу какого-то единого для всех учащихся предмета «Духовно-нравственная культура», где будут изучаться все религии и мировоззрения не соответствуют действительности: «Следует четко и ясно указать, что Русская Православная Церковь никогда официально этого не утверждала», — подчеркнул владыка. «При этом мы всегда были убеждены в том, что преподавание предмета, знакомящего учащихся с их религией, должно быть основано на добровольном выборе самих учащихся и их родителей с возможностью выбора альтернативной дисциплины», — добавил архиерей.

По словам владыки Климента, преподавание в одной и той же школе основ разных религий не приведет к межконфессиональной розни: «Если где-то в Поволжье, в Москве, на Урале или в любом другом регионе России один или два часа в неделю школьник будет ходить на урок православной культуры, а его товарищ на урок исламской культуры, то после этого они не перестанут общаться или дружить. Они также вместе будут играть в футбол, ходить в походы, и вообще жить общим кругом детских интересов. И каждый ребенок будет осознавать при этом не только единство общечеловеческих ценностей, но и важность того, что он православный и должен знать свою веру и культуру, а его сосед по парте имеет право знать свою веру и жить по ее нормам. Они будут привыкать уважать культурные особенности своих семей, народов».

Владыка Климент отметил, что преподавание ОПК должно проходить в государственной общеобразовательной школе, «так как она является единственным общедоступным учебным заведением в России»: «Это нисколько не противоречит принципу светскости государства и образования. Свидетельством чему служит богатый опыт многих европейских стран, в которых учащиеся беспрепятственно обучаются своей религиозной традиции в государственной школе». Кроме того, митрополит указал на то, что введение в школе ОПК не приведет к увеличению нагрузки на школьников или сокращению часов на изучение других основных школьных предметов. В этом случае «будут использованы часы тех самых регионального и школьного компонентов. Это та самая учебная нагрузка, которая до сих пор используется для изучения всех учебных курсов по истории и культуре религий. Эти два часа в неделю просто вводятся в базовый учебный план на протяжении всех лет обучения в школе».

Митрополит Климент также добавил, что в целом Президент России Владимир Путин поддерживает позицию Церкви в этом вопросе. В частности, в своей речи 19 ноября 2007 года на торжествах по случаю 90-летия восстановления Патриаршества Путин заявил: «Сегодня в средней общеобразовательной школе востребованы различные формы преподавания знаний о религии». При этом Президент отметил, что в муниципальных школах уже сложилась практика преподавания основ конфессиональных культур — православной, мусульманской и других. «Думаю, что все эти формы имеют право на существование. Следовало бы обобщить накопленный опыт и учесть необходимость духовно-нравственного воспитания при разработке образовательных стандартов…». «Таким образом, преподавание в школах конфессионально ориентированных учебных предметов, религиозной культуры, традиций народов России на добровольной основе ясно и недвусмысленно поддержано и Президентом», — заключил владыка.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика