Русская линия
Русская линия18.03.2008 

Протоиерей Всеволод Чаплин: Равеннский договор для РПЦ не имеет должного авторитета
Заместитель председателя ОВЦС считает, что его содержание по вопросу о примате во Вселенской Церкви ближе к католическому вероучению

протоиерей Всеволод Чаплин«Несомненно, Равеннский договор, который писался совместно католиками и православными, содержит множество высказываний типичных для православного богословия, но по одному из главных вопросов о примате во Вселенской Церкви он ближе к католическому вероучению. Также существует опасение, что этот взгляд начинают разделять некоторые православные, которые хотели бы воспроизвести в Православной Церкви католическую систему административной власти первенствующего в мире епископа, которая никогда не была свойственна Православию, также как и Древней Церкви», — заявил в интервью «Русской линии» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя заявление секретаря Конгрегации Католической церкви по вероучению архиепископа Анджело Амато о том, что язык Равеннского документа «ближе православной, нежели католической церковной традиции».

Католический архиепископ также заявил, что «Равеннский документ — это рабочий текст, который не был одобрен Католической церковью». В интервью итальянской «Аввенире» архиепископ Амато сообщил, что в настоящее время Конгрегация вероучения внимательно изучает Равеннский документ, передает Благовест-инфо. «Примат — это не какая-то факультативная добавка, а важнейший элемент, характеризующий поместную и вселенскую Церковь», — отметил ватиканский прелат.

Напомним, что 9 октября делегация Московского Патриархата покинула зал заседания Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу, которое открылось накануне в итальянской Равенне. Как рассказал глава представительства Русской Православной Церкви в Европе епископ Венский и Австрийский Иларион, по прибытии в Равенну православные делегаты обнаружили, что в их состав включены представители так называемой «Эстонской апостольской церкви» (ЭАЦ). ЭАЦ была создана в 1996 году Константинопольским Патриархатом на канонической территории Московского Патриархата. Представители ЭАЦ были приглашены сопредседателем комиссии митрополитом Пергамским Иоанном (Константинопольский Патриархат) «в одностороннем порядке, без согласования с другими поместными Православными Церквами. Владыка Иларион опротестовал решение Константинопольского Патриархата, отметив, что Московский Патриархат не признает ЭАЦ в качестве автономной канонической структуры, и поэтому, если ее представители не покинут заседание, то это будут вынуждены сделать делегаты РПЦ. Ситуация не изменилась и после переговоров владыки Илариона с епископом Иоанном. В итоге на пленарном заседании Смешанной комиссии епископ Иларион заявил, что совместное участие делегатов Московского Патриархата и ЭАЦ в официальном заседании означало бы признание каноничности этой церковной структуры.

Секретарь Конгрегации Католической церкви по вероучению архиепископ Анджело АматоПо итогам Х пленарного заседания Смешанной православно-католической богословской комиссии был принят документ «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви: церковное единство, соборность и власть». Одна из существенных проблем, возникших на заседании комиссии, заключается в том, что представители Константинопольского Патриархата, используя этот термин в определенном смысле, попытались превратить примат чести Вселенского Патриарха по отношению к другим Предстоятелям Поместных Православных Церквей в примат власти над ними.

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, в Католической церкви документы такого рода «проходят достаточно долгую процедуру одобрения». «Их рассматривают разные учреждения Ватикана. Конгрегация по вопросам вероучение — это одно из тех католических учреждений, которые достаточно строго оценивают подобные документы с точки зрения католической догматики и церковных правил. Поэтому я не удивлюсь, если этот Равеннский документ внутри Католической церкви будет подвергаться определенной критике. Что касается нашей Церкви, то у нас возникает серьезнейший вопрос, как можно считать отражающим мнение всей православной полноты документ, не одобренный представителями Церкви, которой принадлежит большинство православных христиан мира? Для нас этот документ не имеет должного авторитета. Когда наша Церковь определит дальнейшую форму своего участия в православно-католическом диалоге, мы будем ставить вопрос о том, как дальше относиться к этому документу».

«Наша Церковь изначально говорила о том, что православное понимание вопроса о примате во Вселенской Церкви никогда не предполагало универсальной административной власти, то есть возможности для епископа первенствующего по чести вмешиваться в дела других Поместных Церквей. Такие полномочия свойственны скорее католического пониманию примата», — заключил протоиерей Всеволод Чаплин.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика