Русская линия
Радонеж Владимир Можегов17.07.2006 

Саммит религиозных лидеров: пророческий голос в современном мире

«Пророческим голосом, который должен быть услышан» назвали завершившийся в Москве саммит религиозных лидеров и принятое на нем Обращение к миру некоторые из его участников. С точки зрения того глобального контекста, в котором встреча состоялась, это действительно так. При том, что свое настоящее значение и масштабы она обретает не сама по себе, но как момент единонаправленного вектора.

Вспомним, что сама идея «достоинства личности» (имеющей основание в библейском понимании человека как образа и подобия Бога) была сформулирована на прошлогодней, посвященной эсхатоглогии, богословской конференции РПЦ. Тогда же было сказано, что Церковь не может позволить себе уйти в резервацию, что миссия ее всемирна и всечеловечна.

В Декларации Русского народного собора, состоявшегося вскоре, тезисы «о правах и достоинстве личности» были объявлены и широко озвучены, и даже поддержаны властью.

На состоявшейся вслед за этим православно-католической конференции «Дать душу Европе», они обрели понимание и признание у католиков.

Наконец, на нынешнем московском саммите идеи эти стали общим голосом всех традиционных культур и цивилизаций, обращенным к современному миру.

То, что форум этот состоялся в преддверии саммита Большой восьмерки, не должно дать Восьмерке возможности уклонится от поставленных им вопросов. А вопросы эти в сущности сводятся все к тому же:

необходимости положить в основу международных отношений идею о личности, имеющей нравственный императив, отсутствие которого приводит сегодня к распаду традиционных ценностей; защищать права не только отдельного, но и «большого индивидуума» — традиционных культур, цивилизаций, религий; недопустимости их нивелирования и обезличивания самой личности.

То, что идеи саммита критикуют и справа и слева, только подтверждает его центральную позицию, равно удаленную как от ультралиберальных, так и фундаменталистских тенденций. Ведь в сущности, всё о чем говорит Послание саммита — это лишь попытка возвращения к здравому смыслу.

Высказываемые опасения грядущего «всеобщего смешения религий» в контексте данной встречи также выглядят беспочвенными. Об этом не раз говорил Патриарх Алексий II, это было специально подчеркнуто и в итоговом Послании:

«Не должна иметь место ситуация, опасность которой подтверждена историей, когда религиозные общины действуют под диктовку политических интересов.

Мы также осуждаем попытки искусственно „смешать“ веры или изменить их без воли на то их последователей, чтобы приблизить их к секуляризму».

Речь на встрече вообще не шла об экуменизме. Вероучительные вопросы не поднимались в принципе. Да это противоречило бы и самой идее саммита, утверждающего необходимость диалога цивилизаций и многополярного мира:

«Диалог и партнерство цивилизаций не должны быть просто лозунгами… Мир должен быть многополярным и многоукладным, удовлетворяющим всех людей и все народы, а не подогнанным под безжизненные и упрощенные идеологические схемы», заключалось в Послании.

Наоборот, идеи, которыми вдохновляются участники встречи призваны, помимо прочего, остановить распад и самих мировых религий, защитить их от размывания секулярным духом. А об этой, вполне реальной опасности не устает напоминать само время. Вот лишь два из последних событий, имеющих непосредственное отношение к христианскому миру: пресвитерианская церковь США заявила на днях о необходимости уделять больше внимания вопросам пола при молитве Святой Троице и во избежание мужского шовинизма, предлагает ввести дополнительные «женские» версии «Отца, Сына и Святого Духа», такие, например, как: «Мать, Дитя, Чрево». А вот еще одно «историческое событие» недели: Первоиерархом американской англиканской Епископальная церкви США впервые избрана женщина-«епископ». Дама уже успела отличится, объявив гомосексуализм Божьим даром.

Заметим к слову, что и исламизм с исповедуемым им террором возник во многом как реакция на разъедающий традиционные ценности дух современной цивилизации.

В таких условиях, необходимость уберечь остатки здравого смысла в мире становится естественным полем сближения всех традиционных групп, сил, движений, культур, религий. Очевидно и то, что никого по отдельности сегодняшний мир слушать просто не будет. Таким образом, само время ставит всемирную по сути задачу, решить которую можно только сообща, преодолев предубеждения и эгоцентризм и сделав шаг навстречу друг другу. Естественно для религиозных лидеров в этом вызове времени услышать голос Бога: призыв совместными усилиями остановить распад и хаос.

Неслучайно и то, что задачу эту берет на себя именно Россия, русская Церковь. В сущности, вся наша история и культура была кружением вокруг этих всечеловеческих, эсхатологических вопросов и естественно предположить, что именно в разрешении их состоит наша историческая роль.

Понимают это, похоже, и во власти, и происходит это, очевидно, не без промысла. Так, слова Достоевского о том, что Россия призвана сказать последнее слово любви и всечеловеческого примирения Европе и миру, напомнил нашему президенту игумен русского монастыря на Афоне, который Путин посетил в прошлом году. Вероятно, слова эти что-то кристаллизовали в сознании президента.

Во всяком случае, на Всемирном русском соборе слова Достоевского о «всечеловеческом сердце русского народа», вспомнил уже министр иностранных дел Сергей Лавров. Что также символично. Очевидно, что и внешняя политика сегодняшней России, все попытки «диалога цивилизаций» и «построения многополярного мира» развивается в этом контексте.

Вероятно, в том, что бы предотвратить сведение разноликого, с в каждом своем проявлении неповторимым «лица необщим выраженьем» Божьего мира к банальному супермаркету, а божественной свободы человека-творца к политическим спекуляциям и состоит всечеловеческая роль России. А происходящее сегодня заставляет предположить, что именно так видят ее сегодня и в Русской церкви и во власти.

* * *

Путь решения мировых проблем, который предлагает Послание религиозных лидеров — это путь, предполагающий, прежде всего, смирение амбиций всех и каждого:

«Мы призываем все народы вернуться к жизни в умеренности, самоограничении и деятельной справедливости. Это обеспечит полное надежды будущее грядущих поколений и выбьет почву из-под ног террористов и экстремистов».

И снова, нельзя не видеть разумности этого призыва. Ведь, в сущности, мир сегодня представляет собой поле битвы таких сверхамбициозных эгоизмов, использующих то ультрапатриотическую, то ультралиберальную риторику. Наиболее ярко проявляются они в исламизме и американском экспансионизме (совершенно, заметим, религиозном и мессианском по духу).

Что же до нашего собственного мессианизма, то, действительно, как говорил Достоевский «русского успокоит только „счастье для всех“, на меньшее он не согласится». (Отсюда, очевидно, проистекает и всё величие и все трагедии русской истории). Но сегодняшняя наша идея это, слава Богу, не какая-то очередная сногшибательная цель, призванная потрясти мир своей ослепительной новизной, но лишь напоминание миру простой и вечной истины. При том, что слова ее не какие-то чудные и новые, а всего лишь хорошо забытые.

Общество, как сказал однажды Анатоль Франц, «держится на долготерпении бедняков», лучшие же изменения, как заметил один из героев Пушкина, «те, что происходят от простого улучшения нравов». Две эти простые истины, наверное, исчерпывающе могли бы выразить суть прозвучавшего Послания…

* * *

Встреча эта дала уже и конкретные результаты: потепление отношений между православными и католиками, упрочение наших связей с мусульманскими лидерами из Ирана и арабских стран, прогресс в диалоге со старообрядцами и зарубежниками, убедившихся, что межрелигиозный диалог не размывает основы веры, а, наоборот, позволяет показать ее красоту представителям других религий. Отдельной строкой можно выделить прорыв во взаимоотношениях Русской церкви с Китаем, «направившим на саммит делегацию высшего уровня и пообещавшим оказать помощь в возрождении православной жизни. Немало выиграли от саммита и российские лидеры ислама, иудаизма и буддизма, получившие возможность высказать свои мысли с самой высокой трибуны и пообщаться с единоверцами из других стран» (как пишет исламовед Анатолий Артемов).

Что же дальше? Вероятно, следующий разговор должен состояться уже на поле ООН: «Полагаем, что настало время для более системного партнерства религиозных деятелей с Организацией Объединенных Наций», как сказано об этом в Послании. И, скорей всего, вопрос об этом будет поднят уже на саммите Большой восьмерки.

Если же говорить о главном значении этой встречи, то хочется верить, что она действительно стала гласом, возвестившим, что пришла наконец пора вспомнить миру о своих вечных ценностях и вернуть человеку его вечные измерения, не как бессмысленного постояльца мировой гостиницы, но как образу и подобию Бога. Вспомнить, наконец, и о главных измерениях самого Христианства как Благой вести, вошедшей в мiр, чтобы свидетельствовать о мире: «Ибо тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих, потому что…покорилась суете не добровольно,… в надежде, что…освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8, 18).

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1801


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика