Русская линия
Русская линия26.11.2008 

«Воспитайте человека в привычках любви..»
В Санкт-Петербургском университете состоялась международная конференция, посвященная 100-летию со дня кончины выдающегося педагога Николая Неплюева

Священник Александр Обрадович КокановичВчера, 25 ноября, в актовом зале филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета состоялась международная конференция, посвященная 100-летию со дня смерти выдающегося русского философа, общественного деятеля и педагога Николая Николаевича Неплюева (1851−1908), сообщает наш корреспондент. Организаторами конференции выступили Санкт-Петербургский государственный университет, Международная Лига Защиты Культуры, Российская Академия Естественных Наук (РАЕН).

Конференция началась с совместной молитвы, которую отслужил клирик Русской Православной Церкви, серб по национальности священник Александр Коканович. После этого отец Александр обратился к собравшимся с приветственным словом. Священник выразил уверенность, что эта конференция поспособствует делу возрождения русских православных традиций на русской православной земле. «Мы должны победить грех и зло и восстановить Православную Россию. Надо вспомнить Россию, Великого князя Владимира, Крестителя Руси. Русь Святая, храни веру православную! Потому что, если будет хорошо нашему большому православному брату — России, будет хорошо и Сербии. Необходимо укрепить духовную связь между братскими народами Сербии и России. Надо молиться за это, тогда победа будет за нами», — сказал отец Александр.

Георгий Николаевич Фурсей Затем с докладом «Поиск пути: образование и воспитание в школах Неплюевского братства» выступил вице-президент РАЕН Георгий Николаевич Фурсей, который является потомком одного из первых десяти братчиков Неплюевского трудового Крестовоздвиженского братства. Фурсей рассказал об истории братства, о жизни и деятельности его создателя Николая Николаевича Неплюева. По словам ученого, однажды многообещающему молодому дипломату Неплюеву, который в то время служил советником при русском посольство в Мюнхене, приснился сон, в котором он вновь оказался в своем родном имении в России, среди крестьянский детей. Внезапно он почувствовал, что его призвание состоит в том, чтобы сделать их счастливыми. И тогда, без колебаний, Неплюев оставил дипломатическую карьеру и посвятил себя этому делу. Возвратившись в Россию, Неплюев обратил внимание на то, в каком тяжелейшем положении находится крестьянство, и, в особенности, крестьянские дети. Он понял, что одна только материальная поддержка, разовые вложения, даже достаточно крупные, являются недостаточно эффективными для преодоления бедственного положения крестьян, и просто приводят к распылению экономического потенциала. Он осознал, что необходимо создать механизм изменения беспросветной жизни крестьян, и что нужно начать именно с детей. В первое время, отмечает Фурсей, у Неплюева, по-видимому, еще не было идеи создания братства как новой формы труда, но, тем не менее, он отчетливо понимал, что нужно делать решительные практические шаги.

Первым таким шагом было создание в 1881 г. детского приюта, в который первоначально были приняты первые шесть крестьянских детей. В приют принимались дети с 13 лет. В 1885 г. Неплюев открывает в Воздвиженке мужскую сельскохозяйственную школу, в 1889 г. создает «Первое Трудовое Братство». Создание Трудового Братства, отметил Фурсей, было поддержано праведным Иоанном Кронштадтским. В 1891 г. Неплюев создает женскую школу, получившую название Преображенской. В 1894 году указом Императора Александра III был утвержден «Устав Православного Крестовоздвиженского Трудового Братства». В том же году был открыт и освящен храм Братства. В 1895 году состоялось официальное торжественное открытие Братства.

Деятельность Неплюевского братства, отмечает Фурсей, была основана на христианских ценностях. Неплюев считал, что в основе воспитания и образования должны лежать фундаментальные нравственные принципы, базирующиеся на христианских ценностях, главная из которых является любовь: любовь к Творцу, любовь к ближнему, любовь к природе. Он уверял, что это чувство требует особого воспитания, требует большой силы воли и дисциплины для его устойчивого проявления и удержания. Фурсей привел несколько цитат из работ Неплюева с тем, чтобы показать то значение, какое великий педагог придавал любви: «Главной целью всех друзей человечества в деле воспитания и должно быть — высвободить любовь из цепей себялюбия, гордости, лени, корысти и рабского страха; сделать любовь устойчивой, логичной, последовательной, торжествующей над всеми препятствиями, дисциплинировать волю любовью, сделать способными на добровольную дисциплину любви…», «Для меня нет сомнения в том, что любовь должна быть основой воспитания, дисциплины, мудрости, святости, всей жизни, всех отношений, организации всех родов труда…» и «Воспитайте человека в привычках любви…»

Неплюев полагал, что образование и воспитание должны основываться на высокой культуре. Он приглашал для работы в Братстве выдающихся педагогов, создал первоклассную библиотеку, состоявшую из более чем 70 тыс. томов, организовывал выставки, театральные представления, поэтические и литературные вечера. Члены Братства обстоятельно изучали научные достижения в области сельского хозяйства, организации труда. Одной из важнейших предпосылок счастливой жизни Неплюев считал творчество, творческое, радостное отношение к труду. Он также считал, что высокое качество межличностных отношений возможно только при высоком уровне социальной ответственности всех членов сообщества друг перед другом. Самым эффективным и простым средством воспитания социальной ответственности он считал равенство в распределении благ и оплаты труда. С самого начала в уставе Братства декларировалась свобода вхождения и выхода из него. При выходе из Братства каждый получал свою долю накопленного дохода.

Каждое дело в Братстве начиналось с молитвы. Дети принимались в Братство с восьми лет и получали там начальное и специальное сельскохозяйственное образование. Школы Братства по общеобразовательному уровню соответствовали среднему образованию того времени, уверяет Фурсей, а по профессиональному образованию, культурному базису и нравственному воспитанию существенного его превосходили. Воспитание и развитие детей осуществлялось через высокие образцы культуры. Дети приобщались к рисованию, живописи, классической музыке. Погружение в музыкальный мир происходило в непринужденной обстановке. В детях также воспитывалось уважение и радостное отношение к труду. Этот состояние радости труда воспитывалось тем, что любой труд считался достойным, и в любой трудовой деятельности поощрялось творчество и жажда преодоления трудностей. Любой труд в Братстве считался равнозначным, вне зависимости от того, труд ли это учителя, земледельца или даже прачки. При этом делалось все возможное, чтобы облегчить рутинные формы труда машинами, приспособлениями, изобретениями. Очень важным нравственным принципом был девиз «ничего лишнего». Все необходимое для жизни в Братстве существовало и предоставлялось всем членам Братства в равной степени: хорошее здоровое питание, в случае необходимости — лечение, комфортное благоустроенное жилище и т. д. Одежда детей и взрослых членов Братства была изящной и удобной. Неплюев исповедовал принцип — опрятной, здоровой и изящной простоты. Дети были одеты удобно, чисто и функционально.

Николай Николаевич Неплюев добился исключительного права назначать учителями в школах Братства своих воспитанников. Это обстоятельство позволило сохранить преемственность основных идей Неплюева. Его уникальной находкой, по мнению Фурсея, была самоорганизация в воспитательном и образовательном процессе. Он заметил, что старшие дети охотно передают свои знания младшим, а младшие с большим желанием тянутся за советом к старшим. Благодаря этому наблюдению Неплюев создал «старший кружок», включающий наиболее одаренных детей старших классов, которые занимались с младшими. Обычно за одним таким учеником-куратором закреплялось 3−4 ученика младших классов. Все члены Братства были разбиты по профессиональным склонностям на «братские семьи», своего рода, замечает Фурсей, гильдии — семьи хлебопашцев, молочников и т. д. Мужчины и женщины в Братстве имели равные права. В Братстве поощрялись личные семьи. Дети членов Братства воспитывались в яслях и детских садах. В каждой «братской семье» существовали общественные столовые. Культурные события проводились в специальном клубе.

К 1929 году число членов Братства возросло от трех в момент основания до 530. Братство, по образному выражению Фурсея, явилось «генератором выдающихся личностей»: ученых, поэтов, художников и т. д. Хозяйственная жизнь Братства была организована на высокой научной и технологической базе, на десятки лет опередившей организацию сельского хозяйства в России. Урожайность в Братстве, расположенном в Черниговской губернии, была почти в 2,5 раза выше, чем в среднем по губернии. В 1901 г. Неплюев передал в дар Братству практически все свое громадное состояние, состоящее из 18 тыс. га земли, с лесом, постойками и заводами, на общую сумму 1,8 млн золотых рублей, что по нынешнему курсу, утверждает ученый, составляет несколько миллиардов долларов.

Ринита Андреевна ГригорьеваВ 1919 г. Братство стало Первой украинской советской коммуной, в 1923 г. — сельскохозяйственной артелью, в 1924 г. — колхозом. В 1925 году руководители Братства были арестованы, а их имущество было конфисковано. С этого времени началось разграбление и варварское уничтожение Братства. В 1929 г. все братчики были выселены из Воздвиженки, многие из них были репрессированы, сосланы в лагеря, некоторые поплатились жизнью. Крестовоздвиженская церковь была снесена, настоятель убит, а на месте Братства появилась колония для особо опасных преступников — убийц и насильников. Так закончилась славная история Неплюевского трудового Крестовоздвиженского братства, просуществовавшего с 1889 по 1929 год, чуть более 40 лет.

С докладами также выступили: академик РАЕН, заведующий кафедрой экономики Сумского государственного университета, д.э.н., профессор Леонид Мельник («Социально-экономические предосновы функционирования Неплюевского братства»), директор общественной организации «Родний край» Виталий Шейко («Воспитанники Неплюевской школы. Их судьбы в атеистическом обществе»), кинорежиссер, лауреат государственных премий, представитель комиссии Совета Федерации по вопросам развития гражданского общества Ринита Григорьева («Очаги духовного возрождения в России»). После прочтения докладов прошла оживленная дискуссия. Участники конференции приняли решение подготовить итоговую резолюцию.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика