Русская линия
Русская линия01.04.2009 

Виктор Гуминский: «Монахи уверены в том, что Гоголь до сих пор покоится в Свято-Даниловом монастыре»

«Для Гоголя очень много значило и Христианство, и Православие. Это во многом определяло и его художественное творчество, и шло по нарастающей к концу жизни. У Н.В.Гоголя были работы, конкретно посвященные этой теме, прежде всего — размышления и исследования о Божественной литургии. А „Избранные места из переписки с друзьями“ — это тоже религиозное творчество, полноценная религиозная публицистика», — считает доктор филологических наук, главный научный сотрудник, заместитель директора Института мировой литературы РАН, член Союза писателей России профессор Виктор Гуминский.

Отвечая на вопросы корреспондента Седмицы.ru, он сказал: «Существует почти единодушно высказанная точка зрения, что после Пушкина и Гоголя русская литература встала на тот путь, который многие называют духовным, а Томас Манн, например, называл русскую литературу святой. Именно это во многом определило последующие духовные поиски и Достоевского, и Толстого, и многих других. Хотя с Гоголем всегда многое парадоксально. Например, авторы знаменитого сборника „Вехи“, посвященного отчасти и христианской, религиозной проблематике, о Гоголе вообще не упоминают. Примечательна и судьба наследия Н.В.Гоголя, в том числе — его духовной прозы и публицистики. На нее русская литература в своих поисках и исканиях вообще никакого внимания не обратила. Да и отношение к Гоголю долгое время было своеобразным, в нем в первую очередь видели сатирика и никак не хотели признавать писателя религиозного, христианского, глубоко духовного». «В „Мертвых душах“ разгадка и его личного существования, и разгадка России, а может быть, и всего мира. Ведь Гоголь мечтал о преображении всего мира, мечтал, что поэма „Мертвые души“ станет тем произведением, которое будет способствовать преображению мира, людей, изменению их к лучшему», — сказал ученый.

Говоря о слухах и домыслах по поводу перезахоронения праха Гоголя на Новодевичьем кладбище, профессор ссылается на работу Петра Паламарчука, который специально занимался этим вопросом. «Я думаю, что гроба просто не нашли, он ушел. Несколько лет назад в Даниловом монастыре во время панихиды в день юбилейной даты со дня смерти Гоголя один из насельников монастыря сказал мне по секрету, что монахи уверены в том, что Гоголь до сих пор покоится там, в Свято-Даниловом монастыре. Сейчас часть православно-ориентированной общественности, в том числе — писатель Валентин Распутин, председатель Союза писателей России; Никита Михалков, председатель Союза кинематографистов, считают (и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II это поддерживал), что прах Гоголя нужно вернуть в монастырь с Новодевичьего кладбища. И об этом на имя руководства страны направлена соответствующая бумага. Ведь Новодевичье кладбище существует при монастыре, рядом с ним, а Гоголь завещал похоронить его именно внутри церковной ограды. Официальной реакции на это прошение пока еще нет. Осенью предполагается восстановить крест на могиле Гоголя, видимо, к этому времени уже будет принято какое-то решение. Мое же мнение о возможности возвращения праха Гоголя в монастырь таково: если уже перенесен прах Н.М. и Е.М. Языковых, В.С.Хомякова, то возвращать нужно всех, кто в прошлом покоился на Даниловском некрополе. Для меня лично это будет неким ключом к разрешению тайны, существующей в деле перенесения праха Гоголя. Нашли его все-таки, или нет? Поживем — увидим!» — заключил ученый.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика