Русская линия
Парламентская газета Сергей Рахальский25.08.2006 

Радуйтесь! Я всегда с вами
28 августа (15 августа по ст.ст.) православные России празднуют один из своих главных, двунадесятых, христианских праздников — день Успения Пресвятой Богородицы

По церковному преданию, Божия Матерь пережила своего Сына на 10 лет и отошла ко Господу в Иерусалиме, где и проживала все это время, согласно завещанию Ее Сына, на попечении апостола Иоанна, постоянно пребывая в подвиге поста и молитвы. За три дня до своей кончины Божия Матерь была извещена об этом архангелом Гавриилом и приготовилась к ней. В этот день все апостолы, кроме Фомы, чудесным образом оказались близ Божией Матери. А они ведь были рассеяны по всему тогдашнему миру для проповеди учения Господа. Апостолы погребли Богородицу в Гефсимании, там, где были уже погребены Ее родители и супруг — праведный Иосиф.

Причем, когда апостолы несли на своих плечах гроб с телом Богородицы, один иудаистский священник, прознавший об этом, захотел помешать похоронам и осквернить Ее тело. Аффоний, забежав вперед процессии, схватился обеими руками за гроб, пытаясь сбросить тело на землю. И в этот момент ангел невидимо отсек ему кисти рук. Аффоний в ужасе раскаялся в своем преступлении, тотчас уверовав во Христа. А апостолы, находящиеся близ гроба, исцелили своего новообращенного христианина.

На третий день после погребения Богородицы в Иерусалим прибыл и апостол Фома, который захотел увидать Ее тело. Но, когда открыли гроб, он оказался пустым. Там лежали лишь погребальные пелены, в которые тело Богородицы было обернуто перед возложением во гроб. И пелены эти были не тронуты и не развернуты. То есть не только душа Божией Матери вознеслась на небо, но и — чудесным образом — Ее тело. Вечером того же дня Богородица явилась апостолам в воздухе, окруженная множеством ангелов, и сказала: «Радуйтесь! Я всегда с вами».

Именно это пребывание Матери Божией в гробе и вознесение Ее с телом на небо и именуются церковью Успением.

Праздник этот отмечается христианами с древнейших времен. Уже в IV веке он являлся повсеместным по всему тогдашнему миру. Официальным праздником он стал при императоре Маврикии с 582 года. Так как к этому празднику верующие христиане подготовляются двухнедельным постом, то праздник этот означает также и окончание поста, именуемого в его честь Успенским.

На это время как раз приходило окончание сбора урожая, жатвы, что придавало празднику особую торжественность и радость. В храмы в этот день приносили семена и колосья разных злаков — ржи, пшеницы, овса, ячменя, проса и т. д. для их освящения и благословения. С языческих времен в этот день на полях оставляли небольшие кусты несрезанных колосьев, которые перевязывали лентой, «завивали бороду», приговаривая «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай». В складчину селяне варили пиво, пекли пироги, устраивали пиры, созывая на них родных и соседей.

Дню Успения посвящены многочисленные поговорки, пословицы и народные приметы. С Успения солнце «засыпается». «Молодое бабье лето начинается, а солнце «засыпается!» «До Успения пахать — лишнюю копну нажать». «Озимь сей за три дня до Успения и три дня после Успения». «До Петрова дня взорать (т.е. вспахать, от «орало» — плуг. — С.В.), до Ильина — заборонить, до Спаса (т.е. до 29 августа, Дня Нерукотворного Образа Господня, «Третьего Спаса». — С.В.) — посеять». Также на Успение солили огурцы.

Кстати, главный храм государства Российского находится в Москве и также посвящен празднику Святого Успения. Это Успенский собор в Кремле, который один из церковных деятелей XIX века назвал «образом вселенской церкви и залогом русского единодержавия». Действительно, в течение многих веков собор этот был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, удельные же князья клялись здесь им на верность. В соборе венчали на царство, а затем и короновали императоров всероссийских. Здесь также возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. Оглашали государственные акты особой важности и служили торжественные молебны перед военными походами и после славных побед русского оружия. Здесь покоится прах глав русской церкви XIV—XVII вв.еков, и среди них — мощи чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.

http://www.pnp.ru/archive/19 900 125.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика