Русская линия
Татьянин день Роман Силантьев20.09.2006 

Об обращении в ислам православного священства

Тема сосуществования исламской и христианской цивилизаций, мировоззрений достаточно разных для того, чтобы порождать большое количество вопросов, можно назвать «устойчиво» актуальной. Мы регулярно становимся свидетелями того, как в этом сосуществовании разворачиваются информационные войны. Сейчас — это попытка исламского мира заставить папу Бенедикта XVI подобающим образом извиниться за цитирование «нетолерантных» текстов. Несколько ранее и конечно в «местном», российском, масштабе можно было наблюдать как принятие православным священником ислама становится достоянием широкой общественности с подачи исламских СМИ. Роман Силантьев, исламовед, выпускник геофака МГУ, кандидат исторических наук, автор известной книги «Новейшая история исламского сообщества России», любезно согласился прокомментировать это событие:

— Не так давно принятие православным священником Владиславом Сохиным ислама широко освещался нас страницах электронных СМИ. Исламские интернет ресурсы афишировали это событие как новость номер один. Как по-вашему, почему этот грустный инцидент дал толчок мощной пиар кампании?

— Если бы в ислам переходили часто, то это не считалось бы сенсацией. Между тем на мусульманских сайтах нередко можно заметить, как даже из перехода простых людей в ислам делают целую новостную полосу. Это дает основание думать, что подобные случаи довольно редки. Действительно, новообращенных мусульман сейчас в России не более трех тысяч. Из них подавляющее большинство составляют женщины, сменившие веру из-за семейных соображений, то есть вышедшие замуж за дагестанцев, чеченцев, ингушей или арабов. Людей же, принявших ислам из идеологических соображений, на данный момент насчитывает менее тысячи. Поэтому каждое пополнение этой группы для ее членов считается значимой новостью.

Переход в принципе отца Владислава Сохина в ислам особого удивления не вызывает. Это, к сожалению, во многом проблема Русской православной церкви, в начале возрождения которой часто рукополагались люди, недостаточно проверенные или подготовленные, впоследствии не сумевшие достойно нести свой сан. Такие люди переходили затем в секты, в группы «альтернативного православия», становились атеистами или мусульманами.

Другое дело, что для таких людей существуют специальные «сточные канавы», как, например, секта суздальских педофилов и ее «лурьитское» ответвление, или разные «Истинно православные церкви». По науке такие люди должны туда уходить именно туда, однако в случае Полосина или Сохина система дала сбой и эти товарищи пошли в ислам, начав разлагать его изнутри.

Действительно, неофиты, как правило, приносят мусульманам больше вреда, чем пользы, поскольку, приняв ислам, они начинают поучать мусульман, как правильно молиться, как им правильно исповедовать эту религию, довольно быстро начинают искать какие-то экзотические направления. Тот ислам, который исповедует большинство дагестанцев или татар, их не прельщает, они ищут для себя неких особенных течений, поэтому среди упомянутой выше небольшой группы «идеологических» мусульман можно встретить представителей по меньшей мере двадцати направлений мусульманской религии. Интересно также, что до трети русских мусульман являются шиитами, в то время как среди российских мусульман в целом доля шиитов не превышает 5−6 процентов. Нельзя не отметить и огромный процент экстремистов и террористов среди «русских мусульман» — учитывая статистику правоохранительных органов и общую численность новообращенных, доля радикалов в их сообществе превышает 50%.

— Есть ли статистика переходов из ислама в Православие? Стоит ли брать пример с исламских СМИ в том, чтобы акцентировать внимание общества на этих переходах, создавать вокруг подобных ситуаций ажиотаж?

— Дело в том, что рекламной кампанией «переходов» занимаются не исламские СМИ, а псевдоисламские. Надо отметить, что адекватных исламских средств массовой информации в России практически нет. Все эти сайты и журналы, о которых вы говорите, являются враждебными в первую очередь к исламу, поскольку разжигают ненависть как между мусульманами, так и в отношении мусульман со стороны представителей других религий. Если зайти на самые популярные российские исламские сайты, то вместо проповеди ислама, которая по идее должна вестись на такого рода ресурсах, там можно прочитать детали внутренней войны между различными группировками мусульман, массу компромата на их духовных лидеров, а так же очень резкие выпады в адрес христианства, иудаизма и буддизма.

Поэтому нельзя сказать, что все исламские сайты делают на этом PR. Исламские сайты действительно есть — в Татарстане, например, на Северном Кавказе — они эти вопросы стараются не поднимать, поскольку, в общем-то хорошо знают, кто такие «русские» мусульмане и что они из себя представляют: лишь единицы из них действительно могут считаться нормальными верующими. И если мусульмане, как правило, принимают христианство потому, что им нравится христианство, они считают его истинной верой, то б[!ольшая часть русских, принимающих ислам — как будто бы мстит христианству за что-то. Этнические мусульмане, переходя в христианство, не начинают вести войны против ислама, то есть не превращают свое крещение в пиар-акцию на страницах православной прессы.

А вот по отношению к «русским» мусульманам есть ощущение, что переходят они в ислам из пропагандистских соображений. Чтобы все обязательно об этом узнали, чтобы возник скандал. Например Сохин, перейдя в ислам, два месяца выполнял обязанности православного священника, совершал литургии, и все это время ждал, когда можно будет максимально эффективно объявить о смене веры. Это, честно говоря, похоже на что угодно, только не на искренний переход в веру. Так и в случае Полосина, который, перейдя в ислам, стал сразу писать антихристианские книги, причем нарочито хамские и оскорбительные.

— А если попытаться вернуться к вопросу о статистике…

-Статистику обратных переходов трудно посчитать, потому что если все-таки «русских» мусульман мало, около 2,5−3х тысяч, то обратный переход совершают минимум на два порядка большее количество людей. По моим подсчетам от полутора до двух миллионов этнических мусульман перешли в христианство за последние 15 лет. Около 20 процентов татар, башкир, казахов, кабардинцев, адыгейцев сейчас исповедуют христианство в тех или иных формах.

Можно также посчитать православных священников, этнических мусульман самой разной национальности, их сейчас около трехсот. Лично знаком с тремя священнослужителями-чеченцами: одним диаконом и двумя иереями. Много татар, казахов, башкир, много священников из киргизов. Это люди, как правило, укорененные в Православной вере, и к исламу они относятся уважительно и без вражды. И они перешли в христианство не для того, чтобы воевать с исламом, а для того, чтобы быть христианами.

Беседовала Юлиана Годик

http://www.st-tatiana.ru/?did=2832


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика