Русская линия
Комсомольская правда Петр Мамонов07.12.2006 

На острове не хотелось даже водку пить

Фильм Павла Лунгина «Остров» стал сенсацией «Кинотавра», закрывал фестиваль в Венеции, победил на кинофоруме «Московская премьера». Жаль, что для рекламного ролика создатели картины выбрали самые мрачные кадры. Не бойтесь и смело смотрите. Есть ради чего и ради кого.

Петр Мамонов сыграл в фильме главного героя — старца Анатолия, всю жизнь искупающего грех убийства.

«С моим героем — совпадения»

— «Остров» — очень удачная работа, я ее не стыжусь. Я сделал все что мог. Во время съемок целыми ночами думал и плакал… Посмотрел его девять раз, и он мне все больше нравится! Только не надо к этому кино относиться на полном серьезе. Это не культурная революция типа фильм про православную веру. Просто о людях, выбравших такой путь.

— Расскажите о съемках.

— Снимали на Белом море. Места там святые и страшные. Вся эта земля была полита кровью мучеников. Монастырь — декорации, а вот кочегарка — реальный домик, стоит прямо на костях, на том месте, откуда немцы отправляли людей в лагерь или на расстрел.

— Вам польстило предложение сыграть такую роль?

— Моя известность ничего мне не прибавляет. Я такой же, как и все, обычный работник. Вот позвал меня старый товарищ Павел Лунгин (Мамонов уже снимался у него в фильме «Такси-блюз». — Ред.). А я человек грешный. Я не считаю себя глупым и безвольным, но не могу с утра больше пяти минут продержаться без слов типа «я», «хочу». Ну как мне, такому, играть святого старца?! Пришлось к своему духовнику идти. Он мне сказал: «Вперед, это твоя работа!»

— Вы похожи на своего героя?

— Мой герой чистый. Так, как он, заново начать жить — чисто, светло, — я не умею. Совпадения есть — в попытке покаяния и осмысления всей жизни. Но очень робкие и мелкие. Ведь я всего 10 лет так живу, и ничего не происходит. Только понимаю, что все делаю не так! Пишут же, что в вере первые 10 лет — нулевой класс. Только сейчас что-то начинаю понимать. Комариными шажками продвигаюсь в Царство небесное.

«Три наши рожи — лучшая реклама!»

— Как работалось с Сухоруковым и Дюжевым?

— Ничего не было хамского, нечистого в работе с ними. Публика мало знает, какой Виктор Иванович (Сухоруков. — Ред.) в жизни. Потому что режиссеры однобоко его используют — все эти юродивые, хромые-слепые. И Дюжев — прекрасный актер, человек и красавец парень!

— Что было самым сложным?

— Ну что для вас было сложным, когда рожали ребенка? Тема сложная, мы все разные, у всех свое мнение. Мы с Пашей Лунгиным — старые товарищи, спорили, конечно. Но, главное, у нас не было неприязни.

Очень тяжело давалась сцена изгнания бесов. Но не перебрали! Я потом целый день молился, меня аж трясло! Ну, а то, что по 12 часов приходилось уголь таскать, так это настоящая мужская работа, мне это интересно.

На съемках даже не хотелось водку пить. Думаешь, вот сейчас придет Витя Сухоруков, посидим, чайку попьем, поговорим о чем-нибудь интересном. Бывало, всю ночь не спали, думали, что и как снимать. Разложим все по полочкам, предложим, а режиссер не согласен. Мы вообще-то пешки, кино делает сценарий и режиссер.

— Обрадовались призу за лучшую мужскую роль фестиваля «Московская премьера»?

— Опасаюсь я всего этого. Мне один священник сказал, чтобы я берегся, потому что сейчас у меня начнутся большие искушения! А я и сам понимаю: пойдут охи-вздохи, ой-ёй-ёй, ай-яй-яй! Я просто доволен, что вышел такой простой и чистый фильм. Не нужно пафоса, проще надо быть.

— Вы ожидали, что «Остров» будет таким успешным?

— Конечно! Тут даже об афише можно не думать: достаточно поставить в ряд три наши рожи — Сухоруков, Мамонов, Дюжев. Представляете такое странное сборище! Вот тебе и реклама готова! Но мы не успеха хотели. Думали о том, чтобы Богу угодить, а не людям.

Если Бог нам троечку с минусом поставит — уже хорошо! Он тоже хочет, чтобы развлечения были. Но качественные, а не кровища и голые тела — ничего нового в этом нет. В общем, телевидение — это, конечно, развлечение, но и оно должно быть качественным.

«Встану с гитарой в метро!»

— Еще в кино приглашают?

— Предлагали сыграть Хоттабыча. Я так обрадовался: ну наконец-то, это же очень интересно! Принесли сценарий, а там все какое-то интерактивное, про Интернет, и мне не понравилось. (Хоттабыча сыграл Владимир Толоконников, Шариков из «Собачьего сердца». — Ред.). Я бы снялся в каком-нибудь хорошем гангстерском кино типа Франция 50-х годов, где в конце все преступники умирают. Такие фильмы я люблю.

А вообще, слава богу, я непрофессиональный актер, человек независимый. Случись кризис, я не пропаду: встану в метро с гитарой и буду песни петь. Уверен, полную шапку соберу! Это же моя работа!

Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ. («КП» — Воронеж").

МНЕНИЕ ЦЕРКВИ

«Не все монахи похожи на настоящих»

По просьбе «КП» протоиерей Михаил ДУДКО, ответственный секретарь отдела связей с общественностью и церквями Московского патриархата, посмотрел на фильм глазами критика.

— Наверное, «Остров» сейчас самый популярный фильм среди православных священников?

— Его, конечно, все посмотрели. Все обсуждают. Мнения разделились. Есть и критики. Но их меньшинство.

— Что критикуют?

— Представьте, как смотрели бы картину про рыболовецкое хозяйство рыбаки. Конечно, нашли бы массу нестыковок, натяжек и даже фальши. Так и здесь.

Но есть и безусловные достоинства. Главное — что в фильме не показан сам момент перехода от грешника к праведнику. Зато показан путь и результат этого пути.

— А монахи «Острова» похожи на настоящих?

— Я проникся искренностью Петра Мамонова. Близок мне и Виктор Сухоруков — в его настоятеле много достоверности. Остальные персонажи скорее ходульные.

— А каково сегодня отношение к старчеству?

— Старчество сегодня сверхпопулярно — в этом смысле фильм конъюнктурный. Люди, которые сейчас приходят в церковь, ищут не подвигов, которые несет герой Мамонова, а чудес. И человек, который может эти чудеса творить, становится популярным. Но если кино улавливает тенденцию — это хорошо. Поэтому «конъюнктура» здесь слово не ругательное.

— Знаменитые старцы после смерти нередко причисляются к лику святых. А мог бы теоретически герой Мамонова попасть в их число? Или грех убийства этому помешал бы?

— В христианстве есть много святых, которые были грешниками. И именно грех служил толчком, чтобы уйти из мира. Человек изменяется, слава Богу. Он может преобразиться. В этом смысл «Острова», и его он передает прекрасно.

СПРАВКА «КП»

Старчество не случайно происходит от слова «старость». Только умудренный опытом скудной и праведной жизни монах может взять на себя подвиг «старчества» — руководства нравственным ростом человека через наставления. Традиции старчества были перенесены на Русь в XVIII столетии с Афона монахом Паисием (Величковским), который причислен к лику святых. Наиболее известными продолжателями его дела стали старцы Оптиной Пустыни, старцы Глинской и Саровской Пустынь. Создатели фильма особо пристально изучили деяния Феофила Печерского и Севастьяна Карагандинского.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОТОТИПЫ

Старец протоиерей Николай (Гурьянов)

ЖИТИЕ

Один из самых известных в современном православии старцев прожил тяжелую жизнь. За выступление против закрытия одного из близлежащих храмов его исключили из педагогического института. А вскоре арестовали. Николай семь лет провел в лагере в Сыктывкаре. Выйдя на свободу, работал учителем в школах. Во время войны он не был мобилизован из-за болезни ног, которые он повредил себе шпалами на работах в лагере. Во время оккупации Николая угнали в Прибалтику, где он стал студентом семинарии. В 1958 году отец Николай попал на остров Залит на Псковском озере. Здесь он и провел остальные сорок четыре года своей жизни. В августе 2002 года 93-летний старец скончался.

ЧУДЕСА

Затворник с Залита предрек освобождение России от коммунизма, канонизацию царя. По фотографиям он отыскивал пропавших, излечивал больных. Репутация чудотворца к нему пришла после встречи с моряком атомной подлодки «Комсомолец» Игорем Столяровым, уцелевшим в страшной аварии. Он приехал на Залиту спустя годы и сразу узнал отца Николая. Тот явился ему в ледяной воде Атлантики и сказал: «Плыви, я молюсь за тебя, спасешься». Почти сразу на воде появилось бревно. А вскоре моряка заметила береговая охрана.

Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

ЖИТИЕ

Родился 11 апреля 1910 года в Орле. С детства ходил в храм и был в послушании у известного своей монашеской строгостью архиепископа Орловского Серафима. Служил в Измайловском Христорождественском храме, пока его не обвинили в антисоветской агитации и не отправили на семь лет в лагеря. С 1967-го отец Иоанн стал насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, где снискал славу великого пророка и прозорливца. В 2000 году старца посетил в келье президент Путин. 5 февраля 2006 года на 96-м году жизни архимандрит Иоанн скончался.

ЧУДЕСА

Рассказывают, что отец Иоанн посоветовал одной женщине не делать операцию ребенку, несмотря на настояние врачей, сказав, что он может умереть на операционном столе. Женщина послушалась, и все обошлось. Другая женщина, пренебрегшая советом старца отложить несложную операцию, погибла. И таких случаев прозорливости отца Иоанна было много. В последние годы старец уже не мог принимать посетителей из-за плохого здоровья, однако вел переписку по всему миру.

Старец архимандрит Кирилл (Павлов)

ЖИТИЕ

Родился в 1919 году в крестьянской семье. Работал технологом на металлургическом комбинате. Кирилл Павлов воевал в общей сложности шесть лет. Начал еще в финскую. Был в сталинградской мясорубке. Награжден медалью «За оборону Сталинграда». В один из самых кровавых дней лейтенант Павлов нашел в развалинах Евангелие. Открыл, зачитался… И воспринял это как знак свыше. В 1946 году он поступил в семинарию, принял монашество, отказался от славы и наград. Жил в Троице-Сергиевой лавре, был братским духовником монахов.

Многие считали его тем самым героем Сталинграда — сержантом Павловым, — в честь которого назван дом. Но отец Кирилл это опроверг.

ЧУДЕСА

Говорить о чудесах здравствующего старца в православной традиции запрещено. Но слава чудотворца за отцом Кириллом уже закрепилась. Монашки Троице-Сергиевой лавры утверждают, что сами видели, как во время молитвы отец Кирилл поднимается над землей. У многих лишь при виде старца проходят болезни. Сейчас Кирилл живет в Переделкине, в резиденции Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II, духовником которого является много лет. Каждый день утром паломники ждут его появления или отправляют ему записочку с вопросом или просьбой.

http://www.kp.ru/daily/23 820.3/60 805/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика