Русская линия
Независимая газета Игорь Понкин02.08.2002 

Нужна ли религия в светских школах
При решении этого вопроса России можно воспользоваться опытом Франции

Один из самых распространенных, навязываемых сегодня российскому обществу стереотипов — отождествление светскости образования с его общеобязательной атеистической (антирелигиозной) или внерелигиозной (агностической) направленностью. Этот ложный стереотип, не имеющий никаких оснований в законодательстве Российской Федерации и в международных правовых актах, существует практически только за счет инерции мышления общества, обусловленной эпохой государственного атеизма и гонений на религиозные объединения в нашей стране. С точки зрения конституционного права светское образование — это не атеистическое или внерелигиозное образование, а общесоциальное, гражданское образование, осуществляемое в соответствии с социальным заказом, сложившимся в обществе, по государственным образовательным стандартам.
Анализируя правовое содержание светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Российской Федерации, полезно обратить внимание на опыт Франции в этом вопросе. Тем более что именно Французская Республика часто ошибочно приводится в пример апологетами атеизма, желающими обосновать необходимость изоляции российской национальной системы образования от традиционных духовно-нравственных ценностей.
Несколько лет назад государство и общество во Франции пришли к парадоксальному для себя выводу о деградационных тенденциях в развитии национальной системы образования. Общество столкнулось с ситуацией, когда учащиеся частных католических и протестантских колледжей выпускаются гораздо более подготовленными к жизни во французском обществе и культурно более развитыми, чем учащиеся государственных школ. Выяснилось, что связано это в немалой степени с реализацией государством политики, направленной на изоляцию религиозных объединений от государственной системы образования и на изъятие из культуры ее традиционной религиозной составляющей. О необходимости реализации в государственных школах принципа культуросообразности образования (соответствия содержания образования национальной культуре), в том числе посредством преподавания гуманитарных предметов на основе духовно-нравственных традиций и ценностей, сегодня во Франции говорят как высокие государственные чиновники (член Государственного совета Франции советник Жан-Мишель Белоржей, уполномоченный при министре образования Франции Жаки Симон), так и видные ученые Франции, прежде всего профессор Сорбонны доктор Жан Боберо.
В феврале 2002 г. был обнародован доклад Министерства образования Франции, более известный как доклад Режи Дебрэ «Преподавание в светской школе предметов, касающихся религии», в котором была сделана попытка дать обстоятельный анализ необходимого компромисса между светскостью и культуросообразностью образования в государственных школах Франции. Следует признать, что попытка в целом удалась.
Интересный и качественный доклад Режи Дебрэ содержит анализ ущербности национальной системы образования вследствие ее внерелигиозности и оторванности от национальной культуры, последствий потери культуросообразности образования в государственных светских школах.
Французское общество все более ощущает угрозу коллективной потерянности, разрыва национальной и общеевропейской памяти, где недостаток религиозно-культурной образованности не позволяет понять ни фронтоны собора в Шартре, ни произведения Тинторетто, ни шедевр Моцарта «Дон Жуан», ни «Страстную неделю» Арагона. В докладе акцентируется внимание на том, что, как только для людей «Троица» становится лишь названием парижской станции метро, а выходные и каникулы в дни Пятидесятницы становятся простым календарным фактом, происходит опошление окружающей повседневности, деградация национальной культуры, деградация самого общества, потеря исторического сознания. Над обществом довлеют ложная боязнь перед нарушением гражданской солидарности и незнание национальной истории, культуры, веры. Все это обременено разнообразными клише и предрассудками. Как пишет Дебрэ, для всех очевидна нравственная, социальная и наследственная растерянность. Образовался также некий разрыв в передаче культурного наследия, которым раньше занимались Церковь, семья, обычай, гражданственность, что впоследствии легло на плечи народного образования, которое должно было обеспечить элементарную ориентацию в пространстве и во времени. Однако гражданское общество оказалось не в состоянии все это обеспечить. Вместе с тем отмечается, что Министерство образования Франции уже давно озаботилось нахождением возможностей для «закрытия этой бреши», для ликвидации культурной дискриминации.
Однако, подчеркивается в докладе, при расширении преподавания религиозной культуры необходимо избежать и иной крайности. Чрезмерное увлечение религиозным образованием в государственных и муниципальных образовательных учреждениях идет в ущерб общегражданскому образованию и угрожает целостности и единству национальной системы образования. Поэтому в докладе Дебрэ обсуждается вопрос нахождения компромисса по вопросу введения предметов религиозного образования в образовательный процесс в государственных школах.
Основная идея расширения и углубления преподавания в светской школе предметов, касающихся религии, заключается не в том, чтобы подменить светское образование религиозным, дать последнему какой-то особый статус, а в том, чтобы дать учащимся государственных образовательных учреждений возможность стать и быть цивилизованными, воспитанными в своей национальной культуре, оставляя за ними право выбора и свободного суждения.
Учитывая то, что наши страны роднит много общего, анализ французского опыта взаимоотношения государства и религиозных объединений в сфере образования, несомненно, может и должен быть использован при совершенствовании национальной системы образования в России.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика