Русская линия
Русская линия26.09.2006 

Сессия православно-католического диалога в Белграде закончилась ничем
Епископ Иларион заявил протест кардиналу Касперу в связи с процедурой ведения диалога

24 сентября в Белграде завершилась IX сессия Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-католической церквями, сообщает пресс-служба представительства РПЦ при европейских международных организациях.
В течение недели участники сессии обсуждали подготовленный координационным комитетом Смешанной комиссии документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Документ был составлен еще в 1990 году
На заключительном заседании разгорелась дискуссия по одному из разделов документа, посвященному авторитету Вселенских Соборов.
В этом разделе, в частности, говорилось о том, что после разрыва общения между Востоком и Западом в XI веке созыв «Вселенского собора» в строгом смысле слова стал невозможен, однако «обе Церкви продолжали созывать „общие“ соборы, в которых участвовали епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом, и Поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом».
Участвовавший в сессии от лица РПЦ епископ Венский и Австрийский Илларион выступил с рядом принципиальных возражений по данному пункту. Как отметил владыка, модель устройства Православной Церкви принципиальным образом отличается от римско-католической экклезиологической модели, и Патриарх Константинополя никогда не играл в Православной Церкви той роли, которую в Католической церкви играет папа.
С момента окончания VII Вселенского собора вплоть до настоящего времени в Православной Церкви не состоялось ни одного «общего», или всеправославного, собора. Поэтому утверждение документа о том, что Церкви, находящиеся в общении с Константинополем, продолжали созывать «общие» соборы в течение второго тысячелетия, не соответствует действительности.
Наконец, мысль о том, что в условиях продолжающегося разделения между Востоком и Западом созыв Вселенского Собора вообще невозможен, вызывает возражения, так как Православная Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, основанная Христом и не утратившая соборности после «великой схизмы» XI века.
Однако, замечания епископа Илариона вызвали резкое противодействие одного из двух сопредседателей Смешанной комиссии митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа; Константинопольский Патриархат).
Предложенная им поправка, с точки зрения представителя РПЦ, не меняла сути дела, однако была поставлена на голосование сопредседателем Смешанной комиссии кардиналом Вальтером Каспером. Большинство православных участников заседания проголосовали за поправку; представители РПЦ проголосовали против.
В ходе последовавшей дискуссии епископ Иларион подчеркнул, что участники двустороннего православно-католического диалога не могут быть путем голосования принуждены к тому или иному богословскому компромиссу или к принятию точек зрения, противоречащих их экклезиологическому самопониманию. Православные участники заседания, по мнению епископа, не уполномочены «изобретать» для Православной Церкви экклезиологическую модель, подобную той, что существует в Католической церкви, с тем, чтобы Константинопольский патриарх в этой модели занял место, подобное месту папы в Римской церкви.
По окончании заседания епископ Иларион заявил кардиналу Касперу официальный протест в связи с процедурой ведения православно-католического диалога, отметив недопустимость решения вопросов догматического и экклезиологического характера путем голосования. Подобные вопросы, по мнению представителя РПЦ, могут решаться только путем консенсуса, и если по тому или иному вопросу не имеется консенсуса, ответ на этот вопрос не может быть включен в согласованный документ.
Кардинал Каспер принял к сведению протест представителя Русской Православной Церкви и пообещал вернуться к обсуждению спорного вопроса на следующем заседании Смешанной комиссии, которое состоится в октябре 2007 года.
Русская линия

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика