Русская линия
Вести 24Протоиерей Всеволод Чаплин10.03.2007 

Интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным

— У нас в студии замглавы Отдела внешних связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Добрый день. Ну, если позволите, с этой скандальной истории давайте начнем. Было письмо, не было письма, и если да, то что все-таки в нем было?

— Епископ Диомид уже много лет ставит вопросы так, как он их ставит в этом тексте, и надо сказать, что его мнение разделяется какой-то частью верующих нашей Церкви, и темы, которые он поднимает, нужно обсуждать — об отношениях с властью, об отношениях с другими конфессиями, об отношениях с другими религиями. Может быть, он ставит эти темы несколько более остро, чем я бы их поставил. Все-таки я не считаю, что нынешняя российская власть — это коллективный враг Церкви и враг народа. Я не считаю, что нам нужно разорвать все связи с другими конфессиями и другими религиями.

Но Владыка Диомид ставит эти вопросы так, как ставит. Но вот открытого обращения его ко всей Церкви не было. Было написанное в январе предисловие к одной книге, до сих пор так и не изданной, а потом некий сайт, сайт «Русь православная», сайт, который возглавляется господином Душеновым, известным церковным и политическим оппозиционером, приделал к этому тексту заголовок «Пора пресечь беззаконие» и превратил его в открытое обращение ко всей пастве Русской Православной Церкви. Затем в Интернете под этим текстом пошел сбор подписей, а потом уже на одном из Интернет-форумов стали раздаваться призывы идти с пикетами к церковным учреждениям. И всем эти руководят два человека: господин Душенов, о котором я уже сказал, и господин Назаров — это бывший советский перебежчик, который остался на Западе, а в начале 90-х годов вернулся сюда — может быть, с заданием, может быть, без, — чтобы «спасать Россию». Так вот я боюсь, что вся эта история была раскручена двумя этими людьми и их общественными группами поддержки для того, чтобы в идеале устроить переворот в Русской Церкви, захватить в ней власть через дестабилизацию положения, а если по минимуму — то просто устроить очередную кампанию в свою славу, ради своих личных интересов.

— А сам отец Диомид как-то проявился за эти дни? Просто так много о нем говорили

— Он дал несколько интервью, и в том числе сказал в этих интервью достаточно ясно, что он не писал обращение ко всей церкви, а писал предисловие к книге.

— С этим разобрались. Давайте теперь о главной теме Собора, о проблеме бедности. Все-таки прогрессивный налог, если да, если вы с этим согласны, то что вы тогда отвечаете критикам, ведь многие считают, что как только прогрессивная шкала будет введена в России, многие люди начнут скрывать свои доходы, и не будут заинтересованы в том, чтобы их объявлять в полной мере.

— Собор постарался передать нашему государственному руководству — Президенту, правительству, Совету Федерации, Государственной Думе — те вопросы, которые ставил народ в ходе Собора. В Соборе участвовали ведь не только эксперты, не только священнослужители или церковные деятели. Там были люди в полном смысле слова из народа, о чем говорит и очень неструктурированная дискуссия при принятии итогового документа. Люди вставали с мест, говорили: это любо, а это не любо. Были люди из разных регионов, были люди из стран ближнего и дальнего зарубежья. Так вот, они действительно говорят, и говорят очень эмоционально, о том, что в России рядом с кричащей роскошью находится кричащая нищета. Рядом с роскошью единиц находится кричащая нищета миллионов. Поэтому вспомнить о том, что на Западе, между прочим, налог на роскошь и на сверхдоходы очень высокий, и это в значительной степени решает социальные проблемы, включая проблему неравенства, — об этом вспомнить нам тоже нужно. Человек может сколько угодно угрожать, говоря: «Я выведу капиталы в другую страну», но я думаю, что если он вывезет их в стабильную, серьезную западную страну, там этот налог будет гораздо больше, чем у нас.

— Согласны ли вы с тем, такое заявление звучало во время Собора, что вот в ситуации с бедностью, в проблеме в этой сегодняшней России виноваты реформаторы 90-х? Что, якобы, прежде всего это экономическая подоплека?

— Виноват и Советский Союз, виновата также в значительной степени и та общественная ситуация, экономическая ситуация, которая сложилась у нас в постсоветские годы. Виноваты и мы все, потому что народу, как я считаю, нужно больше говорить о своих проблемах, а не только ждать милости от власти или от владельца того или иного предприятия. Бизнесу нужно понимать, что ему нужно обрести все-таки, наконец, нравственную легитимность в нашем обществе. Пока такой легитимности по большому счету нет. И не просто потому, что бедные завидуют богатым, а потому что люди нередко видят пренебрежительное отношение к народу со стороны генералов нашего бизнеса и со стороны всей нашей элиты, которая способна даже явно с телеэкрана или с газетной страницы сказать: мы презираем народ, мы не берем его в расчет при принятии решений. Так вот, всем нам нужно измениться, в том числе и религиозным деятелям.

Нам нужно просто больше говорить о тех нуждах народа, бедах народа, с которыми мы сталкиваемся каждый день в наших храмах, особенно в глубинке, особенно в малых городах. И нужно, наконец, понять, что с таким социальным разрывом, с таким количеством страданий от несправедливости страна не может двигаться дальше. Рано или поздно ее жизнь столкнется и опрокинется об этот огромный камень народный беды, народного недовольства тем, что сегодня действительно переживает большинство нашего населения — чувство несправедливости, чувство обиды, чувство ущемленности в их интересах, в их правах.

— Знаете, на что журналисты обратили внимание, когда Собор только открывался? На то, что к Храму Христа Спасителя подъезжали очень недешевые автомобили.

— Приезжали разные люди. Были бизнесмены. И хорошо, что они были и слышали то, о чем говорилось на Соборе. Были очень простые люди, которые приходили пешком, приезжали на метро, на троллейбусах. К сожалению, почти не было представителей министерств и ведомств экономического блока. Это, к сожалению, уже традиция Всемирного русского народного собора: когда говорится об экономике, говорится о социальных проблемах, генералы нашей государственной экономики почти полностью игнорируют деятельность Собора и те слова, которые там звучат. Иногда только участвует замминистра экономразвития господин Шаронов, и спасибо ему за это. Но он, пожалуй, является белой вороной в данном случае. Так или иначе люди действительно были разные. Были и богатые, были и бедные, и вот то, что Собор все-таки дал площадку для обсуждения такой кричащей проблемы как бедность одновременно и богатыми и бедными, — это неплохо.

— Насколько я знаю, еще было озвучено одно такое достаточно радикальное предложение — как-то по-особому использовать Стабфонд.

— Не то что по-особому. В документах Собора сказано о том, что нам нужно иметь, грубо говоря, деньги на черный день, чтобы не зависеть от изменчивой политической и экономической мировой конъюнктуры. Но в то же самое время, когда в стране много денег, возникает вопрос, и этот вопрос был задан много раз разными людьми на Соборе — от академиков до очень простых людей: почему эти деньги находятся за рубежом и этим ослабляется наша экономическая и политическая самостоятельность? Возникает риск экономического шантажа со стороны тех государств, где находятся эти средства. И почему все-таки при этих больших средствах у нас продолжают разваливаться дороги, продолжает ветшать инфраструктура во всех отраслях жизни страны? У нас так сложно с нормальным образованием, с перспективной наукой, с социальным положением большой шкалы категорий граждан — это и пенсионеры, это и дети-сироты Вот почему все-таки, имея эти деньги, мы сидим на них как собака на сене, передавая их тем, кто может отдать их обратно или не отдать? Эти вопросы действительно звучали на Соборе, и Собор счел для себя справедливым и правильным обратить эти вопросы к государственной власти.

— А что из себя представляет вот этот итоговый документ?

— Это текст, который содержит как призыв к нашему обществу нравственно измениться, так и конкретные рекомендации. В частности, сказано об отрицательном отношении к так называемой Энергетической хартии, подвергнуто критике готовящееся соглашения между нашей страной и ЕС, поскольку, как считают участники Собора, в этом соглашении недостаточно учтены наши экономические интересы. Сказано там о том, что высокий налог на жилье сейчас ударит не по богатым, а по бедным, тем более, что эти люди получили, как правило, свое жилье, свои квартиры или дома, еще в период старой экономической формации. Сказано много другого, так что это достаточно конкретный документ. Иногда журналисты говорили, что Церковь и Всемирный русский народный собор говорят слишком много общего. Вот мы и решили сказать нечто максимально конкретное.

— Получается так, что в основном говорили про экономику. А экономисты были профессиональные? Вы сказали, что вот там подчиненные Грефа не очень жалуют, да. А вот кто-то другой, то есть вот профессионалы в этой сфере как-то реагировали на эти предложения?

— Выступало много серьезных экономистов. Это и академик Львов, это и господин Глазьев, и господин Примаков, и тот же господин Шаронов из Министерства экономического развития и торговли, были другие люди, как с либеральной стороны, так и с консервативной стороны, как левые, так и правые. Конечно, Собор — это не место для академических дискуссий, скорее это некое народное вече. Но голос серьезных ученых на нем звучал, и как мне кажется, звучал достаточно авторитетно.

— И в конце, если можно, Собор, по-моему, 11-ый сейчас по счету, вот как меняется тематика и почему о проблеме бедности заговорили сейчас, а, скажем там, не на 7-ом, не на 4-ом, не на 1-ом Соборе?

— Эта проблема все больше и больше обсуждается в нашем обществе. Обсуждается политиками, обсуждается деятелями искусства, обсуждается в Думе, обсуждается на разных академических форумах. Естественно, ее решил поднять и Собор. А раньше темы поднимались самые разные: это и земля, это и образование, это даже ядерное оружие — допустимость его сохранения и развития в наш век. Это опять же экономика: несколько лет назад на Соборе был принят Свод нравственных принципов в хозяйствовании. Это и тема прав человека, это и тема международных отношений, и место России и православной цивилизации в мире. Так что тематика Собора широкая. На этом Соборе было принято решение в следующем году устроить Всемирный русский народный собор детей и молодежи. И я надеюсь, что это будет, может быть, даже еще более интересно, чем многие из тех тем, которые были уже рассмотрены Собором.

— Будем внимательно следить, большое спасибо.

Опубликовано на сайте Итерфакс-Религия

http://www.interfax-religion.ru/?act=radio&div=523


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика