Русская линия
Столетие.Ru Аждар Куртов11.04.2007 

Крымское ханство (часть1)
История Крыма — отнюдь не история только крымских татар

Политический кризис на Украине в очередной раз показал, что силы, стремящиеся разрушить столетиями складывавшуюся геополитическую конфигурацию Восточной Европы, отнюдь не отказались от своих замыслов. Однако на Украине не только улицы и площади столицы — Киева являются полем политических столкновений. В республике есть еще несколько значимых очагов перманентной напряженности. Один из них — полуостров Крым.

Главными возмутителями спокойствия в Крыму являются отнюдь не оранжисты из партий «Наша Украина» или «Блока Юлии Тимошенко». Их позиции в Крыму как раз не столь значимы. Но они имеют здесь своих активных союзников в лице радикальных политических организаций крымских татар. Последние, хотя и преследуют собственные цели, весьма далекие от рафинированного евроатлантического выбора нынешнего главы украинского государства и «газовой принцессы», тем не менее, из тактических соображений блокируются именно с ними.

В этом смысле мы на новом витке истории просто лицезреем очередное повторение ситуации, не раз уже случавшейся в прошлом. Всевышнему было угодно, чтобы Крым на протяжении нескольких тысячелетий был перекрестком различных цивилизаций, испытывающим культурное воздействие десятков народов, сменявших друг друга. Кого только не привлекала крымская земля: киммерийцев и греков, римлян и византийцев, венецианцев и генуэзцев.

После вторжения в Крым монголо-татар был образован Крымский улус Золотой Орды, занимавший степную часть полуострова. Последнее обстоятельство весьма примечательно.

Современные идеологи крымских татар любят козырять тезисом о том, что этот народ — единственный из всех, кто имеет «исторические права» на Крым.

Естественно, что с научной точки зрения эти утверждения не выдерживают критики. С тем же успехом факт крещения в Корсуни князя Владимира можно представить в качестве контраргумента.

Впрочем, историки из числа крымских татар вообще любят весьма вольные интерпретации прошлого. Некоторые из них, так же как и часть исследователей из числа казанских татар, считают, что их этносы вовсе не восходят к пришедшим с туменами Батыя народам. В Крыму есть историки, доказывающие, что крымские татары произошли от половцев, которых авторы этих концепций превратили в «европеоидных тюркизированных арийцев».

Другие интеллектуальные лидеры крымско-татарского движения не открещиваются от Золотой Орды, а наоборот, наделяют ее исключительно положительными качествами. Причастность к Золотой Орде добавляет крымским татарам «величие многовековых славных традиций», особую идентичность. Кроме того, апелляция к этому наследию помогает крымским татарам получить поддержку украинских националистов, поскольку история крымских татар предстает в виде борьбы против «великорусского шовинизма», а сами крымские татары являются чуть ли не защитниками украинцев от «агрессивной политики царской России». Подобными утверждениями изобилует, в частности, сборник «Крымские татары — гордость тысячелетий…», изданный в Симферополе в 2001 году.

Не следует думать, что подобные взгляды являются уделом только узкого слоя интеллектуалов. Некоторые молодые татары убеждены, что «небольшой, но чрезвычайно талантливый татарский народ сумел под руководством Батыя победить многократно превосходящие их силы русских княжеств». На самом деле крымские татары действительно оставили свой след в истории полуострова, но он не столь однозначен. Начнем с того, что современные крымские татары отнюдь не являются автохтонным этносом полуострова. Вообще, как этнос они сложились незадолго до присоединения Крыма к России, а именно в результате событий 1774−1783 годов.

Истоки политического обособления крымских татар лежат в событиях второй половины XIV века, когда мурза Мамай захватывает восточный Крым и делает его своим личным владением. В это время в Крыму реально существуют целый ряд государственных образований. Христианские: генуэзские колонии в Кафе, Судаке и Чембало, владения Трапезунда на Южном Берегу Крыма, княжество Феодоро в районе Мангупа (юго-западный Крым), город Херсонес, подчинявшийся Византийской империи. Мусульманские: улус с центром в крепости Кырк-Йере (нынешний Чуфут-Кале) и управляемый наместником Тохтамыша улус с центром в городе Крым (Солхат).

В период правления Хаджи-Гирея Крым обособляется в самостоятельное ханство. В это время османы осаждают столицу Византии — Константинополь. Поскольку Генуэзская республика была связана союзническими обязательствами с Византийской империей, то она отправила свой военный флот на помощь Константинополю. Однако город пал, что сразу поставило под угрозу все владения Генуи в Крыму. Крымские татары, до этого худо-бедно ладившие со своими христианскими соседями по полуострову, моментально переметнулись на сторону сильного. В 1454 году произошла встреча крымского хана с адмиралом флота османов, после чего было заключено соглашение с турецким султаном, которое и открыло дорогу для турецкой агрессии. В 1475 году султан Мехмед II Завоеватель направил в Крым свои войска, которым удалось захватить Кафу и много других генуэзских крепостей, в том числе Судак, Каламиту (Инкерман), Чембало (Балаклава). Последней пала крепость княжества Феодоро. Тех, кто оказывал сопротивление османам, безжалостно уничтожали или уводили в рабство.

При Иване IV крымцы постоянно досаждают Москве. Заключившему союз с поляками хану Девлет-Гирею I в 1571—1572 году удается даже сжечь Москву.

А вот Борису Годунову посчастливилось в 1591 году отразить осаду Москвы крымских полчищ хана Гази-Гирея II. Крымские орды турки активно использовали в своей политике: ханам приходилось участвовать в военных походах султанов. Когда же правители крымских татар пытались проявлять самостоятельность, идущую вразрез с интересами Порты, это для них часто плохо кончалось. Ханов смещали даже тогда, когда отношения между Портой и Москвой были относительно ровными. Так в 1683 году — в период действия установленного в Бахчисарае в 1681 году двадцатилетнего перемирия между Россией и Турцией, султан сместил хана Мурад-Гирея.

Первым свидетельством намерений укрепившейся России в отношении Крыма стали события 1687 года — поход войск под предводительством князя В. Голицына. Это войско по сожженной степи дошло до Перекопа, но вынуждено было отступить.

Чуть позднее происходят события, действительно свидетельствующие о наличии контактов между крымскими татарами и частью украинцев — запорожских казаков, настроенных враждебно по отношению к Москве. Формально Запорожскую Сечь возглавлял гетман Мазепа, лояльный в тот период Москве. Но часть казаков восстала под предводительством племянника сечевого писаря Кочубея — Петрика, который и заключил с крымским ханом договор о военном союзе против Мазепы и Москвы.

После появления на российском престоле Петра I и его азовского похода, Россия заключила мир с Турцией, развязавшей ей руки для политики на Балтике. Хотя захваченный русскими Азов и пришлось уступить Турции, по условиям договора крымским татарам запрещалось совершать набеги на русские земли, что было для них серьезным поражением в правах, поскольку ханство в основном и жило за счет военного грабежа. Тем самым Крымское ханство лишалось право вести самостоятельную внешнюю политику.

Крымские ханы оказались в непростой ситуации, они пытались даже провоцировать войну султана против России, сообщая в Стамбул измышления о том, что Петр I, занятый Северной войной якобы готовится к походу на Крым. Но султан категорически запретил начинать новую кампанию, распустил татарское войско и сместил провокатора — хана Девлет-Гирея II.

Когда же успехи Петра I в войне со Швецией стали действительно пугать султана, тот заменил на крымском престоле хана Каплан-Гирея на хана Девлет-Гирея II. Султан Ахмад III снабдил крымских татар артиллерией и боеприпасами и позволил тем вести переговоры со Швецией о совместных военных действиях против России. Вначале казалось, что все складывается для турок и татар удачно: шведы заключили союз с переметнувшимся на их сторону Мазепой, в Крыму кроме татар и ногайцев находились до 8 тысяч казаков под предводительством атамана Некрасова, бежавших сюда после разгрома восстания Булавина. Руководство Запорожской Сечи даже просило крымского хана принять их в его подданство. Но отлично сработали русские дипломаты. Они подкупили турок, которые вели переговоры от имени султана, и те склонили султана к иному решению. Султан опять запретил татарам начинать войну, а также высказался против принятия Сечи в Крымское ханство.

После победы в Полтавской битве Петр I явно не рассчитал свои силы, выдвинув султану ультиматум, требуя выдачи бежавшего к османам Карла XII под угрозой возведения вдоль границ Турции новых крепостей. В ответ на эти угрозы султан объявил войну России, Прутский поход русской армии едва не закончился поражением.

Реванш не заставил себя долго ждать. В 1736 году 40-тысячное русское войско под предводительством фельдмаршала Миниха вторглось в Крым, разбила в пух и прах татарское ополчение, и фактически овладело всем полуостровом, включая столицу — Бахчисарай. Только из-за эпидемии эта армия вынуждена была оставить Крым. Через год ситуация повторилась. Русская армия под командованием фельдмаршала Ласси проделает маневр, который два столетия спустя повторят части Красной Армии под командованием М.В. Фрунзе: в Крым войдут, форсировав вброд Сиваш. И опять татары будут разбиты. Но закрепиться на полуострове не удастся и на этот раз.

Летом 1771 года русская армия Долгорукова войдет в Крым через Перекоп и всего за две недели захватит весь полуостров. Хан Максуд-Гирей бежит в Стамбул. Долгоруков посадит на престол свою креатуру — хана Сахиб-Гирея II. Все турецкие гарнизоны будут изгнаны. По условиям заключенного Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией Крым перестанет быть вассальным владением Османской империи и будет объявлен формально независимым государством. Россия получит право разместить военный гарнизон в крымской крепости Еникале, также за ней признавались права на Керчь и Кинбурн. Остальные русские войска по условиям договора должны были покинуть полуостров.

Примечательно, что договор предусматривал переселение в Россию всех христиан Крыма. Договор не делал Крымское ханство полноценным: хан обязан был слушать российскую императрицу, а в делах мусульманской веры сохранялось первенство султана.

Вскоре (в 1777 году) по повелению командующего Румянцева русская армия во главе с генералом Прозоровским возведет на крымский престол хана Шагин-Гирея. В 1783 году этот хан отречется от престола, и Крым окончательно отойдет к России. Этот факт будет закреплен Манифестом от 8 апреля 1783 года. Шагин-Гирей некоторое время будет проживать в России, затем переберется в Турцию, где будет казнен на ставшем печальным для крымских правителей острове Родос.

В численном отношении татары даже в период существования улуса Мамая и Тохтамыша отнюдь не доминировали в Крыму. С приходом на трон хана Менгли-Гирея (1475 год) последний начал политику планомерного переселения в Крым кочевников из евразийских степей, в частности ногайцев. В результате только в XVIII веке на полуострове татарский этнос стал преобладающим. Но после присоединения Крыма к России, убедившись, что возврата к исламскому государству больше не будет, часть крымских татар выедет в Турцию. В 1797 году император Павел I учредит Новороссийскую губернию, в которую войдет Крым. В 1803 году Александр I образует Таврическую губернию. Для решения проблем веры император Николай I в 1837 году организует Таврическое магометанское духовное правление.

В революционную смуту 1917 года радикалы из крымских татар созвали в декабре курултай (съезд), на котором приняли конституцию Крымского государства, которого в реальности не существовало. Курултай тем самым объявил себя подобием национального парламента, но просуществовал он только до середины 1918 года. Барон Врангель обещал татарам только культурную автономию.

Пришедшие к власти большевики 18 октября 1921 года издали декрет об образовании Крымской АССР в составе РСФСР. В эту автономию вошла вся территория полуострова, а просуществовала она до 30 июня 1945 года. Затем автономная республика была ликвидирована, а указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года Крым был передан Украине. В 1991 году Крым опять получил статус автономии, но уже в составе Украины. Властям в Киеве удалось еще в середине 90-х годов в значительной степени нейтрализовать самостоятельность Крыма, и сегодня его автономия не является полноценной в политико-правовом смысле этого понятия.

Как мы видим, история Крыма это отнюдь не история одних только крымских татар. И из этого всем, в том числе и лидерам крымских татар, следует сделать правильные выводы…

http://stoletie.ru/geopolitic/70 410 145 201.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика