Русская линия
Татьянин деньСвященник Павел Конотопов09.06.2007 

Привет из Черногории-2

Часть 1

Побывать в Черногории и не побывать в Остроге — все равно что побывать в России и не посетить Троице-Сергиеву Лавру. Но в отзывах путешественников можно встретить примерно следующее: «дорога туда идет очень высоко в горах и не дай Бог встретиться с туристическим автобусом, придется сдавать метров 400 под гору задним ходом», или «дорога очень разбитая, ехать по ней опасно, можно застрять или улететь в пропасть"…

4 июня 2007, понедельник
Свв. Константина и Елены

Сербский народ никогда не знал много, однако всегда знал главное, то, что человека делает человеком и христианина христианином. И грамотные, и неграмотные знали главное. С тех самых пор, когда мой народ принял крещение и начертал крест на своем знамени, он видел в личности Христа истину, а отражение той истины — в личностях Святителей, витязях веры и мучениках за веру, которых народ после их смерти радостно прославлял как живых и бессмертных. Народ прославлял их как знатоков истины, свидетелей истины и защитников истины.

свт. Николай Сербский,
«Последнее слово Спаса Спасовича»

Петровац-Подгорица-Даниловаград-Острог (мон. свт. Василия Острожского)-Даниловград-Цево-Цетинье-Ловчен-Цетинье-Будва-Петровац (239 км)

Побывать в Черногории и не побывать в Остроге — это все равно что побывать в России и не посетить Троице-Сергиеву Лавру, не поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского. Еще в Москве эта мысль начала тяготить, потому что смущало многое, особенно то, что все говорили: дорога туда очень сложная и опасная, очень жарко и ехать далеко, особенно трудно ехать с детьми. В отзывах путешественников по Черногории можно было встретить примерно следующее: «дорога туда идет очень высоко в горах и не дай Бог встретиться с туристическим автобусом, придется сдавать метров 400 под гору задним ходом», или «дорога очень разбитая, ехать по ней опасно, можно застрять или улететь в пропасть», и т. д. и т. п. Что самое интересное, светские люди, которые побывали в Черногории, говорили примерно то же самое. Однако народ Черногории — главный источник знания о святынях своей страны — в лице таксиста сказал, что по дороге к святителю Василию Острожскому ни с одним из путников никакой беды не случалось, и никто из современных паломников в пропасть не улетал.

Машину мы получили в 10 утра. Подождав немного наших друзей, мы тронулись в путь. Мне пришлось нелегко, ибо в Москве я езжу на праворульной машине с автоматической коробкой передач, а тут надо было пересесть на леворукий автомобиль с механической трансмиссией, да еще и ехать по горным дорогам и перевалам. Но московская практика вождения дает о себе знать. С того момента, когда я сел за руль, ничего кроме имени св. Василия не было на устах и в сердце. Святой Василий Острожский, моли Бога о нас! Призвав на помощь святого, мы тронулись в путь. А путь этот выдался длинным, красивым и удивительным. Какая же красивая страна Черногория! Но обо всем по порядку.

Едем по старой дороге, которая поднимается над побережьем, с нее открываются красивые виды прибрежных городков и моря. Останавливаемся и делаем пару снимков. Путь наш лежит мимо Скадарского озера на Подгорицу. Сама Подгорица — город в духе социалистических много-новостроек, жаркий и не очень чистый, без особых достопримечательностей, поэтому мы его проскакиваем без остановки.

Монастырь находится примерно между Подгорицей и Никшичем в стороне от дороги, связывающей эти два города, в горах. Его основатель — св. Василий Острожский, митрополит Захолмский-Герцеговинский. Правда первыми в пещерах жили неизвестные нам отшельники, выбравшие их, чтобы в молитвах и подвиге проводить уединенную жизнь. Монастырь получил свое имя по возвышающийся над ним горе, отсюда и другое его название — Подострог. Монастырь делится на верхний и нижний. Конечно, самый впечатляющий — Верхний монастырь. Он состоит из двух небольших церквей: Крестровоздвиженской и Введенской. Во второй и покоятся мощи св. Василия. Это очень маленький храм, 3×3 метра.

Время основания монастыря — начало 17 века. Эта обитель была хранительницей веры и национальной идеи, особенно во времена турецкого ига. Некоторое время при св. Василии он стал сборным местом сербских патриотов гайдуков, которые боролись против насилия турок. Сам основатель монастыря — Василий Острожский был родом из Боснии, после принятия монашества и путешествия на Афон его посвятили в епископы. Cв. Василий начал неустанные труды по просвещению своего народа светом Христовой истины. Надо сказать, что в то время когда жил святой (1610−1671), быть епископом означало подвергать себя постоянным опасностям, ввиду того, что потурченное население крайне враждебно относилось к христианам. Из-за этого святой претепевал различные гонения и притеснения.

Жизнь его была полна скитаний и лишений, а сам он был великим подвижником. Его житие повествует о нем так: «сам святитель возложил на себя самые строгие обеты… он сам своими руками строил церкви и кельи, носил камни для строительства… заботился о своей епархии и своей пастве не уменьшая своих деяний… был он совершенно тощий, а лицо у него было желтое как воск, и весь он являлся храмом Святого Духа». Сила его молитв была столь велика, что он исцелял больных и помогал людям и в иных трудных обстоятельствах. И эта помощь не прекращается до сих пор, существует множество современных свидетельств об исцелении и помощи людям в их бедах, скорбях и болезнях. Вместе со своим народом он терпел страдания и притеснения турок.

Умер св. Василий в Остроге, из стены, где была его келья, выросла виноградная лоза, там она произрастает до сих пор.

Нижний же монастырь был основан в середине 19 века, состоит он из келий и церкви св. Троицы. В ней покоятся мощи св. новомученика Станко, 15-ти летнего мальчика, которому турки отсекли руки, в которых он держал святой Крест и не хотел его выпускать.

Весь путь от Петроваца до Острога занял около двух с половиной часов. Дорога в монастырь, конечно, производит впечатление, поскольку проходит вокруг небольшого каньона реки Зета. Почти отвесный обрыв сразу за дверью машины пугал наших спутников. Подъем до высоты 1200 метров по небольшому серпантину и мы в монастыре. Народу не много. Мы приложились к мощам св. Василия, поднялись на площадку повыше, откуда открываются виды на горы, увидели виноградную лозу. Есть еще в монастыре святой источник, но из-за ремонта выдали по бутылочке 0,5 литра в одни руки. Такая вот монашеская рачительность.

Проведя в монастыре около полутора часов и помолившись, мы решили двинуться через Даниловград на Цетинье по дороге местного значения. Необходимо заметить, что дорог в Черногории немного, и они делятся на четыре категории: международная магистраль (две полосы в каждом направлении), магистраль (по полосе на направление), региональные и локальные (одна полоса на два направления). Причем магистраль и региональная дорога иногда мало чем отличаются. Дорога до Острога отходящая от основной магистрали Подгорица-Никшич была региональная. По локальным дорогам передвигаться можно только на внедорожниках. Взвесив свои возможности, мы двинулись по региональной дороге от Даниловграда до Цево (Шево). Узкая дорога невысоко в горах, скорость движения по небольшая. Пейзаж за окном автомобиля особой красотой не отличался, пока мы не пересекли границу национального парка Ловчен. Иногда мы делали небольшие остановки, на одной из них мы увидели, что на камнях греется огромная ящерица, которую к общему удовольствию детей тут же изловили). Конечной целью нашего путешествия была гора Жезерски (Jezerski) — «Озерный верх» высотой 1657 метров.

Эта гора примечательна двумя вещами: на ее вершине стоит мавзолей Петру II Негошу, митрополиту и государственному правителю Черногории, и с нее открывается вид на всю Черногорию, от Скадарского озера до Боко-Которской бухты, от Адриатического побережья до Дурмитора. Путь к этой горе лежал через Цетинье и национальный парк Ловчен. Сама дорога от Цетинье до Ловчена ремонтировалась и проехать было бы невозможно, если бы не пара черногорских подростков на мотороллере. Они с радостью показали объездной путь через дворы местных жителей и футбольное поле. На закате, можно увидеть всю красоту природы Черногории. Удивительные белые горы, постепенно меняющие свой цвет на оранжевый, заросшие изумрудной травой, ковром из желтых и белых цветов, зеленым лесом, все в цвете заката ласкового черногорского солнца. Среди этой Богозданной красоты мавзолей эпохи правления Тито, смотрится жутковато.

Замечательный поэт, мыслитель и философ, монах, государственный правитель митрополит Петр II Негош воздвиг на вершине этой горы храм, в котором завещал себя похоронить, что и было сделано. Однако во времена Тито храм был разрушен и вместо него возвели мавзолей. Странное он производит впечатление, ибо вместо «вечной памяти», которая звучала бы в храме, в этом мавзолее раздаются крики детишек, пораженных особенной акустикой этого мавзолея, да удивленные восклицания взрослых, при виде многотонных статуй, которые каким-то образом умудрились затащить на вершину этой удивительной горы. У ее подножья — город Цетинье, а вдалеке видна Подгорица.

Солнце садилось, нам необходимо было возвращаться. Мы успели засветло добраться до Цетинье, древней столицы Черногории, которую подробно мы посетим несколько позже. В темноте мы возвращались в Петровац, чтобы немного отдохнуть. На следующий день мы хотели предпринять путешествие на северо-запад Черногории, город Херцег-Нови и посетить Савин монастырь.

http://www.taday.ru/text/47 675.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика