Русская линия
Татьянин день Ольга Богданова03.08.2007 

Илья-пророк — русский громовержец?

Илия, пожалуй, самый почитаемый на Руси ветхозаветный пророк. Даже как-то забываешь о том, что он жил в Израильском царстве — настолько он кажется родным и знакомым, совсем русским. И величавое имя Илия часто заменяется на простонародное Илья. Про него и поговорка есть: «Петр и Павел час убавил, а Илья-пророк два уволок».

Само имя Илия переводится как «мой Бог — моя крепость» или «Бог есть Господь».

Пророк жил при самом нечестивом израильском царе — Ахаве (в 874−852 гг. до н. э.). Тягчайшим грехом царя было то, что в Самарии — столице Израильского царства — он велел поставить жертвенник языческому богу Ваалу. Известно, что в немалой степени насаждению культа Ваала способствовала жена царя, тирская царевна Иезевель.

Однажды Илия пришел к царю и прямо объявил, что Ахав прогневил Господа своей грешной жизнью. «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову», — сказал Илия.

Поверил царь пророку или нет, неизвестно. Однако в Израильском царстве действительно началась сильная засуха, а следом за ней и голод.

Илия же по слову Божию удалился на Восток и поселился у потока Харафа. Утром и вечером вороны приносили ему хлеб и мясо, а воду пророк брал из потока. Но, поскольку дождя не было много дней, поток, у которого жил Илия, иссяк.

Тогда Господь сказал, чтобы Илия пошел в Сидомский город Сарепту и поселился там у одной вдовы.

Вдова приняла гостя и дала ему напиться воды, а когда тот попросил дать ей хлеба, женщина ответила, что у нее есть только немного муки. Она согласилась испечь хлеб для Илии, себя и своего сына, а потом умереть — ведь больше еды в доме не было. Илия же пообещал ей, что, покуда он будет оставаться в ее доме, мука в кувшине не будет заканчиваться, так что они смогут спокойно есть хлеб, ведь так сказал Господь.

Вскоре у вдовы заболел и умер сын. Женщина сильно опечалилась и решила, что Илия поселился у нее в доме, чтобы напомнить ей ее грехи и в качестве наказания умертвить сына. Тогда пророк помолился Богу и попросил, чтобы он вернул жизнь ребенку женщины, которая согласилась его приютить. По слову Божию мальчик воскрес.

По прошествии многих дней Бог сказал, чтобы Илия возвращался в Израильское царство.

В столичном городе Самарии Илия должен был показать, что Ваал — ложный Бог, и обратить израильтян на путь истинный.

Илия попросил народ собрать 450 вааловых жрецов и сделать два жертвенника. На один из них положить тельца, приготовленного для Ваала, а на другой — для Господа, при этом жертвы не надо было поджигать. Сначала жрецы Ваала, а потом Илия должны воззвать каждый к тому, кому он поклонялся. Если Ваал — истинный бог, то он пошлет на тельца огонь, чтобы жертва сгорела, если же истинный Бог — Господь, то огонь пошлет Он.

Целый день жрецы призывали Ваала, но ответа не последовало. Они кололи друг друга ножами и копьями, кричали, но безуспешно. Илия же стоял и смеялся над ними:

— Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется.

Когда стало ясно, что Ваалов телец не загорится, Илия подозвал народ к себе. Он взял 12 (по числу колен Израилевых) камней, построил жертвенник, вырыл вокруг него ров и залил тельца и ров водой. В то время, когда обычно приносилась вечерняя жертва, он воззвал ко Господу:

— Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают они в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему!

Тогда огонь Господень ниспал на землю, и не только телец сгорел, но и дрова, и камни, и выкипела вода изо рва. Народ израильский пал на колени со словами: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!»

Вааловых же пророков Илия повелел схватить и отвести к потоку Киссону, и там заколол их.

После этого над Израильским царством прошел долгий и сильный дождь.

У Илии был ученик — Елисей, которого он по слову Божию помазал в пророки. Как-то Илия сказал ему, что может попросить все, что хочет.

— Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне, — попросил юноша.

— Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, — ответил Илия.

Они шли и разговаривали, когда вдруг явилась огненная колесница, запряженная огненными конями, и Илия был вознесен в ней на небо.

— Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! — крикнул Елисей. Считается, что эти слова значат, что пророк Илия защищал Израиль лучше, чем все воинство — и колесницы, и конница.

Горько было Елисею расстаться с учителем, и в отчаянии он разодрал на себе одежды. Тогда к его ногам упала милоть (верхняя одежда) Илии. Елисей поднял ее и получил то, о чем просил, — пророческий дар. Первым свидетельством этого было то, что, когда он ударил милотью по иорданской воде, она расступилась перед ним, как некогда перед Илией.

Эпизод с вознесением Илии на небо породил любопытную традицию его почитания на Руси. Раз пророк на небе, значит, он может повелевать громом, молниями и тучами. Поэтому языческое сознание отождествляло пророка с Перуном. Считалось также, что Илия разносит воду святым, которые уже пребывают на небесах.

В некоторых народных легендах Илья считался змееборцем, который уничтожает пресмыкающихся и всякую нечисть пущенными с неба стрелами. На Украине, например, считали, что в Ильин день «гады всюду ходят», отчего не выпускали в поле скот. Выходящих в этот день на волю «гадов» избивали палками, а также держали наготове ружья, чтобы не допустить их приближения к жилью. Считалось также, что в Ильин день открываются норы, и дикие звери получают волю, поэтому этот день был особенно опасен для скота. Вместе с тем именно с Ильина дня начинался кое-где сезон охоты на волков.

Еще верили, что там, куда ударяют огненные стрелы Ильи и или где ударил копытом его огненный конь, возникают незамерзающие зимой родники, которые назывались «гремячими».

Как святой, «ответственный» за дождь, Илья считался покровителем будущего урожая. Одним из наиболее заметных событий Ильина дня была «братчина», или «мольба», — коллективная трапеза, объединявшая жителей нескольких соседних сел. Трапезе предшествовало заклание барана или быка, купленного на собранные в складчину деньги или сообща выкормленного. В Ильин день животное приводили к церкви, его освящали, а затем закалывали и ели все вместе. Кровь животного собирали и мазали ею глаза и лоб, а детям щеки.

Во многих местах Ильин день, приходившийся на самый разгар полевых работ, связывался с разными их этапами. С Ильина дня начинали жатву (ср. «Илья жниво зачинает») или заканчивали уборку («На Илью мужик копны считает»), почти везде к Ильину дню оканчивался сенокос: «Илья-пророк — косьбе срок».

С Ильина дня лето постепенно начинало уступать место осени: «Илья лето кончает», «На Илью до обеда лето, после обеда осень». С Ильина дня вода не годилась для купания, так как в нее, по поверью, обмакнул рога или лапы олень, уронил копыто конь Ильи-пророка или сам Илья кинул в воду кусочек льда.

Еще одно народное поверье утверждает, что в Ильин день купаются только черти, так что крещеному человеку нельзя после этого заходить в воду.

http://www.taday.ru/text/60 565.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика