Русская линия
Столетие.Ru Александр Крылов07.08.2007 

Кавказ: между Россией и США (часть 1)
Вашингтон не считает нужным считаться с российскими интересами в регионе

Кавказ объявлен одним из приоритетных регионов американской внешней политики. Этот же регион был и остается наиболее проблемным и уязвимым регионом для России, откуда исходят многочисленные угрозы современной российской государственности. Закономерно, что именно на Кавказе российско-американские противоречия приобрели особую остроту.

Абхазский фактор

Абхазия прекратила быть всесоюзной здравницей и превратилась в непризнанное мировым сообществом государство в результате распада СССР. После победы в грузино-абхазской войне (1992−1993 гг.) местные власти контролируют всю ее территорию за исключением небольшого, но стратегически важного Кодорского ущелья. В отличие от Грузии, проводящей откровенно враждебную России политику, Абхазия стала «буферной зоной», которая ограждает от негативного внешнего влияния российский Северный Кавказ и прилегающее к границе черноморское побережье Краснодарского края.

На основании Московского соглашения от 14 мая 1994 г. в зону грузино-абхазского конфликта были введены коллективные миротворческие силы СНГ (КСПМ СНГ), до сих пор представленные исключительно российским военным контингентом. Функцией российских МС является разъединение вооруженных формирований конфликтующих сторон, недопущение возобновления боевых действий и создание условий для возвращения беженцев в Гальский район. В соответствии с дополнениями к своему мандату российские МС должны совместно с правоохранительными органами Абхазии вести борьбу с действующими в зоне безопасности диверсионно-террористическими группами.

С 1994 г. российские МС являются гарантией стабильности в регионе и препятствуют возобновлению широкомасштабных военных действий. В первые годы после их введения ясно обозначилась тенденция к нормализации грузино-абхазских отношений. Большинство населения Гальского района возвратилось в места прежнего проживания, началось возвращение грузинского населения в другие районы Абхазии. Однако тенденция по стабилизации ситуации была перечеркнута после попытки Тбилиси силовым путем вернуть контроль над Гальским районом (май 1998 г.).

Курс на военно-силовое решение конфликтов и проводимая Тбилиси политика конфронтации с Россией обострили социально-экономические проблемы Грузии. В результате усилился отток работоспособного населения.

По официальным данным, население сократилось на 1,1 млн. чел., по данным оппозиции — более чем на 1,5 млн. чел., причем из Грузии уехала наиболее трудоспособная и активная часть граждан. Около 20 процентов населения Грузии не имеет работы, причем за годы правления Саакашвили эта проблема еще более обострилась.

При всей сложности положения населения непризнанной Абхазии, в целом оно является более благоприятным, чем в Грузии. В Абхазии практически нет перебоев с электроэнергией, отсутствуют или имеют символический характер коммунальные платежи и налоги, налажено снабжение пенсионеров бесплатным хлебом и гуманитарной помощью. Значительная часть населения Абхазии приняла российское гражданство и получает российские пенсии, ощутимые доходы дают челночная торговля и возродившийся курортный бизнес. В настоящее время фактический уровень доходов населения Абхазии значительно превышает уровень доходов в Грузии. В этих условиях население рассматривает любые проекты по возврату Абхазии под управление Тбилиси как реальную угрозу своему относительному социальному благополучию.

Геополитическое значение Абхазии возросло после победы «розовой революции» и фактического установления прямого американского контроля над деятельностью грузинского правительства.

В настоящее время Грузия превращена в государство с ограниченным суверенитетом и в заложника трудно прогнозируемых глобальных геополитических изменений. Во многом благодаря отказу тбилисского руководства от самостоятельной внутренней и внешней политики перспективы развития ситуации в Грузии и на Кавказе в целом теперь во многом зависят от политики внешних по отношению к региону игроков — прежде всего США.

Американский «натиск на Восток»

Главной задачей США и их союзников по НАТО является политическая интеграция трех закавказских республик, их вступление в евроатлантическое сообщество и, таким образом, полное прекращение сохраняющихся «рудиментов» былой российской «монополии» на Кавказе. При этом вступление государств Закавказья в состав ЕС не предусматривается. Главным инструментом интеграции должен стать военный блок НАТО, и это ясно свидетельствует о приоритетах американской политики в регионе.

По мнению администрации США, Кавказ должен стать следующим этапом расширения НАТО, и наилучшим вариантом для США считается одновременное вступление в альянс Азербайджана, Армении и Грузии. На это с восторгом соглашается нынешний режим в Тбилиси и с определенными оговорками официальный Баку (требующий предварительного возврата Карабаха). Камнем преткновения продолжает оставаться позиция Еревана, и в настоящее время США делают все, чтобы изменить негативную позицию Армении в данном вопросе.

Нынешняя вашингтонская администрация не считает нужным считаться с российскими интересами и отводить Москве какую-либо роль в будущем переустройстве Кавказа.

Обосновывается это тем, что решение имеющихся проблем в данном регионе с участием и при посредничестве России невозможно в принципе, так как Москва все еще «больна авторитаризмом и имперскими амбициями». Очевидно, что подобные пропагандистские уловки вызваны не заботой о демократии в России или на Кавказе, а негативным отношением наших западных партнеров к нежелательному с их точки зрения усилению России.

На Северном Кавказе Вашингтон выступает за ограничение российского суверенитета и введение международных миротворческих контингентов в Чечню и другие республики, проблемы в которых созданы якобы самим же правительством России. Но в настоящее время администрация Джорджа Буша слишком «увязла» в Ираке и Афганистане. Сохранение контроля над ближневосточной нефтью для Вашингтона неизмеримо важнее Кавказа. К тому же, слишком увлекшись своим «натиском на Восток» Вашингтон не сумел предотвратить реальных террористических атак на собственной территории. Вдобавок позиции США оказались сильно подорванными в их традиционной вотчине — Латинской Америке, где увеличивается число леворадикальных и воинствующе антиамериканских режимов.

В условиях нарастания числа нерешенных проблем и начавшегося упадка «Pax Americana» Вашингтон предпочитает избегать прямой конфронтации с преодолевшей внутреннюю смуту Россией. Поэтому борьба против «российского империализма» на Кавказе ведется путем поддержки союзных США местных политических сил. Наиболее активным союзником Вашингтона выступает грузинская правящая элита, целиком зависимая от своих зарубежных финансистов и не способная проводить национально ориентированную и мало-мальски самостоятельную политику.

«Кавказский авианосец США»

В 2003 г. между США и Грузией было заключено соглашение о сотрудничестве в военной области. Оно предусматривает, что на территории Грузии американским военным предоставляются беспрецедентные права и привилегии, включая беспаспортный и безвизовый режим пребывания на территории Грузии, освобождение от всех видов налогов и сборов, свободное ношение оружия, полный дипломатический иммунитет для всех военнослужащих и т. п. В соответствии с данным соглашением переброска любой американской военной техники на грузинскую территорию должна осуществляться по первому требованию командования вооруженных сил США, которое пользуется полной свободой в ее дальнейшей передислокации. США получили право размещать в Грузии оружие любого вида, что серьезно нарушает баланс сил в регионе и создает угрозу международной безопасности.

В настоящее время Пентагон стремится переместить свои войска из Западной Европы на восток. Это позволит приблизить войска к богатым энергоресурсами регионам и потенциальным театрам военных действий, а также отказаться от услуг проявивших строптивость союзников, которые не поддержали США в войне против Ирака.

В этих условиях превращение Грузии в «кавказский авианосец США» может стать частью общей стратегии Вашингтона.

Грузинское руководство стремится создать условия для силового решения проблем Абхазии и Южной Осетии и продолжает вести активную пропагандистскую войну против России и непризнанных республик. М. Саакашвили заявил о том, что грузино-абхазский конфликт имел характер «пограничной войны» между Грузией и Россией. Он отрицает имевший место в действительности этнополитический характер конфликта, обвиняет Россию в вооруженной агрессии против независимой Грузии и длительной оккупации части ее территории.

С момента прихода к власти М. Саакашвили отношения между Москвой и Тбилиси остаются беспрецедентно плохими. В этом проявляется как острота российско-американских противоречий на Кавказе, так и неоправданно завышенная оценка нынешним руководством Грузии собственной роли в региональной и мировой политике, которая базируется на слишком оптимистичных надеждах на помощь от США, НАТО и ЕС, на легкомысленной уверенности в скором вступлении Грузии в эти объединения.

Нынешнее грузинское руководство стремится осложнить роль России как гаранта безопасности в зонах абхазского и югоосетинского конфликтов. Эта роль предполагает сохранение российского военного присутствия, что нежелательно для Вашингтона, так как препятствует вытеснению России и наращиванию собственного, в том числе военного присутствия на Кавказе.

Окончание следует

http://stoletie.ru/geopolitic/70 806 142 043.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика