Русская линия
Столетие.Ru Александр Репников22.08.2007 

Русский взгляд на мир. Часть 3
Консерваторы-геополитики рубежа XIX — XX веков

Часть 1
Часть 2

Популярная в XIX веке идея объединения славян волновала консервативных мыслителей и в начале века ХХ. Сторонник объединения славянства С.Ф. Шарапов (на фото) в своих работах продолжал вместе с Н.П. Аксаковым отстаивать идеи русских славянофилов и панславистов. Геополитические прогнозы Шарапова нашли отражение в романе-утопии «Через полвека», в котором описана Российская империя 1950-х годов.

Герой утопии, уснувший в 1901 году, чудесным образом пробуждается через полвека и видит осуществление славянофильских проектов в интерпретации Шарапова. Константинополь (Цареград) является четвертой столицей новой империи, правительство находится в Киеве. Вторая столица — Москва, третья — Петербург. Западная граница проходит у Данцига (Гданьска), включает всю Восточную Пруссию и Познань, Австрию, Чехию с Моравией, и мимо Зальцбурга и Баварии спускается к Адриатическому морю, включая в состав страны Триест. В эту империю входят Бухара, Афганистан, Персия (через нее от Астары до порта Чихбара на Индийском океане проходит железная дорога), Царство Польское со столицей Варшавой, Червонная Русь со Львовом, Чехия с Веной в качестве столицы, Прагой и Оломуцем, Венгрия с Будапештом, Сербо-Хорватия со столицами Белградом, Дубровником и Загребом, Румыния с Бухарестом, Болгария с Софией и Адрианополем, Греция с Афинами в качестве главного города. Империя раскинулась «на половину Европы и Азии, от Северного до Индийского океана и от Великого Тихого океана до Архипелага и Адрии».

Однако в начале ХХ века из рядов консерваторов уже стали раздаваться голоса, в которых идея славянского объединения подвергалась жесткой критике.

Отмечалось, что славянские народы, воспользовавшись поддержкой России и получив независимость, отнюдь не спешили к оформлению с ней каких-либо союзов. Рассматривая внешнеполитические перспективы России, националист В. Строганов приходил к следующему выводу: «Вообще мы не имеем Друзей. Даже для наших братьев-славян, за освобождение которых мы проливали свою кровь почти три столетия подряд, мы имеем ценность постольку, поскольку мы можем быть им полезны».

Подобный взгляд был характерен для идеологов и лидеров Всероссийского национального союза. П.И. Ковалевский считал, что, оказывая постоянную поддержку «братьям-славянам», мы в итоге «добились того, что все эти наши славянские братья смотрели на нас, как на своих обязанных батраков… В благодарность те же вырученные братушки и лягнут эту глупую Россию… А Боже храни, если Русские не придут на помощь. Тут уже и нет предела издевательствам, брани и помоям по адресу России. И Россия терпит. Это глупо, но верно. Пора этому положить конец».

А. Савенко доказывал, что если для заключения между Россией и Германией тайного союза придется пожертвовать интересами чехов и прочего западного (но не южного) славянства, то, мы «ни на минуту не задумываясь должны это сделать», поскольку «западное славянство само усердно лезет в немецкую пасть и для облегчения этой операции придумало соус под названием австрославизм».

Следовательно, нужно «помочь им, если к тому же за простое непротивление в этой области Германия предоставит нам свободу в деле осуществления задач нашей национальной политики». В итоге Савенко приходил к выводу, что здоровая политика национального эгоизма решительно говорит, что «все интересы западного славянства не стоят ни одного русского солдата, ни одного русского рубля». На практике славянское единство было скорее культурным, нежели политическим, военным и геополитическим.

В это время, когда реальная политика вскрыла иллюзорность панславистских проектов, только немногие консерваторы остались верными славянофильским идеям. Одним из них был Н.П. Аксаков, выпустивший книгу «Всеславянство», в которой одинаково отвергал союз и с Германией и с Британией, считая, что «жизненные усилия» славян должны быть устремлены совсем к иному. А именно — «к выработке общеславянского политического идеала наряду с частными идеалами каждого из племен — общеславянского идеала, который давал бы возможность достигать искомой „гармонии в разнообразии“, примирял бы различные идеалы и вожделения племен…».

http://stoletie.ru/geopolitic/70 820 171 655.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика