Русская линия
Фонд стратегической культуры Станислав Гончаренко23.08.2007 

Все, как на войне (I)

Все нынешние трудности России: экономические, политические, социальные, внешние и внутренние, связаны с отсутствием у страны стратегии и не просто стратегии, а в первую очередь стратегии мирового лидерства. Лидерства в политической, экономической, технологической, военной, валютной, демографической, социальной (качество жизни) сферах. Сразу необходимо уточнить — лидерства, а не господства.

Необходимость обращения к, казалось бы, очевидному и устоявшемуся вопросу усилилась рядом факторов, возникших в последнее десятилетие. К ним в первую очередь относятся:

— коренная ломка экономического уклада страны с переходом от плановой экономики к рынку;

— глубокий структурный кризис, вызванный господством либеральной модели преобразований;

— глобализация мировой экономики;

— отсутствие ясной и официально принятой национальной стратегии развития России.

Экономические итоги десятилетнего реформирования таковы, что за период с 1989 по 2000 годы главный интегральный показатель развития страны — физический объем ВВП снизился почти вдвое (до 61%) и оказался равным 25% ВВП США или 0,9% мирового объема ВВП. Другой важнейший экономический показатель — ВВП на душу населения, опустился до 2100 долларов в год, что определило положение России по этому показателю во второй сотне государств мира.

Говоря о современной геополитике, можно констатировать, что доктрина многополярного мира равноправных субъектов все же потерпела крах. Она не выдержала испытания жизнью. И не могла выдержать, так как являлась изначально утопичной. Никогда страны-гиганты не захотят равняться в своих амбициях и претензиях со странами, имеющими незначительный ресурсный потенциал. Передел мира происходил всегда. Продолжается он и сейчас. История убедительно показывает, что уравновешенность мировой системы достигается только при равенстве противодействующих сил. Асимметрия же в силе на конкурентном поле, даже мнимая (пропагандистская), не может иметь мирного исхода.

Сейчас конкуренты пытаются выставить Россию страной, потерявшей статус великой державы. Ее искусственно пытаются перевести в разряд развивающихся государств. В этом они пытаются убедить российскую и мировую общественность, указывая иногда на объективные внутренние проблемы России, иногда искажая факты, иногда некорректно расставляя акценты. Здесь используется широкий арсенал различных приемов дезинформации, деморализации главного мирового конкурента. Все, как на войне. Да, она и есть война, только средства выбраны экономические, пропагандистские, а также неравноценные разоруженческие инициативы.

Развитым и активно развивающимся странам выгодно избавиться от России, как от одного из главных мировых конкурентов, и одновременно использовать ее природные ресурсы. Это является побудительным мотивом к тому, чтобы вынудить Россию как можно меньше расходовать свое сырье для собственной промышленности и социальной сферы.

Место, отводимое конкурентами для России в мировой иерархии, незавидно. Всемирный банк следующим образом планирует прогноз развития до 2020 года с распределением стран по трем уровням:

— технологические лидеры, в составе США, Западной и Центральной Европы, Японии, Южной Кореи, длительное благополучие которых должно базироваться на выпуске высокотехнологичной продукции с большой добавленной стоимостью;

— страны, активно развивающиеся, специализирующиеся на выпуске товаров массового спроса, продукции с высокой трудоемкостью, в число которых входят государства Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Индонезия, Малайзия и др.), Латинской Америки (Бразилия, Аргентина), Африки (Египет);

— страны сырьевого обеспечения мирового хозяйства, куда Всемирный банк относит Арабский Восток, Африку, часть государств латиноамериканского континента и Россию.

Для самой России такая перспектива неприемлема. Более того, она противоестественна и прямо противоречит ее возможностям, ее реальному потенциалу. В этой жесткой обстановке России предстоит кардинально поменять навязываемую ей третьесортную перспективу. России необходима стратегия мирового лидерства — в том числе и для сохранения ее как государства в нынешних границах. Последнее обстоятельство связано не только с обозначившимися вызовами глобализации экономики, нарастанием сырьевого дефицита в странах с развитым производством, но и попытками густонаселенных государств расширить свое жизненное пространство за счет соседей, попытками отдельных государств разбалансировать мировую политическую структуру.

В сложившихся обстоятельствах у России нет иного выхода, как взглянуть на мир реалистически, прекратить искусственное самозанижение реального потенциала страны, сконцентрировать силы, средства и политическую волю, сделать решительные шаги к восстановлению и наращиванию экономического потенциала и военной мощи, возвратить утерянные за последние полтора десятка лет геополитические позиции. Россия на этом пути должна не только обеспечить свою безопасность и развитие, но и вновь стать гарантом мирного, поступательного развития всей мировой экономической и политической системы.

Как заметил Президент России В.В.Путин, в планах и программах развития страны не достает амбиций. К этому можно добавить, что и в международных отношениях Россия должна работать на опережение, не отдавать инициативу в чужие руки, как это постоянно делается. При этом в основу инициативы должна закладываться в первую очередь забота о собственных национальных интересах, о своем народе, как это делают все без исключения страны.

И еще. Стратегия должна формироваться на национальной научной основе. Последнее десятилетие очередной раз подтвердило очевидность того, что мировые конкуренты не дают друг другу полезных, в том числе «научных» советов и рекомендаций. Как известно, «в политике нет друзей, постоянны лишь национальные интересы». Стратегия мирового лидерства должна дисциплинировать все сферы жизнедеятельности России: управление, экономику, финансовую деятельность, технологическую и производственную дисциплину. Без жестких, пусть формальных подходов Россию ждет растаскивание ресурсов, дестабилизация управления, рост сепаратизма, а в итоге — пучина хаоса и распад.

Несмотря на все трудности и потери, Россия имеет значительный вес в политической структуре и экономической системе мира. У нее есть объективные основания для того, чтобы стать и оставаться одним из мировых лидеров.

Существует четыре базовых показателя, определяющих мировой статус любого государства. По ним Россия входит в число трех сверхдержав (Россия, Китай, США):

Таблица 1

Как видно из таблицы, по первому показателю — территории, Россия значительно превосходит своих конкурентов — Соединенные Штаты Америки и Китай. Полоса плодородия в России тянется с запада на восток от границ с Белоруссией и Украиной до Охотского моря. Ширина полосы 750 км в европейской части и 500 км в Сибири. Это огромное жизненное пространство. То, что эти земные просторы не достаточно освоены, продовольственная отдача с них ниже их возможностей и говорит об огромном продовольственном резерве России.

Второй показатель — природные ресурсы. Простое соотношение наглядно показывает наши возможности: у России разведанные природные ресурсы в 7 раз превышают показатели США, в 3,5 раза — Китая.

Третьим показателем является научно-промышленный потенциал. Здесь Россия делит 1 — 2 место с Соединенными Штатами, несмотря на то, что мы отстаем по ряду гражданских отраслей. По отдельным важнейшим показателям, особенно касающимся военно-промышленного комплекса, который в состоянии воспроизводить двойные технологии, мы держим мировое лидерство. Этот парадокс явился следствием непродуманной инновационной политики государства и нашим тормозом, но одновременно с этим он показывает, насколько велик не задействованный потенциал России.

Нельзя также забывать, что общий и специальный образовательные уровни в России весьма высоки. Россия до сих пор является интеллектуальным донором, в том числе для Европы и США. Данный потенциал должен быть эффективно использован внутри страны. Именно он в итоге будет определять ускоренную модернизацию экономики России.

В чем Россия действительно сильно уступает конкурентам, так это по демографическому показателю: в 8,5 раз — Китаю и почти в 2 раза — США. Более того, за последние полтора десятилетия демографическая обстановка значительно ухудшилась. За этот период тенденция изменения численности населения сменилась на противоположную — от стабильного прироста (см. табл. 2) к убыли.

Таблица 2

Сейчас речь идет о критически низкой численности населения, не соответствующей масштабам и возможностям России, — более того, недостаточной для удержания территории страны.

По этому параметру еще более опасным является региональный срез.

Остроту проблемы и необходимость незамедлительного исправления ситуации подчеркивает контраст величины территории и численности населения восточных регионов. Так на территории Сибирского федерального округа, площадь которого составляет 5,1 млн. кв. км (29,9% территории России), проживает 20,8 млн. жителей (14,2% населения России). Территория, занимаемая Дальневосточным федеральным округом, самая обширная в стране — 6,2 млн. кв. км (36,3% территории Российской Федерации). На указанной территории проживает 7 млн. человек, что составляет 4,9% к численности населения России. Ситуация усугубляется еще тем, что за последние годы численность населения восточных, приграничных с КНР регионов страны, сократилась почти на 1 млн. человек из 10 млн. человек.

Сокращение российского населения в приграничных регионах происходят одновременно с процессом проникновения на эти земли китайских граждан. В ряде населенных пунктов Приморья число китайцев уже превысило российское население со всеми негативными последствиями этого. Такое состояние объясняется, в первую очередь, тем, что численность населения соседних китайских провинций стремительно растет и достигла в короткие сроки 400 млн. человек. В настоящее время китайцами усиленно прорабатывается Туманганский проект, согласно которому в КНР на границе с Россией, в непосредственной близости к Владивостоку, вырастет еще одна многомиллионная китайская агломерация. Складывается ситуация, чреватая угрозами территориальной целостности России, что может привести в перспективе к Косовскому варианту.

(Окончание следует)

http://www.fondsk.ru/article.php?id=916


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика