Русская линия
Татьянин день Юлиана Годик10.03.2008 

Исход русских паломников во Египет

После московской слякоти зима в Египте кажется насмешкой над нашей русской тоской по теплому лету. В феврале здесь не так жарко, как представляется европейцу в мечтах об Африке, хотя бы и северной. Но о «переменной облачности и осадках» не было и намека. Получив визы за 15 американских долларов в аэропорту Каира группа из двадцати православных, включая двух священников, о. Михаила Гуляева и о. Сергия Львова, начала свой паломнический трип по Египту.

По словам нашего гида, большинство населения страны — потомки пришедших сюда некогда арабов исламского вероисповедания. Истинных же египтян, «наследников фараонов», или, иначе, коптов, в стране проживает не более 10%. Копты — это не только национальная, но и религиозная принадлежность. Коптская Церковь — одна из древних восточных Церквей, сохранивших богатое наследие первых веков христианства, мощей первых преподобных, монастырей, основанных на месте подвигов «отцов пустынников»: великих Антония, Афанасия и Макария, преподобных Павла Фивейского, Моисея Мурина, Псоя Милостивого, Иоанна Лествичника. После первых часов пребывания и вводных лекций сопровождающего стало понятно: первое, что надо сделать по возвращении домой, — прочитать «Древний патерик» и «Лествицу», теперь уже воочию представляя, что, как и где происходило.

Копты — дохалкидониты?

Конечно, вопрос о коптском христианстве спорный. Даже среди авторитетных источников обнаруживаются разногласия на этот счет. Официальная версия такова, что Коптская Церковь отпала от Вселенского Православия после IV Собора (Халкидонского). Коптов причисляют к монофизитам, т. е. тем, кто признает только одну сущность Христа. Причины отпадения, как принято считать, были в большей степени политическими: Египет был завоеван турками и арабами, копты оказались отрезанными от всего мира и не участвовали в последующих Вселенских Соборах. Впрочем, епископ Афанасий (Евтич) не согласен с теми, кто называет коптов дохалкидонитами, утверждая, что монофизитство, к примеру, современного коптского патриарха Шенуды сознательное: «Он написал книгу, в которой ясно сказано, что у Христа одна природа», — говорит владыка. (Еп. Афанасий (Евтич). Хлеб Богословия. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. — С. 99.)

В книге архиепископа Калужского и Боровского Климента «В стране святых воспоминаний» уточняется, что многое из учения Коптской Церкви совпадает с православным. Копты так же, как и мы, относятся к иконопочитанию, к почитанию святых мощей, признают семь Таинств Церкви, у них совершается Крещение младенцев и сразу после — Таинство Миропомазания. Но то, что они не признают ряд основных положений церковного учения, решения Соборов, начиная с IV Вселенского Собора, не позволяет православным иметь евхаристическое общение с коптами. (Архиепископ Калужский и Боровский Климент. В стране святых воспоминаний. — Изд-во Калужской духовной семинарии, 2004. — С. 14.)
Но коптские святыни, храмы, иконы и фрески, пожалуй, самые ранние из вообще дошедших до нас после эпохи иконоборчества в Византии, несомненно, являются достоянием всего православного мира. Египет для христиан — это страна, где пребывал до Исхода народ израильский, откуда начался его путь к земле обетованной под предводительством пророка Моисея. Это убежище, где скрывались от гнева Ирода земные родители Богомладенца Христа, а позднее — место, где истязали первых христианских мучеников, родина отшельничества и монашества. «Эта земля обильно полита потом и кровью христиан, — сказал встречавший нашу группу паломников представитель Московского патриархата в Каире архимандрит Леонид (Горбачев). — Посетить ее — прикоснуться к святыне, к истории Православия, понять чуть больше о себе, о вере, о Церкви».

Каир — танцующий дервиш

Город — как бесконечный танец дервишей: однообразный и безустанно движущийся. Подвешенные в воздухе эстакады и развязки опутывают, как будто «картонные» громады строений. Запыленные, обветшалые здания с кариесными дырами вместо окон, вереницы сигналящих автомобилей. Водитель в полинявшем грузовичке потирает воспаленные глаза, не то чтобы особо спеша к пункту назначения. Кажется, что он передвигается по дороге так же, как курит кальян, проникаясь процессом, а не стремясь к результату. Десяток нечесаных баранов блеет в его багажнике, уже, наверное, потеряв надежду куда-либо приехать.

В столичном Каире живут, работают, рожают и воспитывают многочисленных детей около двадцати миллионов египтян и все они пользуются транспортом личным и общественным. Двери в автобусах никогда не закрываются. Люди цепляются на ходу, запрыгивая на подножку, их не останавливает то, что на ней уже висят двое. Правил дорожного движения в Египте почти что нет. Именно поэтому, по признанию о. Михаила, он стал в этой поездке «чудотворцем». Сидя за спиной водителя нашего туристического автобуса, каждый раз усиленно молился, когда тот выезжал на встречную полосу для обгона.

Каир — современный город с множеством высотных зданий. Но особенность его устроения такова, что на первый взгляд окраину от центра отличить практически невозможно: пожалуй, лишь по огромным надписям на многоэтажках — Sheraton, Four Seasons, Hilton — можно догадаться, что всемирно известные гостиничные сети не будут строить свои отели в спальных районах. Недешифруемая арабская вязь на рекламных билбордах со знакомыми картинками баночек миринды, пепси — демонстрация того, как процесс глобализации успешно достиг берегов священного Нила.

Многочисленные минареты ночью украшены неоново-зелеными лампами подсветки — просто как «маяки ислама». Однако в городе часто можно увидеть и характерные коптские кресты на песочных куполах церквей. Преимущество такой архитектуры креста в том, что он останется крестом с любой стороны: откуда бы на него ни смотрели.

Мы потомки фараонов, — говорят о себе копты-христиане, гордясь своим неарабским происхождением. Женщин-христианок на улице можно отличить по тому, что они не носят ни чадры, ни хиджаба и свободно чувствуют себя в храме с непокрытой головой. В одном из монастырей местный насельник искренно недоумевал о русских паломницах, спрашивая, почему мы в платках. «Рашн традишн», — объясняли мы и в ответ слышали: «Гууут!»

Нашей группе предстояло провести целый день в Каире, познакомиться с христианскими святынями, коптскими чудесами, восточным базаром и настойчивым египетским гостеприимством.

Наследники Александрии

Исторически на территории Египта располагалась Александрийская Церковь, первым патриархом которой стал апостол Марк. Мы отправляемся поклониться его мощам, которые хранятся тем не менее в коптском Кафедральном соборе в Аббассии. Ключарь просит нас снять обувь при входе в храм. Это местная традиция, сохраненная коптами с древности. Мы поем величание апостолу, прикладываемся к надгробию, мощи находятся под каменной плитой.

Здесь же мощи святителя Афанасия Великого, двадцатого александрийского патриарха — великого учителя Церкви, составителя жизнеописания первого монаха и тоже Великого — преподобного Антония. Еще диаконом Афанасий был свидетелем соборных споров с Арием и того, как будущий святитель Николай Чудотворец дал еретику пощечину. Позже Афанасий сам испытал тяжесть борьбы с арианами: шесть раз его изгоняли с кафедры. Из восточной пустыни к нему приходил старец Антоний, будущий преподобный, чтобы поддержать в противостоянии. Афанасий подарил преподобному в благодарность епископскую мантию, судьба которой тоже небезынтересна, но об этом чуть позже… в рассказе о египетских «отцах пустынниках».

Прямым наследником Церкви, основанной апостолом Марком, является Греческий Александрийский Патриархат, имеющий ряд приходов на территории Египта, включая резиденцию Предстоятеля и обитель святого Георгия в Каире. Это место — настоящий форпост Православия: все началось за шесть веков до Р. Х., когда Вавилонский царь Навуходоносор построил здесь крепость «Новый Вавилон», затем, в 30-е годы н. э., римляне «модернизировли» это стратегически важное строение. Еще три века спустя здесь служил воин Георгий, тут же и осужденный на пытки за принадлежность к опасной христианской «секте». Чудотворная икона великомученика Георгия в серебряном окладе — образ, дорогой для москвичей и даже для местных мусульман, — теперь главная святыня храма, выросшего в прямом смысле из стен древней крепости. На нижних этажах строения устроена усыпальница александрийских патриархов. Сейчас здесь покоится тело Патриарха Александрийского и всея Африки Петра VII, трагически погибшего в 2004 году. Вертолет, перевозивший делегацию архиереев во главе с Патриархом на Афон, взорвался. Есть версии, что именно на этой машине должен был лететь экс-президент В. В. Путин, но в последний момент поездку отменили.

Недалеко расположено кладбище с русскими захоронениями и Греческая Церковь Успения Богородицы, построенная на месте дома, где останавливались Дева Мария и Иосиф с Младенцем Христом. Под алтарем храма — небольшое помещение, источник, вода в котором непривычно солоноватая, как будто минеральная. «Вот здесь, по преданию, отдыхала Богородица, — продолжает повествование наш гид, — а здесь — комнатка, где спал Христос. У коптов тоже есть храм с пещерой, где останавливалось святое семейство. Противоречия нет. Сначала они остановились в пещере, потом их заметил один из местных жителей и пригласил к себе в дом». В Каире также есть сад, созданный на месте еще одной остановки святого семейства. Сохранился древний колодец и сикомора — дикий инжир, в тени которого они скрывались от солнца. Нам показали карту путешествия Христа и Его земных родителей по долине Нила. Путь достаточно длинный, это связано с тем, что нельзя было долго оставаться на одном месте. По прибытии Богомладенца в тот или иной город идолы в языческих храмах сокрушались. Путников преследовали и изгоняли в связи с такими необъяснимыми и страшными явлениями, видимо опасаясь гнева «своих» богов.

В коптском квартале мы посетили древнейшие храмы Сергия и Вакха (преподобный Сергий Радонежский в постриге получил имя одного из этих мучеников). Храм святой Варвары, где покоятся мощи не только великомученицы, но и мученицы Иулиании, с ней пострадавшей. Такое неожиданное обретение мощей своей небесной покровительницы в Каире стало, конечно, особой радостью для автора. Во всех храмах можно снимать и фотографировать. Правда, служители просят не использовать фотовспышек, чтобы не повредить красочному слою фресок.

Чудеса на куполах

В Коптской Церкви вообще происходит много чудес. «Если раньше коптский Патриарх еще выезжал удостовериться, то сейчас он уже этого не делает, — сообщает наш гид Дмитрий, — понятно что чудо, чего лишний раз беспокоиться». Главное чудо Каира произошло в 1968 году (Церковь в Зейтуне). Его называют «Явление Богородицы на куполах». История такова, что в начале ХХ века один копт решил построить себе дом. Но во сне ему явилась Богородица и попросила вместо дома построить на выбранном месте храм, пообещав посетить его через 50 лет.

Копт умер, исполнив просьбу. А в 1968 году рабочие из гаража рядом с храмом увидели женщину на церкви. Они стали ей кричать, просить оставить эти глупости: ходить по куполам, поскольку это опасно. Но она не отвечала. Из церкви выбежал священник, увидев ее, он упал на колени с криком: «Боже, Пресвятая Богородица!..»

Явление повторялось около года. Иногда фигура была вся пронизана светом, иногда можно было различить, что женщина была одета в голубые одежды, на ее шее был красный шарф. Она передвигалась по куполам, иногда останавливаясь, склоняясь перед крестом, венчающим главный купол церкви. Некоторые свидетельствовали, что видели светящихся птиц, летающих вокруг нее.

Храм очень почитаем. Во дворе — импровизированный музей с коллекцией газетных фотографий и публикаций об этом чуде. Создан архив свидетельств о массовых исцелениях, причину которых усматривают в этом явлении. Даже правоверные мусульмане верят, что это была Мариам, мать Исы, великого мусульманского пророка, явившаяся именно им. Копты только ухмыляются в ответ. Правительство Египта, исламского государства, выделило деньги на постройку еще одного христианского храма в этом месте в честь этого чуда.

Здесь русский дух…

Приятно напоследок очутиться на родном подворье Русской Православной Церкви, храме вмч. Димитрия Солунского. Здесь, по выражению паломников, чувствуется «наша родная» благодать. В воскресенье храм абсолютно пуст: выходной день в исламской стране — пятница, это накладывает свой отпечаток и на жизнь православного прихода. У храма есть традиционный церковный дворик и даже небольшой сад, где растут… конечно же бананы… Что еще может расти в прицерковном саду в Африке?

Продолжение следует…

http://www.taday.ru/text/97 221.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика