Русская линия
Русская линияЕпископ Панкратий (Жердев)26.03.2009 

Монашеский путь
Предисловие к книге игумена Бориса (Долженко) «К тихому пристанищу»

Игумен Борис (Долженко)Совсем недавно в издательстве Валаамского монастыря вышла в свет книга игумена Бориса (Долженко) «К тихому пристанищу», изданию которой поспособствовали некоторые сотрудники нашей редакции. Непосредственная цель этой книги — помочь современному христианину, избравшему путь монашества, найти ответы на трудные вопросы современной духовной жизни. Но мы полагаем, она будет полезна и для верующих, ищущих спасения оставаясь в миру. Не случайно труд о. Бориса получил благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, а за его издание взялся один из самых уважаемых монастырей нашей церкви.
До завершения Великого поста мы намерены опубликовать на сайте РЛ отдельные, наиболее, на наш взгляд, интересные главы из этой книги, а предваряет эти публикации небольшое предисловие к книге Игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря епископа Троицкого Панкратия.


«Упущения и увлечения мои, недостаточно твёрдое и неуклонное последование наставлениям Отцов, неимение руководителя благодатного, частая, почти постоянная встреча с руководителями, болезновавшими слепотою и самообольщением, вольная и невольная зависимость от них, обстановка отовсюду предметами соблазна, а не назидания, внимание к учению, которому мир, враждебный Богу, придавал блеск и важность высшей мудрости и святости, которое будучи тьма и скверна, заслуживало лишь презрение и отвержение, были причиной для меня многих потрясений», — сетует святитель Игнатий Брянчанинов в предисловии к 5-му тому своих сочинений «Приношение современному монашеству». И писал это святитель в середине 19 века, в то благодатное время, когда во всей свой неземной красе царствовала на Руси Русская Православная Церковь, окормляя народ. Но и тогда не лёгок был путь к спасению, хотя сызмальства любой русский ребёнок научался церковной жизни, воспитывался в христианском духе. Но даже получив с детства правильное назидание в семейной жизни, ох как не легко добиться «правильного и твёрдого настроения души, непоколебимой в добродетели»! Что же говорить о сегодняшних подвижниках, в абсолютном большинстве своём встающих на путь спасения, не то что не имея даже начальных представлений о правилах духовной жизни, но вообще любого опыта жизни в Церкви. Не случайно так популярны у современных верующих брошюры «Вопросы священнику». Но если не просто стать добродетельным христианином в миру, то стать добрым монахом, светильником веры для окружающих непросто вдвойне.

Монашеский путь, путь совершенного отвержения от мира и следование Благой вести всегда привлекал ищущих спасения верующих. Наверное, перед каждым православным в какое-то время вставал вопрос, а не оставить ли мир, не избрать ли путь совершенных? Как призывал и сам Господь в Евангелии «..если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». (Мф.19.21). Казалось бы, в чём проблема? Посоветуйся с духовником, получи благословение и — в путь, в ближайший монастырь, дабы с «преподобными стать преподобным» (Пс.17.27). Но на самом деле всё оказывается совсем не так просто. И перед начинающим подвижником встает множество проблем. Очень скоро он приходит к выводу, что и он для монастыря не подходит, и монастырь не подходит для него. К сожалению, весьма часто первые неудачи приводят к тому, что человек отказывается от «..благой части..» (Лук.10.42) и возвращается в мир. И хорошо ещё, если это «приключение» не повредит духовной жизни верующего, с чем, как это не печально, приходится время от времени встречаться.

Избежать излишних потрясений и катастроф в духовной жизни нам помогает бесценный опыт Святых Отцов. Святоотеческое предание наполнено самыми разнообразными советами об устроении правильной духовной жизни, но простых советов о самых начальных шагах вы там не найдёте, потому что уж очень они зависят от конкретного времени и места, в котором спасется подвижник. По мысли святоотеческого предания такое начальное назидание должно сохраняться в церковной традиции. Но в том-то и дело, что у нас долгие богоборческие годы принесли не только немыслимые доселе по масштабам гонения на христиан, но и почти совсем изничтожили традицию церковной жизни, самих носителей этой традиции уничтожили.

И вот потекли русские новые верующие в Грецию, на Афон, туда, где в своё время почерпнули опыт монашеской жизни основатели русского монашества преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские чудотворцы. Казалось бы, вот он, выход! Но беда в том, что этот бесценный опыт не всегда применим. Греческие монастыри пополняют, как правило, люди, с детства воспитанные в Православии и имеющие за плечами начальный духовный опыт приходской жизни. Не то в современной России. Приходская жизнь, жизнь христианина в миру, в каждой стране, у каждого народа неповторима и имеет собственные особенности и традиции. У нас сейчас, как и в первые годы христианства на Руси, она выстраивается заново, применительно к современности. Откуда приходит послушник в монастырь? Из мира, из церковного прихода, того самого, традиции которого, а значит и опыт духовной жизни только слагаются.

Даже и опытному духовнику в такой ситуации очень не просто разглядеть возможности и склонности к монастырской жизни своего прихожанина, а опытных духовников у нас не так много, вот и решается ищущий монастырской жизни начинающий христианин идти своим путём, сам по себе. В лучшем случае он подготовится к монастырю, прочитав жития некоторых преподобных, возможно даже познакомится с какими-то святоотеческими книгами по аскетике, и, как правило, считает этого достаточным для практической монастырской жизни. Но сама эта практическая монастырская жизнь, наполненная самыми первыми, даже ещё и не иноческими искушениями, может стать камнем преткновения для подвижника. Всё, начиная с правильного выбора монастыря, основных правил общежития и взаимоотношений с собратиями и начальствующими, приходится будущему послушнику осваивать самостоятельно. Опыт предыдущей мирской жизни может оказаться полезным, а может наоборот, повредить выстраиванию правильной монашеской жизни. Как ни крути, без опытного советника тут не обойтись. А литературы о трудностях начальной духовной жизни современных монастырских послушников крайне мало, если сказать, что нет вообще.

Книга игумена Бориса (Долженко) «К тихому пристанищу», может оказаться ценным подспорьем и для тех, кто стоит перед выбором монашеского пути и для новоначальных насельников и для начальствующих, особенно во вновь открытых обителях. Не случайно книга получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Игумен Борис не понаслышке знаком с проблемами первых шагов монастырской жизни. Он десять лет был духовником одной из самых больших женских обителей России — знаменитого Толгского Введенского монастыря, а затем, уже больше 10 лет несёт послушание духовника и строителя Николо-Бабаевского мужского монастыря Ярославской епархии.

Первые две части книги «Хочу в монастырь..» и «Желаю жития постнического..», объединённые в одном томе, обращены, прежде всего, к новоначальным инокам современного монастыря. В них рассмотрены наиболее часто встречающиеся искушения, с которыми сталкиваются неопытные послушники, и даны некоторые полезные советы для их преодоления. Второй том содержит третью часть книги отца Бориса — «Крест с украшениями», которая может стать полезным подспорьем для разрешения текущих проблем жизни обители монастырскому начальству, особенно тем, кто только вступает на эту стезю и не имеет собственного опыта устройства монастырской жизни. В качестве приложения автор снабдил второй том своего труда сокращёнными текстами монастырских уставов Троице-Сергиевой Лавры, Афонского Пантелеимонова и Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

Особенная ценность книги о. Бориса заключается в том, что своим собственным, иногда и печальным, опытом с читателями весьма откровенно делится наш современник, духовник, сам на себе испытавший трудности, о которых пишет. Причём вся книга отца Бориса выдержана в строгом святоотеческом духе. Свои выводы автор подкрепляет обильными ссылками на классические труды по основам монашеского делания — «Лествицу», «Древний патерик», сочинения святителя Игнатия Брянчанинова. Святоотеческое наследие при написании книги «К тихому пристанищу» занимает место не только теоретического основания, но и практического руководства к действию, проверенного личным опытом и наблюдениями автора.

Несомненно, труд о. Бориса должен помочь начинающим монастырским трудникам и послушникам, а второй том — молодым монастырским начальникам избежать многих ошибок на своем иноческом пути. Но думается, что прочтение книги «К тихому пристанищу» окажется небесполезным и для мирян, ревнующих о своем спасении. Ведь духовная жизнь и монаха и мирянина подчинена одним и тем же вечным законам, а давно известно, что ничто так нас не наставляет, как практический опыт преодоления искушений и трудностей духовной жизни, которым так щедро делится автор лежащей перед вами книги.

Игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря Епископ Троицкий Панкратий


Книгу «К тихому пристанищу» можно приобрести в книжной лавке Валаамского монастыря или связаться с редакцией «Русской линии» по электронной почте smg@rusk.ru.
Можно познакомиться с книгой о. Бориса и в Интернете — на сайте «Азбука веры» http://azbyka.ru/tserkov/monashestvo/igumen_boris_k_tihomu_pristanischu-all.shtml или http://tihoprist.narod.ru/


http://rusk.ru/st.php?idar=30087

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика