Русская линия
22.04.2000 

ДЕПУТАТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЗА ЕДИНУЮ ПОМЕСТНУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ В УКРАИНЕ"

Концепция Поместной православной Церкви в Украине
Аналитическая записка
В настоящее время в Украине практически выполнены все задачи политико-правового государственного построения, которое были поставлены еще 10 лет назад, на заре национального возрождения. Украина признана во всем мире в своих территориальных границах, имеет Конституцию и национальную валюту, соборно и демократически избранного Президента, предотвратив возможность коммунистического реванша, и, в конце концов, впервые за 10 лет сформировано Правительство реформаторов. Вместе с этим воскрешены те национальные традиции, праздники, обряды, как День Матери, праздник Святого Николая, которые отмечают в всех регионах, не делясь на восточные или западные, что безусловно оказывает содействие консолидации общества.
Тем не менее, социально-экономические эквиваленты, которые определяют status quo в государстве, дают основания утверждать, что сегодня Украина в глубоком кризисе, позади себя 9 почти утраченных лет, а впереди перспектива дефолта. Поэтому снова в который раз за последнее десятилетие повторяется правдивое, как никогда, утверждение о «последнем шансе Украины», к которому, к сожалению, уже привыкли. Наипопулярнейшей панацеей от всех бед есть создание политическое ответственного Парламентского большинства, которое принимает программу Правительства и несет за нее ответственность. Этот самый большой на сегодня политико-правовой дефицит уже ликвидирован. Большинство создано в данное время практическими шагами. Ему нужно доказать преданность принципам солидарной ответственности. И все же все перечисленные выше политико-правовые шаги выглядят полумерами, ибо не дают оснований для оптимистических прогнозов государству, которое вышло из небытия и хочет иметь перспективу в будущем.
Специфика Украины состоит в том, что продолжительное время отсутствия государственности и разделения украинских территорий послужил виною «феномену безгосударственной нации», признаками которого есть столь медленное самоопределение по судьбоносным направлениям политическим; экономическим, духовным, и каждый раз возникает угроза потери государственности, а потому и бесконечный вариант о «последнем шансе». Поэтому все реализованные политико-правовые шаги в государстве, в т. ч. вплоть до создания политично ответственного большинства — это «одно крыло». Другим «крылом» для взлета Украины есть ход общественных процессов формирования общественного большинства, ментального единства вплоть до самой высокой качественной ее категории — политической нации.
Таким образом, политически ответственное большинство в Парламенте, объединенное солидарной ответственностью с Президентом-державником и реформаторским Правительством с одной стороны, а политическая нация с другой, и является определяющей формулой успеха Украины. Учитывая это становится очевидной не только замедленность процессов консолидации нации, но и их определяющая приоритетность. Целиком очевидной становится незавершенность этих процессов, поскольку не выполнено последняя и главнейшая задача: национально-демократического возрождения — становления Единой Украинской Поместной Православной Церкви. Современное состояние разделения украинского православия есть является закономерной реалией вследствие разорванности украинских земель и украинской Церкви в течение продолжительного времени, но и закономерным противодействием украинским национальным интересам. Объединение украинского православия — главный инструмент в формировании украинской политической нации и в реализации стратегии построения большого и мощного государства.
Правовые основы и теоретические аргументы. Теория.
Со всех народов, которые получили крещение от Византии и имеют собственные государства, лишь в Украине и Белоруссии не созданы собственные поместные Православные Церкви. Однако, в отличие от Белоруссии, в Украине идет процесс становления поместной Церкви. На Соборе 5 июня 1990 года, еще за год до провозглашения независимости Украины, создана Украинская Автокефальная Православная Церковь и избран Патриарха Мстислава. В границах трех православных церквей УАПЦ, УПЦ КП и УПЦ МП насчитывается свыше 10 000 приходов, а, следовательно, Украина есть наибольшей православной страной мира. Это главнейшее доказательство важности становления Украинской Поместной Православной Церкви на основе реального самоопределения нации, тем более, что православие лелеяло и воспитывало украинский народ в течение 1000 лет, стало частью его естества. На сегодня разделенное украинское православие еще не признанное Вселенским Патриархом, однако подобную дорогу проходила каждая автокефальная церковь. Так, Московская Патриархия, которая в 1688 году узурпировала Киевскую Митрополию, ждала своего признания свыше 150 лет. Украина никогда не порабощала чужих народов и не уничтожала чужие святыни, наоборот, Киев, словно второй Иерусалим, стал светильником православия для всей Центрально-Восточной Европы. 10 лет, которые истекли после провозглашения автокефалии, уже сделали украинскую Церковь канонической, однако, учитывая необходимость духовного объединения общества, консолидации нации государство должно создать все условия для созыва Всеукраинского Православного Собора, объединение трех ветвей православия в Единую Поместную Православную Церковь и ее канонического признания.
Правовые аспекты.
В Преамбуле Основного Закона сказано, что Конституция принято «опираясь на многовековую историю украинского создания государства и на основе осуществленного украинской нацией, всем украинским народом права на самоопределение. Кроме того, ст. 11 утверждает, что «государство оказывает содействие консолидации и развитию украинской нации, исторического сознания, традиций и культуры… «Поэтому, в соответствии с правом нации на самоопределение, в том числе и в духовном плане, с одной стороны, и на необходимости консолидации украинской нации государство имеет законное право и обязанность создать условия для становления Единой Поместной Православной Церкви и должна это право реализовать.
Геополитика. Внешнеполитический курс Украины — интеграция в мировое сообщество. Однако есть реальное препятствие его реализации. Только в Украине и Белоруссии нет признанных независимых православных церквей. Белоруссия, постепенно теряя государственность, вошла в новый союз. О какой интеграции в Европу может идти речь, если свыше 6000 приходов УПЦ МП уже со своей юрисдикцией интегрированы к Москве? Пока не будет создана Единая Поместная Православная Церковь украинский европейский выбор будет носить декларативный характер, а геополитическая ось Украины сместится от Европы.
Национальная и экономическая безопасность. Подчиненение большей половины украинских православных приходов Москве с одной стороны и рост шовинистических расположений духа в России с другой, бесспорно, представляют угрозу национальной безопасности Украины. Верификацией этого постулата служили выборы Президента Украины (в особенности второй тур), когда только УПЦ КП и УАПЦ открыто поддержали Л.Кучму. Примечателен и тот факт, что сегодня в Парламенте действуют 2 депутатских объединения: «За единую Украинскую Поместную Православную Церковь», куда вошли депутаты из большинства, и «За канонические и традиционные церкви», куда вошла левая оппозиция и прежде всего коммунисты. Цель последних — свержение независимого Украинского государства, поэтому параллельно с решением областных Советов о запрете КПУ надо принимать также решение в пользу Единой Поместной Православной Церкви, или создавать региональные комитеты на ее поддержку. Поскольку, впереди у Украины время непростых испытаний, ради того, чтобы стагнацию общества заменить выходом из кризиса, только духовно единый народ сможет терпеть и ждать. Учитывая это, единая Украинская Поместная Православная Церковь не только добрый противовес регионализации Украины, но и сильный фактор внутриполитической стабильности, противодействие возможный социальным потрясением. И, в конце концов, становление единой Украинской Поместной Православной Церкви станет весомой преградой возникновению в Украине новых и, по временам, опасных религиозных течений и верований, которые вредно влияют, прежде всего, на молодежь. В течение последнего времени заметна стабильно жесткая политика России не лишь относительно украинских товаров, но и относительно украинского энергорынка, вплоть до строительства газопровода через Беларусь. Учитывая это, создание Единой Поместной Православной Церкви было бы не лишь аргументированным ответом России, что хочет быть мировым интегратором православия, но и могло бы стать золотой акцией в защите украинских экономических интересов.
Стратегические направления и тактические действия. Как раз в данное время в Украине достигла кульминации потребность в становлении Единой Поместной Православной Церкви и в конце концов сформировались условия для такого становления; Проведение Всеукраинского Православного объединительного Собора есть наидостойнейшая отметка 2000-летия Рождества Христова в Украине. К этому стремятся верующие, духовенство, оказывает содействие государство; - Обращение о необходимости создания Единой Поместной Православной Церкви принимаются местными Советами, инициативными группами, комитетами по поддержке, куда входят общественные и духовные деятели, и, наконец, инициативу поддерживает депутатское объединение ''За единую Поместную Православную Церковь в Украине, а, следовательно, и Парламентское большинство, объединенное солидарной ответственностью с Правительством. Срок «I полугодие 2000 года;- Во II-м полугодии начинает действовать Всеукраинский комитет по проведению объединительного Собора, который выполняет все организационные, подготовительные, правовые и координационные функции, в состав которого входят представители духовенства, общественности, Правительства; - На Всеукраинском объединительном Православном Соборе все три Предстоятеля православных церквей снимают свои кандидатуры на выборах Патриарха для объединения все православных верующих. Собор избирает Патриарха. Место проведения Собора — Святая Софии. Дата проведения -7−8 января 2001 года, в день 2000-летия Рождества Христова; Патриархи Грузинской, Румынской и Болгарской Церквей признают каноничность решения Собора. Государство оказывает содействие этому в лице Министерства иностранных дел; - После признания Единой Поместной Православной Церкви тремя или больше Патриархами Вселенский Патриарх имеет все основания для признания каноничности Украинского патриархата, для чего Президент Украины предъявляет ему соответствующее обращение; - Следующим этапом должен стать интеграционный процесс, что имеет исторический фундамент, между Единой Поместной Православной Церковью и УГКЦ.
Резюме. Становление Единой Поместной Православной Церкви — не только последний этап национально-демократического возрождения, но и логический и завершающий шаг в процессе развития Украинского государства, ее канонизация. Единая Поместная Православная Церковь — один с решающих факторов в формировании украинской политической нации. Только политическая нация и система эффективных властей, управляемая Президентом и благословенная Патриархом, способная, преодолев топтания на месте, достичь экономического, социального и культурного расцвета
Депутатское объединение «За единую Поместную Православную Церковь в Украине»

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика