Русская линия
23.02.2004 

Папская комиссия «Pro Russia»
Общие принципы и практические нормы координации евангелизаторской деятельности и экуменические обязательства Католической Церкви в России и в других странах СНГ

Введение


Церковь получила от Христа миссию проповедовать всем людям спасительную Весть о том, что Она является мессианским народом, «поставленным Христом для общения в жизни, любви и истине, взятым Им как орудие избавления всех, и посланным всему миру, как свет миру и соль земли (см. Мф 5, 13−16)» [Догматическая конституция о Церкви «Lumen Gentium», 9].

Церковь как Таинство общения между Богом и людьми есть знамение и закваска единства рода человеческого. Она призывает всех пользоваться обильными дарами Божиими, которые стали нам доступны благодаря Искупительной Жертве Христовой и излиянию Святого Духа, обновляющего лицо Земли. Исполняя миссию, вверенную Ей Христом, Католическая Церковь встречается также с другими общинами, исповедующими Христа, и, прежде всего, с православными Церквами, с которыми она разделяет большую часть церковного наследия.

На одной и той же территории не все, к кому обращено Евангельское Благовестие, принимают его одинаково: на ней проживают как верующие Католической Церкви, братья и сестры других христианских конфессий и традиций, так и те, кто, хотя и получили эту Весть, но не приняли ее и остались неверующими или атеистами. Церковь печется обо всех людях и о каждом человеке в отдельности, в соответствии с их положением любого из них.

Направляющие инструкции, содержащиеся в этом документе, касаются особых условий, создавшихся на территории бывшего Советского Союза и в странах Восточной Европы. В них принимается во внимание многовековое присутствие там Православной Церкви, а также печальная история этих народов, страдавших под коммунистическим режимом. Сегодня государственные законы о религиозной свободе позволяют Церквам осуществлять свою миссию с обновленным чувством ответственности — не только по отношению к пострадавшим от преследований, но и по отношению к тем, кто находится в поисках истины и путей спасения. Не в соперничестве друг с другом, а в совместных усилиях по восстановлению единства, желаемого Христом, призваны Католическая и Православная Церкви исполнять свою миссию так, чтобы их свидетельство полностью отвечало воле Христа, Который для нас — Путь, Истина и Жизнь — как в делах собственной Церкви, так и в совместных мероприятиях обеих Церквей, в условиях уважения к свободе совести каждого человека и к свободному распределению даров Святого Духа.


I. Общие принципы


1. После 60 лет существования политики официального атеизма на территории бывшего Советского Союза католические общины латинского, византийского и армянского обрядов нуждаются в новой евангелизации. Эта потребность послужила причиной ускоренного преобразования местной иерархии, выражающейся в назначении епископов или Апостольских администраторов для общин латинского обряда Белоруссии, России, Казахстана и Украины, в признании «missio canonica» епископов Католической Церкви византийско-украинского обряда, рукоположенных в подполье, а также в учреждении епископской кафедры для армяно-католиков.

2. Епископы и Апостольские администраторы, следовательно, могут и должны заботиться о духовных запросах католиков, вверенных их пастырскому попечению. Они должны стараться обеспечивать присутствие священников в различных общинах, причем так, чтобы и немногочисленные общины (пусть даже и нерегулярно) духовно окормлялись священником через совершение Божественной Литургии и других таинств и могли получать должное религиозное воспитание.

Тем самым и сегодня еще остается актуальным во всей своей силе сказанное Апостолом Павлом в его Послании к Римлянам: «Как веровать в Господа, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?… Итак, вера, от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10,14−17).

Пока не будет подготовлен местный клир, епископы и Апостольские администраторы для обеспечения дела евангелизации должны стремиться к сотрудничеству с Епископскими конференциями и монашескими орденами в других странах, учитывая при этом языковые потребности своих общин, с тем, чтобы соблюсти права, в том числе, и религиозные, этнических меньшинств, проживающих в странах СНГ.

Относительно общин восточного обряда следует иметь в виду, что в тех местах, где недостаточно священников этого обряда, можно обратиться за помощью к священникам, знакомым с обоими обрядами. Они не только должны быть хорошо подготовлены к совершению богослужений, но и быть воспитаны в традициях Церкви, которой призваны служить.

3. Целью Апостольских структур, которые епископы и Апостольские администраторы организуют на вверенных им территориях, должно стать служение нуждам имеющихся там католических общин. Таким образом, Католическая Церковь ни в коем случае не должна вступать в соперничество с Русской Православной Церковью или с другими христианскими Церквами, присутствующими на той же территории. Так называемый прозелитизм, то есть любое давление на совесть, под каким бы видом оно ни совершалось и от кого бы оно ни исходило, полностью противоречит апостолату и, конечно, не является тем методом, который могут применять пастыри Католической Церкви. По этому поводу II Ватиканский Собор заявляет: «Церковь строго запрещает принуждать или вовлекать неуместными ухищрениями или приманивать к принятию веры…» [Декрет о миссионерской деятельности Церкви «Ad Gentes», 13].

4. Апостольская деятельность на территориях СНГ и в странах Восточной Европы требует от католиков как верности их собственной миссии, так и подлинной заботы о православных братьях и сестрах, проявляя при этом уважение их вере, чтобы вместе с ними подготовить церковное единство, желаемое Христом. Говоря точнее, речь идет об осуществлении того единства в истине, о котором молился Христос [см. Апостольское послание «Evangelii Nuntiandi», 54]. Эту подготовку к столь желаемому единству можно будет осуществить, развивая братское доверие между епископами, священниками и верующими обеих Церквей.

5. При полном уважении религиозной свободы — неотъемлемого права каждого человека — епископы и священники должны будут очень внимательно взвешивать те причины, которые побуждают людей становиться членами Католической Церкви, стремясь довести до их сознания понимание их обязательств в отношении их родной Церкви.

«Декларация о религиозной свободе», обнародованная Вторым Ватиканским Собором, является для Католической Церкви основополагающим документом в этом отношении. При удобном случае целесообразно будет напоминать об этих принципах, требуя от всех уважения к религиозному выбору каждого верующего.

6. Каждый католик хорошо знает, что «Церковь по своей природе является миссионерствующей» [Декрет «Ad Gentes», 2]. Но каждый католик также знает, что стремление к содействию единству христиан вписывается в эту миссию провозглашения миру спасительной Версти, в единстве Единого Мистического Тела Господня, единого крещения и единой веры.

Следовательно, апостольская деятельность Католической Церкви на территории СНГ сегодня более чем когда бы то ни было должна носить экуменический характер. Она должна всеми способами содействовать диалогу между христианами в свете принципов, провозглашенных II Ватиканским Собором и появившимися после Собора документов. Эта деятельность, таким образом, должна иметь приоритетное значение в пастырской деятельности Католической Церкви на территории СНГ. Не прозелитизм, а братский диалог между последователями Христа, диалог, питаемый молитвой и развиваемый христианской любовью, направленный на восстановление того полного единства между Византийской и Римской Церквами, которое существовало в первом тысячелетии, является путем к этому единству. Этот диалог должен вестись как на местном, так и на региональном и международном уровнях. Его целью должно стать содействие взаимному доверию, с тем, чтобы христиане разных вероисповеданий могли сотрудничать в делах апостольского, общественного и культурного характера для того, «чтобы слово Господне распространялось и прославлялось» (2 Фес 3,1). Признавая себя членами Церквей, сохраняющих, большей частью, общее наследие — сакраментальное, литургическое, духовное и богословское, — католики и православные могут совместно свидетельствовать о Христе перед миром, который также стремится к единству. Это наследие может содействовать сотрудничеству при уважении собственных традиций.

7. Безусловно, что деятельность, которую Католическая Церковь ведет в тех областях на территории СНГ, которые отмечены присутствием и глубоким влиянием православной и армянской традиций, должна проводиться согласно методам, существенно отличающимся от тех, которые предусматриваются в отношении миссии «ad gentes».

Католики латинского обряда никогда не должны забывать об особых условиях происхождения и развития Церквей Востока, о литургической и духовной традициях восточных христиан, об их глубокой любви к Божией Матери. «Тот же Собор, — пишет Святейший Отец в Послании „Magnum Baptismi Donum“ к украинским католикам по случаю тысячелетия Крещения Киевской Руси (14 февраля 1988 г.), — подчеркивал большие ценности литургических, духовных, дисциплинарных и богословских традиций, которые сохраняются в этих Церквах, равно как их право и обязанность жить согласно этим традициям, принадлежащим, к полной кафоличности и апостольской природе Церкви» [см. в AAS, N 6, LXXX, 1988, стр. 993−994].

Следовательно, Церковь латинского обряда в этих областях должна с большим уважением относиться к глубоко укоренившимся восточным традициям и, в особенности, к традициям Православной Церкви. Пережив долгий период преследований, трудностей и всякого рода ограничений, Православная Церковь сегодня находится перед лицом серьезной задачи — проведения новой евангелизации традиционно православных народов, воспитанных и выросших в атеизме.

Таким образом, в братском диалоге с местными епископами Православной Церкви и при полном уважении к религиозным убеждениям граждан пастыри Римской Церкви должны приложить все усилия к поощрению сотрудничества с Православной Церковью во всех возможных направлениях, дабы перед глазами всех засияло то единство в любви, которое должно царить между Церквами, как преддверие полного церковного общения.

Восточным Церквам, находящимся в общении с Римским Апостольским Престолом, и, в частности, Католической Церкви византийско-украинского обряда, II Ватиканский Собор напоминает, что на них «лежит особый долг поощрять единство всех, в особенности восточных, христиан, согласно нормам декрета этого Собора „Об экуменизме“, прежде всего, молитвой, примером жизни, благоговейной верностью древним восточным преданиям, взаимным и все более полным знакомством друг с другом, сотрудничеством и братским уважением ко всему и ко всем» [Декрет «Orientalium Ecclesiarum», 24].

8. Процесс реорганизации Католической Церкви в странах СНГ сопровождался, к несчастью, напряженными отношениями с Православной Церковью. Так произошло на Украине, в частности, в вопросе возвращения церковных зданий после провозглашения свободы совести со стороны гражданских властей бывшего СССР и последующего признания Католической Церкви византийского обряда, репрессированной в 1946 г.

Несомненно, нельзя назвать «прозелитизмом» тот факт, что целые общины во главе со своими священниками, которые, ради того, чтобы выжить, были вынуждены признавать себя православными в годы преследования и уничтожения Греко-Католической Церкви теперь, вновь обретя свободу, заявили о своей принадлежности к этой Церкви. Речь идет о свободном решении со стороны народов, которые до 1946 г. открыто исповедовали католическую веру.

Тем не менее, разногласия по поводу церковных зданий создали болезненное препятствие на пути экуменизма.

Святой Престол в согласии с Московским Патриархатом в январе 1990 г. пытался обеспечить мирное распределение церковных зданий с помощью директивных указаний. К сожалению, цель не была достигнута в силу сложности сложившейся там ситуации, вызванной предшествовавшими событиями. Однако недопустимо, чтобы ответственность за неудачную работу Четырехсторонней комиссии возлагалась только на одну сторону.

До сих пор еще возникают неприятные ситуации, и поэтому продолжают оставаться в силе слова послания, с которым Святейший Отец обратился 31 мая 1991 г. к епископам Европейского континента: «Все должны убедиться в том, что в подобных конфликтах, скорее временного и практического порядка, более подходящим орудием для братского обмена, направленного на разрешение диспута в духе справедливости, любви и прощения, остается диалог» ["Lettera del Santo Padre Giovanni Paolo II ai vescovi del Continente europeo, sulle relazioni tra cattolici e ortodossi nella nuova situazione dell"Europa centrale e orientale" («Послание Святейшего Отца Иоанна Павла II к епископам европейского континента об отношениях между католиками и православными в контексте новой ситуации в Центральной и Восточной Европе»), 2].


II. Практические указания


В свете вышеназванных принципов, дабы рассеять появившиеся в Православной Церкви опасения и восстановить взаимное доверие, необходимое для подлинного экуменического диалога между двумя Церквами как на местном, так и на международном уровнях, даются следующие практические указания:

1. Епископы и Апостольские администраторы на вверенных им территориях обязуются поощрять экуменическое воспитание всех, занимающихся пастырской и апостольской деятельностью (священников, монахов, монахинь и мирян), дабы во всех созревало «экуменическое мышление», отвечающее принципам II Ватиканского Собора и указаниям Святого Престола, с учетом собственного пережитого ими опыта [см. канон 904 Кодекса канонов Восточных Церквей].

Кроме того, они должны всячески способствовать добрым отношениям с местными иерархами Православной Церкви, сознавая переживаемые ею трудности, с тем, чтобы создать атмосферу доверия и спокойного сотрудничества. Даже если в прошлом существовали причины для противоречий, они должны, тем не менее, напоминать своим верующим о том, что лишь обращение сердец и искреннее прощение обидчиков позволит им называть себя истинными последователями Христа.

В тех случаях, когда такое положение оказывается труднодостижимым, епископы и Апостольские администраторы должны поставить в известность об этом представителя Папы, Папский Совет по содействию христианскому единству, а также другие ведомства Римской Курии, если эти вопросы входят в компетенцию последних. Сотрудничество с вышестоящими инстанциями сможет немало способствовать разрешению особых случаев, могущих оказаться предметом переговоров с Московской Патриархией или с руководством других Церквей.

2. Епископы и Апостольские администраторы, как лица, ответственные за все пастырские начинания, предпринимаемые для благоустройства духовной жизни католических общин, должны заботиться о том, чтобы пастырская деятельность, проводимая в пределах их церковных округов, не давала повода к неправильному пониманию ее как «параллельной структуры евангелизации». Канон 905 Кодекса канонов Восточных Церквей предписывает избегать, с одной стороны, ложного экуменизма, а с другой — чрезмерного рвения.

В согласии с предусмотренным Каноническим правом [канон 394, 1 Кодекса канонического права; канон 203 Кодекса канонов Восточных Церквей] священники, монашествующие и члены движений мирян, которые хотели бы заниматься апостольской деятельностью в странах СНГ, должны действовать в тесном сотрудничестве с местными правящими епископами или их заместителями, находясь в их подчинении, и воздерживаться от любой инициативы, которая предварительно не была бы одобрена теми же правящими епископами, а также тщательно соблюдать исходящие от них указания, разумеется, в пределах своей юрисдикции.

При наличии серьезных затруднений епископы и Апостольские администраторы должны своевременно сообщать об этом представителю Папы и Святому Престолу.

3. Для содействия гармоническому сосуществованию с Православной Церковью и в доказательство открытости, которой должна быть отмечена любая пастырская инициатива Католической Церкви, епископы и Апостольские администраторы должны информировать правящих епископов Православной Церкви обо всех важных пастырских инициативах, в особенности об учреждении новых приходов, необходимых для духовного окормления католических общин, уже существующих на местах.

Святой Престол убежден, что православные епископы, разделяющие заботы о евангелизации своей паствы, будут рады способствовать духовному окормлению католических общин, существующих на территории их епархий, а также возвращению храмов католическим (восточным и латинским) общинам там, где они их все еще лишены.

Однако если в силу определенных обстоятельств возникнут расхождения в оценке целесообразности проведения пастырской инициативы, которую епископ или Апостольский администратор считает необходимой для духовного блага (пусть даже немногочисленной группы) верующих католиков, епископ или Апостольский администратор, использовав указанные выше средства диалога, может поступать согласно своей совести, поскольку он ответственен перед Богом за духовную жизнь всех и каждого члена Католической Церкви. В более серьезных вопросах он должен обращаться за советом к представителю Папы и в компетентные ведомства Римской Курии.

4. Если позволяют обстоятельства, пастыри Католической Церкви, исполненные миссионерского рвения и заботы о евангелизации миллионов людей, еще не познавших Христа, должны прилагать усилия для того, чтобы в сотрудничестве с православными епископами развивать пастырские начинания Православной Церкви, радуясь тому, что совместными усилиями они могут способствовать воспитанию благочестивых христиан.

5. Рекомендуется уведомлять представителей Православной Церкви о любой инициативе социального порядка (в том числе в области воспитательной и благотворительной деятельности), к выполнению которой могут быть призваны учреждения Католической Церкви западных стран с целью содействия общему благу стран СНГ или Восточной Европы.

Если государство или гражданское учреждение обращается к монашеским орденам или другим учреждениям, юридически зависимым от католической иерархии, с просьбой о содействии, то по долгу христианской любви руководители таких католических церковных учреждений должны информировать православные общины, даже если имеется предположение, что эти гражданские учреждения со своей стороны это уже сделали.

6. Когда священники или епископы других стран приглашаются государственными учреждениями (культурными, научными или др.) к участию в каких-либо мероприятиях, то рекомендуется, по долгу вежливости, предупредить об этом священноначалие Православной и Армянской Апостольской Церквей. Аналогичным образом целесообразно предварительно сообщать о приглашении представителей православных кругов для участия в мероприятии, организованном Католической Церковью на территории СНГ.

7. Епископы и Апостольские администраторы должны заботиться о совершении таинств на языках этнических меньшинств, присутствующих в различных странах. Этот факт сам по себе не должен означать превращения молитвенных собраний в элемент разделения или в орудие воинствующего национализма. В то же время епископы и Апостольские администраторы должны способствовать включению постоянно или временно проживающих меньшинств в социальный контекст большинства страны, их принимающей, таким образом, чтобы это не повлекло за собой утрату их самобытности. Для каждого католика разнообразие открывает возможность разделять с другими их богатства.

8. Церковные здания, необходимые для литургической и церковной жизни христианских общин, должны отвечать их требованиям, исходящим из личных прав на совершение — индивидуально или в общине — религиозных обрядов собственной веры. Эти требования возникают из местных условий: значительность общины, материальные возможности, пастырская опека. Принцип распределения уже существующих церковных зданий зависит от пропорционального состава проживающих в данной местности верующих, сложившихся там общественных и исторических условий. Если речь идет о постройке нового здания, то следует взвесить ее необходимость прежде, чем просить требуемое согласие у епархиального епископа [канон 1215, 1 Кодекса канонического права; канон 870 Кодекса канонов Восточных Церквей]. В некоторых случаях было бы целесообразно, чтобы католическая и православная, а также другие христианские общины, пользовались одним и тем же церковным зданием по обоюдному соглашению, которое затем предоставляется на одобрение соответствующим иерархам.


Заключение


Проповедь Евангелия всему творению не может не учитывать высшей заповеди любви, ибо Иисус сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13, 35). Средства, способы и методы, предложенные здесь католическим общинам, направлены на то, чтобы помочь им с полной открытостью отвечать этому призванию и благодати быть свидетелями единства, желаемого Христом.

Все призываются к обновлению духа общения, предложенного II Ватиканским Собором, с тем, чтобы братские отношения, которые должны существовать между последователями Христа, могли привести к полному общению в вере и любви. Таким образом будет исключен «всякий дух соперничества» [Декрет «Unitatis redintegratio», 18] и, разрушив стену, отделяющую Западную Церковь от Восточной, они приобретут, наконец, единую обитель, прочно основанную на краеугольном камне, Иисусе Христе, Который из обеих соделает Единую.


Ватикан, 1 июня 1992 г.

Catholic.Ru


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика