Русская линия
Седмицa.RuСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)21.04.2004 

Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на общем собрании Российской Академии образования

Многоуважаемый Николай Дмитриевич, президент Российской Академии образования!
Уважаемые члены Президиума!
Уважаемые дамы и господа!
Дорогие братья и сестры!

Я рад возможности поделиться с вами своими мыслями на годичном собрании Российской Академии образования.

Всех нас сегодня беспокоит и заботит будущее нашей страны: кто придет на смену нам, старшему поколению? И здесь, конечно, мы сталкиваемся с многими проблемами.

Образование в России всегда стояло на высоком уровне. Об этом свидетельствует хотя бы тот печальный факт, что и сегодня продолжается утечка умов из нашей страны. Но, как мне кажется, образование должно быть тесно связано с воспитанием. Это — два крыла, которые делают человека человеком с большой буквы.

Когда мы слышим про миллион беспризорников в нашей стране в начале XXI века, беспризорников при живых родителях, а не после революции или войны, то должны задуматься и принять меры. Воспитанием должны заниматься, прежде всего, семья, а затем, — учебные заведения. Когда же воспитание и становление личности проходит в подвалах, на чердаках, в подворотнях, то в обществе получают развитие наркомания и алкоголизм среди молодежи. Беспризорные дети убегают из дома из-за невыносимых условий жизни, когда родители (зачастую сами — алкоголики и наркоманы) менее всего заботятся о воспитании своих чад. Молодые матери не хотят брать на себя бремя заботы о детях, — несколько дней тому назад мне называли ужасающую цифру ежедневного отказа от родительских прав на новорожденных. И даже в так называемых благополучных семьях не все благополучно с воспитанием, ибо родители не направляют на благо досуг своих детей. Многие средства массовой информации и компьютерные игры пропагандируют культ насилия, жестокости, безнравственности и убеждают в том, что жизнь человеческая ничего не стоит, приучают к убийству с малых лет. Неудивительно, что в наши дни мы часто слышим о том, как подростки из благополучных семей — юноши и девушки — зверским образом расправляются со своими сверстниками или сверстницами. Нас это ужасает, но ведь мы понимаем, где истоки такой жестокости среди молодежи.

Может быть, вы скажете, что воспитание не имеет прямого отношения к образованию? Но, осознавая критичность ситуации, мы должны совмещать образование с воспитанием, если хотим воспитать достойных граждан, любящих свою Родину, знающих свою историю, — патриотов России.

В 70-е годы в Колонном зале Дома Союзов на одной миротворческой конференции выступал писатель Константин Симонов, который спрашивал: «Нужно ли через 20 лет после Великой Отечественной войны писать и говорить о войне?» И, отвечая себе, сказал: «Конечно, нужно, ибо это имеет огромное воспитательное значение, особенно, для молодежи».

Знание 1000-летней истории нашего Отечества и подвигов наших предков подрастающему поколению необходимо прививать. Сегодня школьники не знают, кем были и что совершили Даниил Московский, Димитрий Донской, Иван Калита. Этот печальный факт обнаружил Юрий Михайлович Лужков, задавая вопросы учащимся московских школ на одном из собраний в честь 700-летия со дня преставления князя Даниила Московского. А ведь речь шла о тех, кто создавал нашу страну, собирая Русь вокруг Москвы, о тех, кто положил свои силы ради того, чтобы Россия стала великим государством.

Сейчас вновь поднят вопрос, в том числе, и на уровне Президента России, в отношении учебников по истории Отечества. 70 учебников получили гриф Министерства образования, но все они трактуют нашу историю по-разному. Владимир Владимирович привел пример: в одном из учебников написано о том, что, возможно, для России лучше было бы проиграть войну фашистской Германии. Это — свидетельство полного отсутствия патриотизма, полного отсутствия любви к своей Родине. Поэтому я очень обрадован решением написать новый учебник по истории Отечества, в котором найдут подробное отражение все важнейшие события из жизни нашего государства.

Далее. Все вы слышали о том, что Церковь в течение последних лет ставила вопрос о факультативном, по желанию родителей и детей, введении в средних школах предмета «Основы православной культуры». Нам часто отвечали, что общество не допустит преподавания в школе Закона Божьего. Еще раз хочу обратить внимание присутствующих: «Основы православной культуры» — это не Закон Божий, а культурологический предмет, рассказывающий о 1000-летней культуре России. Каждый образованный человек должен знать историю культуры своей страны и гордиться ею. С этим все соглашаются, но возражают: «А как же быть с мусульманами?» Я думаю, что мусульманам, живущим среди русских, тоже не помешает знать историю России и основы православной культуры. А в местах компактного проживания мусульман необходимо вводить «Основы мусульманской культуры», равно, как и основы культуры буддизма или иудаизма — в местах компактного проживания верующих этих религий, то есть традиционных религий России. Основы культуры традиционных религий России гражданам нашего Отечества нужно знать. Нам нельзя быть «Иванами, не помнящими своего родства».

На встрече с новым Министром образования и науки мы пришли к взаимопониманию по вопросу введения в школах культурологического факультатива по основам православной культуры. На этой культуре зиждется вся 1000-летняя история России, вся наша страна выросла на православных христианских культурных основах. От этого не надо прятаться, а пора сказать об этом прямо.

Почему сегодня в проекте Общеевропейской Конституции, точнее, — в Преамбуле, не хотят упомянуть, в основном, по требованию Франции, что основа культуры Европы заложена христианством? Неужели тому причиной служит боязнь значительного присутствия мусульман во Франции? Но ведь речь идет об историческом факте! Я думаю, никто не станет отрицать, что европейская культура имеет христианские корни. А ведь, еще раз повторю, знание и уважение истории своей страны — основа патриотического воспитания молодежи.

Возвращаясь к проблеме взаимодополнения принципов образования и воспитания в ходе заботы о подрастающем поколении, хочу призвать всех к сотрудничеству с Церковью не только в области образования (как по вопросу о введении факультатива по основам православной культуры), но и в области воспитания. СМИ воспитывают нашу молодежь в негативном духе, пропагандируя насилие, жестокость и безнравственность. Пользуясь интернетом, молодежь обогащается полезными знаниями, обменивается информацией, но порой и развращается. Мы не можем воспрепятствовать безнравственной информационной политике некоторых СМИ и создателей интернет-сайтов, но мы можем противопоставить пропаганде жестокости и распущенности нашу воспитательно-патриотическую и образовательную работу.

Выступая в этом зале, хочу также сказать несколько слов о том, как Церковь пытается воспитывать детей, лишенных родительского тепла и оказавшихся на улице. В Топорково, в 12 километрах от Троице-Сергиевой Лавры, мы получили 5 лет бездействовавший пионерский лагерь, в котором создали приют для мальчиков. Там построены спортивные сооружения, средняя школа, храм, общежитие, и четыре цеха (столярный, слесарный, керамический, и пошивочный), где воспитанники приюта обучаются ремеслу. Другой пример — монастырский приют для девочек из семей наркоманов и алкоголиков в Малоярославце Калужской области. Эти девочки в приюте впервые получили возможность спокойно учиться и созидать свое будущее, и сегодня, глядя на их лица, я убеждаюсь, что эти дети не потеряны для страны, для общества. Подобных примеров можно привести много. Возлагая на себя попечение о сиротах и брошенных детях, Русская Православная Церковь не ставит своей задачей приуготовить их в монашество или священство. Церковь, чья судьба неразрывно связана с историей России, таким образом вносит свой вклад в воспитание и образование будущих граждан нашего Отечества.

Сегодня мы находимся на таком рубеже нашей истории, когда нам необходимо объединять усилия ради подрастающего поколения и давать ему не только образование, но и воспитание. От будущего наших детей и подростков зависит будущее России. Я рад встретиться здесь с людьми, которые посвятили свою жизнь вопросам образования. Наши специалисты и ученые славились и славятся во всем мире, но сегодня нам нужно создать условия для того, чтобы наши потомки смогли получить не только хорошее образование, но и стать воспитанными людьми и патриотами, любящими свою Родину и знающими ее историю.

Меня коробит, когда я слышу, все чаще и чаще, вместо «в нашей стране» — «в этой стране». Эта фраза является неуместной калькой с английского языка, она отчуждает человека, родившегося и проживающего в России, от его Отечества. Мы все должны чувствовать ответственность за свою страну, гражданами — сынами и дочерьми — которой мы являемся. Мы должны быть в ответе за будущее нашего Отечества, за будущее подрастающего поколения.

Я от души желаю Российской Академии образования благословенных успехов в деле руководства процессом образования в России, но нельзя при этом забывать о воспитании. Как я уже сказал, воспитание и образование — два крыла, которые делают человека человеком с большой буквы. Когда мы воплотим этот принцип в своих трудах, то тогда сможем воспитать достойных граждан нашей страны, патриотов, которые любят свою историю, знают ее, любят свое Отечество и готовы служить ему. Тогда наши дети будут говорить о России не «эта страна», а «наша страна».

Благословенных успехов всем вам в ваших трудах по образованию и воспитанию грядущих поколений!


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика