Русская линия
Интерфакс Роман Силантьев26.01.2005 

Краткий обзор методик подсчета численности основных религиозных групп России

Осенью 2002 года в нашей стране прошла первая с 1989 года перепись населения. К сожалению, она не носила обязательного характера и сопровождалась множеством скандалов, однако позволила получить массив официально признанных данных, при обработке которых можно ответить на многие вопросы о характере современного российского общества.

Тем не менее один важный вопрос так и остался без ответа. Еще на ранних этапах подготовки к переписи многие авторитетные ученые настаивали на включении в опросные листы графы о религиозной принадлежности респондента, взамен предлагая убрать вопросы о жилищных условиях (такие данные можно без труда получить в ЖЭКах). В ответ они услышали, что это технически трудно и вообще религиозные лидеры крайне возражают против такой практики, опасаясь посмотреть правде в глаза и увидеть реально низкие цифры своих последователей. Конечно, это было простой отговоркой — главы ведущих религиозных организаций России были в первую очередь заинтересованы в получении таких сведений и никогда не выступали против соответствующей корректировки опросных листов.

В итоге просьба ученых была отклонена и еще минимум на десять лет они лишились возможности оперировать данными официальной статистики о религиозных убеждениях граждан России, в то время как ангажированные специалисты сохранили карт-бланш для дальнейших спекуляций на эту тему.

Приверженцы научного атеизма и впредь будут доказывать, что именно они составляют большинство населения страны, а ревнители интересов религиозных меньшинств продолжат говорить о 35 миллионах российских мусульман, 5 миллионах протестантов и полутора миллионах католиков. Опровергнуть подобные утверждения гораздо проще, чем обосновать, однако возникает естественный вопрос — а во что же в действительности верят россияне?

Чтобы ответить на него, попытаемся проанализировать четыре основных источника информации о религиозном составе населения нашей страны.


Источник первый: Всероссийская перепись населения 2002 года

Последняя перепись населения остается главным официальным источником данных об этническом составе населения России. На первый взгляд, этнический состав не имеет прямых корреляций с религиозными предпочтениями населения, однако именно он позволяет определить верхнюю планку численности приверженцев некоторых религиозных традиций — православного христианства, ислама, иудаизма, буддизма, католичества, лютеранства, меннонитства и язычества. Для этого берется допущение, что, например, все поляки, литовцы, чехи, словаки, французы, треть немцев и двадцатая часть украинцев исповедуют католичество, а среди русских и других народов число католиков пренебрежительно мало. После чего подсчитывается суммарная численность так называемых «этнических католиков» и полученная цифра считается верхним пределом численности католиков в России. Конечно, любой квалифицированный религиовед или этнограф возразит, что среди российских немцев реальных католиков значительно меньше трети, равно как и многие поляки с литовцами на деле исповедуют православное христианство. Но описанный метод и не претендует на высокую точность, однако позволяет наглядно доказать, что католиков в нашей стране проживает не более 460 тысяч человек (0,3% населения).

Из 145 миллионов охваченных переписью россиян полтора миллиона не назвали свою национальность либо отнесли себя к экзотическим народам, среди которых почетное место заняли эльфы, хоббиты и гоблины. Есть все основания полагать, что общие соотношения ведущих национальностей России справедливы и для этой группы, однако эта гипотеза нуждается в доказательствах.

Таким образом, верхние пределы численности ведущих религиозных групп нашей страны выглядят следующим образом:

Православные христиане — 86,5% (ок. 126 млн.)
Мусульмане — 10% (ок. 14,5 млн.)
Армяно-григориане — 0,8% (ок. 1,1 млн.)
Язычники — 0,5% (ок. 670 тыс.)
Католики — 0,35% (ок. 480 тыс.)
Лютеране и меннониты 0,3% (ок. 430 тыс.)
Буддисты — 0,25% (ок. 380 тыс.)
Иудеи — 0,15% (230 тыс.)
Неизвестных этнических групп и не указавших национальность — 1,15% (ок. 1,5 млн.)

Здесь необходимо сделать дополнительные пояснения. Иудеями считаются все люди, назвавшие себя евреями. Буддистами — половина бурятов, половина тувинцев, две трети калмыков и все монголы. Армяно-григорианами — все армяне. Лютеранами — половина финнов и латышей. Лютеранами и меннонитами — две трети немцев, а непосредственно меннонитами — все немцы-меннониты. Язычниками — четверть бурят, марийцев и алтайцев, половина тувинцев и до 20% малых народов Севера. Среди осетин доля мусульман принимается за 25%, а из татар вычитается 26 тысяч кряшен. Эстонцы считаются православными, а курды-езиды — приверженцами не ислама, а иезидизма.

Все эти вычисления можно оспорить, однако, на взгляд автора, они выглядят наиболее правдоподобными.


Источник второй: опросы населения и полевые этноконфессиональные исследования

Весьма приблизительный, черновой, метод «верхних пределов» может быть откорректирован двумя другими методиками — опросами населения и соответствующими исследованиями на местах. Наиболее авторитетные опросы населения имеют сейчас выборку в 2000—2500 человек и достаточно точно определяют рейтинги политиков и прогнозируют итоги выборов, вследствие чего могут быть использованы и для уточнения религиозной картины. В этом случае достаточно включить в них всего один дополнительный вопрос — к какой религиозной традиции Вы принадлежите (себя относите)? Развернутые опросные листы, выявляющие также знание верующими основных догматов своей религиозной традиции и степень их религиозной активности, безусловно, полезны, однако не могут быть основанием для утверждений, что истинных верующих у нас якобы 2−3 процента — в большинстве религий действительную силу веры характеризует только жизнь после смерти — в раю или в аду. Заметим также, что никто и никогда не тестирует неверующих и атеистов на предмет силы их неверия, ведь в противном случае выяснилось бы, что классических представителей такой категории у нас крайне мало, а вот язычников и оккультистов — чересчур много.

Корректные опросы населения в среднем так рисуют современную религиозную картину России: православных христиан около 65−70% (крещенных в Православной вере — 75%), неверующих и атеистов — 10−15%, мусульман — 4−5%, протестантов и последователей новых религиозных движений (НРД) — 1−2%, буддистов — 1%, а остальные религиозные группы попадают в пределы допустимой погрешности.

Таким образом, опросы населения позволяют выявить новую группу верующих — не относящихся к лютеранам и меннонитам протестантов и членов НРД, которых оказывается больше, чем представителей многих традиционных религий.

Главным недостатком всех опросов населения является довольно маленькая и не совсем репрезентативная выборка, охватывающая в основном население крупных городов. Эта особенность приводит к занижению доли православных, мусульман и язычников и завышению процента буддистов (за счет нетрадиционных буддистов), протестантов, НРД и неверующих. В целом же, ввиду противоречивости и недостаточной надежности опросов, они редко применяются в качестве основного источника сведений о религиозной картине и призваны преимущественно иллюстрировать тенденции религиозных процессов.

Этнорелигиозные полевые исследования направлены преимущественно на выявление небольших религиозных групп (старообрядцев, катакомбников, традиционных язычников, скрытых групп НРД), которые выпадают из поля зрения при других методах, однако способны решить другие важные вопросы. Только полевыми исследованиями можно определить, что Татарстан — это преимущественно православная республика, что в Туве шаманизм сильно потеснил буддизм, а некогда широко распространенный в Горном Алтае бурханизм практически вымер.


Источник третий: статистика Министерства юстиции РФ

Около 75% всех действующих в России религиозных групп и организаций в настоящее время имеют статус юридических лиц и зафиксированы в реестре Минюста. Этот реестр является одним из важнейших источников отображения религиозной картины и лишь один серьезный недостаток — невозможность определения размера каждой конкретной общины — мешает ему стать универсальным. Несложные исследования показывают, что даже в пределах одной религиозной организации общины могут различаться по размерам в десятки, а то и в сотни раз — чтобы понять это, достаточно сравнить православный приход в московском «спальном» районе и приход в вымирающей деревне. Если не принимать во внимание эту важную деталь, то реестр Минюста может ввести в серьезное заблуждение — здесь протестанты по количеству зарегистрированных общин значительно опережают мусульман, а иудеи — буддистов. Кроме того, надо учитывать, что в некоторых религиозных организациях количество зарегистрированных общин значительно превышает число реально действующих (большинство НРД, некоторые альтернативно-православные и мусульманские организации), а у других (традиционных язычников, некоторых толков старообрядчества) статус юридического лица имеют менее половины общин.

Всего же на начало 2004 года было зарегистрировано 21 664 религиозных организаций.
Из них:
Русской Православной Церкви — 11 525 (53,2%)
Протестантских — 4097 (19%)
Мусульманских — 3537 (16,3%)
НРД — 1040 (4,8%)
Старообрядческих — 284 (1,3%)
Иудейских — 267 (1,3%)
Римо-католических — 253 (1,2%)
Буддистских (включая нетрадиционные) — 192 (0,9%)
Неканонических православных юрисдикций — 137 (0,6%)
Языческих — 25 (0,1%)
Иных — 274 (1,3%)


Источник четвертый: оценки религиозных лидеров

Данный источник практически пригоден только для определения численности небольших религиозных групп, лидеры которых в состоянии точно подсчитать своих прихожан. Конечно, и в более крупных религиозных организациях руководители отдельных общин имеют представление о том, сколько людей ежедневно или по праздникам молится в их храме, мечети или синагоге, однако скомпилировать эти данные хотя бы по сотне мест технически проблематично. В итоге духовные лидеры крупных организаций вынуждены использовать для оценки числа своих последователей только данные первых трех источников. При этом надо помнить, что зачастую представители религиозных меньшинств имеют склонность к завышению своей численности, в то время как доля православных христиан может быть завышена максимум на 10% - ведь в противном случае она превысит 100%. Запутать исследователя может и явная несогласованность мнений в пределах одной религиозной традиции — так, в ходе проведенного одной еврейской газетой опроса среди представителей иудейского истеблишмента, оценки численности евреев в России варьировали от 250 тысяч до 10 миллионов человек.

Особого места в данном очерке заслуживает вопрос о численности российских мусульман. Эта тема уже давно является камнем преткновения для мусульманских лидеров, государственных чиновников и ученых, оценки которых порой разительно отличаются.

Как уже упоминалось, по данным переписи населения 2002 года общая численность этнических мусульман в России не превышает 14,5 миллионов человек. Большинство мусульманских лидеров настаивают на цифре в 20 миллионов, которая была озвучена Президентом России в августе 2003 года. Наиболее политизированные муфтии приводят цифру в 25−50 миллионов человек, а многие ученые-исламоведы утверждают, что реальных приверженцев ислама в России не более 8−10 миллионов.

Давая оценку приведенным мнениям, можно заметить, что каждый их автор по-своему прав. Правы те, кто соотносит численность мусульман с суммой мусульманских народов. Правы и те, кто определяет численность мусульман в 8−10 миллионов по данным социологических опросов. Авторитет Президента России не позволяет сомневаться и в его оценках, зато цифры в 35−50 миллионов мусульман выглядят явно завышенными.

Единственным способом сгладить существующие противоречия является предположение, что в России единовременно находится до 17−19 млн. человек (что при округлении дает 20 млн.), принадлежащих к мусульманским народам. Несмотря на заверения руководителей Госкомстата, перепись населения действительно могла не охватить всех этих людей, однако очевидно, что многие из них являются не гражданами России, а временно приехавшими на заработки жителями Средней Азии и Закавказья.

При оценках численности российского мусульманского сообщества также не надо забывать, что среди этнических мусульман немало неверующих и приверженцев других религий. Так, прошедшая недавно перепись населения Эстонии (включавшая вопрос о религиозной принадлежности) показала, что среди верующих татар около четверти исповедуют различные формы христианства. Аналогичные данные были получены и при обработке данных переписи населения в Литве.

Таким образом, можно предположить, что до 10−15% этнических мусульман в России реально исповедуют не ислам, а христианство. Эта цифра косвенно подтверждается данными социологических опросов и выборочными исследованиями этнического состава православных и протестантских общин. Сами мусульманские лидеры также не отрицают, что тысячи татар, башкир, казахов, адыгов и кабардинцев переходят в христианство, в то время как общая численность новообращенных мусульман не превышает 3 тысяч человек. Христианизация этнических мусульман происходит не столько вследствие какой-то целенаправленной миссионерской деятельности, которую среди них ведут только протестанты, сколько под влиянием русской культуры, имеющей ярко выраженные христианские корни. Ассимиляция этнических и религиозных меньшинств является неизбежным процессом в любом обществе, а в России она еще и ускоряется за счет негативного образа ислама, создаваемого средствами массовой информации.

Процент неверующих среди этнических мусульман за счет высокорелигиозных кавказских и среднеазиатских народов определенно ниже, чем у народов христианской культуры, однако и здесь он вряд ли меньше 10%. Следовательно, суммарно от 20 до 30% людей мусульманской культуры в действительности себя мусульманами не считают, что необходимо учитывать при оценке размеров исламского сообщества нашей страны.


Основные тенденции в современной религиозной жизни России

1. Доля верующих в населении России постепенно растет, доля индифферентных и неверующих, соответственно, уменьшается. С одной стороны, все больше людей возвращается в лоно традиционных религий, а с другой — число материалистов уменьшает активная пропаганда эзотерики и мистики. Количество убежденных атеистов, наиболее активные из которых объединены в сектоподобные ассоциации, сейчас ничтожно мало.

2. Высокая рождаемость у северокавказских мусульманских народов и активная иммиграция мусульман из Средней Азии и Закавказья во многом компенсируются русификацией и христианизацией большинства детей от смешанных браков; массовым переходом в христианство татар, башкир, казахов; адыгов и целого ряда других народов, а также постепенно увеличивающейся рождаемостью у этнически православных народов. Поэтому в ближайшее время вряд ли можно ожидать существенного увеличения доли истинных мусульман, хотя доля этнических мусульман, конечно, будет расти.

3. По сравнению с 1989 годом значительно сократилось и продолжает сокращаться количество католиков, лютеран и меннонитов, в первую очередь — за счет активной эмиграции немцев и продолжающейся русификации поляков и литовцев. Прозелитическая миссия российских католиков, призванная хоть частично сохранить их позиции, заметными успехами не увенчалось — вряд ли сейчас община «русских католиков» насчитывает больше 10 тысяч человек.

4. Рост численности баптистов, адвентистов, евангельских христиан и других нехаризматических протестантов приостановился. Все более заметным становится отток их прихожан в харизматические группы, многие протестанты возвращаются в лоно Русской Православной Церкви. Практически исчерпаны резервы роста у мормонов, мунитов, сайентологов, кришнаитов и большинства других новых религиозных групп — их адресный контингент выработан, миссионерские методы устарели, а недобрая слава не позволяет эффективно использовать накопленные богатства. Относительно высокие темпы прироста сохраняют лишь Свидетели Иеговы и неохаризматы, однако их ряды пополняются в основном за счет неверующих и баптистов с адвентистами.

5. Доля иудеев и традиционных буддистов падает. Сильное сокращение численности иудеев связано в первую очередь с продолжающей эмиграцией и ассимиляцией евреев, а народы буддийской культуры переживают интенсивную христианизацию (в основном силами маргинальных протестантов) и экспансию шаманизма.

6. Доля традиционных язычников медленно растет, в то время как старообрядцы, истинно-православные христиане и сторонники других неканонических православных юрисдикций постепенно теряют свои позиции.

Роман Силантьев, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика