Русская линия
Борьба мировых центров Алексей Вовченко21.10.2009 

Поможем прибалтам вспомнить об их настоящих героях!

Неужели у прибалтийских народов нет других героев, кроме коллаборационистов? Неужели нет настоящих героев, не пожелавших идти в обслугу к «высшей расе», но с оружием в руках противостоявших оккупантам? История Марите Мельникайте доказывает — это не так. Среди литовцев, латышей и эстонцев были настоящие герои, и если наши балтийские соседи решили вычеркнуть их подвиги из своей памяти, то наш долг заключается в том, чтобы напомнить им о них.

В современных СМИ еще со времен перестройки сложился устойчивый штамп, что народы Прибалтики встретили нацистскую оккупацию исключительно положительно, с радостью пополняя созданные гитлеровцами этнические подразделения СС. С одной стороны, исторической реальности это соответствует — профашистские движения в этих странах (Латвии, Эстонии и Литве) были достаточно сильны, а силовое насаждение социализма в 1940 — первой половине 1941 гг. только способствовало росту национализма.

Но — закономерным последствием многократного повторения одних и тех же фактов явилась стойкая уверенность российской общественности (особенно молодёжной), что нынешние литовцы, латыши и эстонцы — в большинстве своем потомки, духовные и физические, эсэсовских палачей и карателей, все сплошь страдающие неизлечимым наследственным заболеванием — русофобией. Так ли это на самом деле?

Чуть более 20 лет назад мы были уверены в обратном. Да, это была казённая советская пропаганда, купировавшая и ретушировавшая всё на свете так, что никто уже не верил в то, что факты, сообщаемые ею, соответствуют действительности. К сожалению, нужно было пройти двум десятилетиям, чтобы вернуться к той заезженной информации и понять — многое из того, что навязло в зубах тогда, является историческим фактом. В частности, вспомнить, что в Прибалтике, помимо полицаев и эсэсовцев, было и антифашистское подполье. Может быть, не столь мощное и эффективное, как в Белоруссии и на Украине, но тем не менее активно действовавшее, причем в природно-ландшафтных условиях совершенно не пригодных для ведения партизанской войны.

В советские годы у всех на слуху было имя партизанки Марите Мельникайте — литовской Зои Космодемьянской. Ей ставились памятники, о ней снимали фильмы — в частности, знаменитый кинофильм «Марите» (1947 г.), в котором дебютировал в эпизодической роли Донатас Банионис. Ее фотография была растиражирована во множестве изданий для детей и взрослых, на почтовых марках СССР…

Думается, имеет смысл напомнить краткую историю жизни Марите Мельникайте — ведь современному молодому поколению о ней неизвестно абсолютного ничего. В своей автобиографии Марите писала: «Я родилась 18 марта 1923 года. С семилетнего возраста пасла скот у кулаков и крупных землевладельцев. Ходить в школу не могла: родители жили очень бедно, не было у них на это средств».

Городок Зарасай (Zarasai), где родилась будущая партизанка, расположен в красивейшей местности, среди семи озер. В имперской России он со времен царствования Николая I назывался Ново-Александровск (в 1836 г. был переименован государем из польского «Езёросы» (Jeziorosy) в честь наследника престола, будущего Александра II). Еще с середины XVIII в. эти места облюбовали русские старообрядцы, в Зарасай возникла их многочисленная община. Уже в наши дни литовские националисты, пытаясь отделаться от неудобной для их идеологических схем девушки, объявляли ее чистокровной русской по происхождению — из зарасайских старообрядцев. Якобы «настоящая» ее фамилия «Мельникова» была изменена советской пропагандой на литовский манер. Правда же такова, что русской была мать Марите, действительно происходившая из старообрядческой семьи; отец же девушки, слесарь Юозас Мельникас, литовец по национальности, крестил свою дочь в католическом храме — этот факт явно свидетельствует против версии о чистокровной «русскости» Марите.

В 14 лет девушка устроилась работать на кондитерскую фабрику «Avanti». Только после июля 1940 г., когда в Литве установилась Советская власть, Марите получила возможность пойти учиться в вечернюю школу для взрослых (сразу в 4-й класс).

Как писала М. Мельникайте в автобиографии, это был самый счастливый период в ее жизни. Всё оборвалось 22 июня 1941 г. С началом войны Марите, как и других литовских комсомольцев, отправляют на восток, в Тюмень, где она трудится в лесном хозяйстве, на заводской стройке, на заводе «Механик», где производились мины и снаряды. Но все эти поручения не устраивают Мельникайте, она рвется в бой с фашистами, на передовую; мечтает о партизанской войне на своей родине. Наконец, в июне 1942 г., ее мечта сбывается — Марите направляют на фронт, а до того — в партизанскую школу в г. Балахна Горьковской области, где она должна была выучиться на минёра-подрывника. Именно эта боевая профессия и прославила ее — во время «рельсовой войны» в 1943 г. Мельникайте отличилась так, что за ее голову гитлеровцы назначили весьма крупную сумму.

В свою родную Литву Марите вернулась в начале мая 1943 г. в составе группы из 36 человек — представителей литовской молодежи. Партизанский отряд, в котором она участвовала, изрядно потрепал нервы нацистской оккупационной администрации. Было взорвано множество участков железнодорожных путей, пущены под откос составы с немецкими войсками и боевой техникой.

Развязка наступила в начале июля 1943 г. В ночь с 7 на 8 июля 1943 года недалеко от станции Дукштас на железнодорожной магистрали Берлин-Варшава-Вильнюс-Даугавпилс группа Марите Мельникайте взорвала эшелон с вражескими солдатами и техникой, шедший в сторону Ленинграда. Остановившись на привал в небольшом лесу близ села Римше, партизаны не заметили, как их выследила и окружила полиция, по наводке двух местных крестьян-предателей. Завязался ожесточенный бой, но силы были слишком неравны — к фашистам подоспело подкрепление с танкеткой и бронемашиной. Когда все бойцы погибли, Марите пыталась взорвать себя вместе с фашистами. Но граната дала осечку. Захваченную в плен и зверски избитую, партизанку отправили в местечко Дукштас, где находился штаб гестапо. Там ее подвергли всем возможным пыткам, бывшим на вооружении у этой структуры. Но девушка оказалась сильнее палачей — ни слова не смогли они вырвать из нее о местонахождении и составе партизанских отрядов.

Тогда, потеряв терпение, гитлеровцы решили повесить Марите на местном кладбище.

13 июля 1943 г. девушку вывели из подвала со связанными проволокой руками и повели на место казни. Но недолго она смогла пройти сама с поврежденными во время пыток суставами, вскоре упала в обморок, и ее бросили в повозку. Марите пришла в себя уже в момент, когда ее, сбросив с телеги, приготовились вздернуть. Она нашла в себе силы выкрикнуть в лицо своим палачам слова обличения: «Я умираю за свободную Советскую Литву, за Родину, за наш народ, а вас, проклятые гады, ждет смерть! Я знаю и верю, что мы победим. Но вы, кровавые убийцы, за что боретесь?..» Когда немецкий офицер подал команду начать казнь, Марите неожиданно для всех, будучи со связанными руками, бросилась на него. Ее жизнь прервала автоматная очередь…

22 марта 1944 г. литовской партизанке Марите Мельникайте посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза; также посмертно она была награждена орденами Ленина и Золотой Звезды. В Зарасай, на берегу большого озера, в 1955 году был установлен памятник (скульптор Юозас Микенас) — бронзовая фигура партизанки в рост на гранитном постаменте; левая рука Марите была поднята, в правой, опущенной, она держала автомат. На постаменте были выбиты рельефная звезда Героя Советского Союза и надпись на литовском языке — «Maryt? Melnikait?». В 1981 г. к подножию памятника были перенесены и захоронены останки М. Мельникайте; на ее могиле все годы до распада СССР всегда были живые цветы.

Всё изменилось с началом перестройки. Началось переписывание истории, особенно болезненно коснувшееся Великой Отечественной войны. А вскоре, в уже «независимой» Литве, памятник героической партизанке «без шума и пыли» отправили в парк Грутас, своеобразный «концлагерь» для памятников советской эпохи, где их покоится около сотни.

Сейчас в странах Балтии полным ходом идет прославление так называемых «борцов за независимость» — бывших ветеранов «Waffen SS», полицаев, всех тех, кого до недавних пор наши народы считали предателями и палачами. Респектабельно выглядящие литовские, латышские и эстонские политики цинично отмахиваются от обвинений в фашизме, объясняя, что их странам, мол, нужны «герои», образы которых укрепляют национальную идентичность.

Но неужели у прибалтийских народов нет других героев, кроме коллаборационистов? Неужели нет настоящих героев, не пожелавших идти в обслугу к «высшей расе», но с оружием в руках противостоявших оккупантам? История Марите Мельникайте доказывает — это не так. Среди литовцев, латышей и эстонцев были настоящие герои, и если наши балтийские соседи решили вычеркнуть их подвиги из своей памяти, то наш долг заключается в том, чтобы напомнить им о них.

http://www.win.ru/Mysteries-of-History/2624.phtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика