Русская линия
НГ-Религии Михаил Тульский10.04.2002 

Роль Церкви в жизни российского общества
РПЦ не смогла стать участником реальной социальной жизни, как политической, так и экономической

В религиозной жизни современного российского общества в настоящее время параллельно сосуществуют две на первый взгляд противоположные тенденции.
С одной стороны, Церковь — один из самых авторитетных в обществе социальных институтов, и россияне в своем большинстве положительно относятся к религии. По данным опроса Агентства региональных политических исследований (АРПИ), проведенного 29 июня-2 июля 2000 г., Церковь оказалась на втором месте после президента по уровню доверия россиян, опережая СМИ, правительство и армию (респондентам был задан вопрос: «Какой организации, органу власти, институту общества вы доверяете в наибольшей степени? (выберите один вариант)»: 20% ответили — президент, 7% - Церковь, 5% - СМИ, 4% - правительство, 3% - армия, никому не доверяют — 37%, затрудняются ответить — 13%).
По данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Церковь по крайней мере с лета 1993 г. (и до конца 1999 г.) занимала первое место среди социальных институтов по уровню доверия россиян, опередив президента и постоянно опережая армию.
По данным Института социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН) (1996−1999 гг.), Церковь и армия оспаривали друг у друга первое место (чаще лидировала армия) по уровню доверия россиян, значительно опережая по доверию губернаторов, профсоюзы и правительство.
По данным опроса Фонда общественного мнения (ФОМ), (22−23 января 2000 г.), Церковь оказалась на первом месте среди социальных институтов (президент не был в списке), вызывающих доверие (можно было дать любое количество ответов, Церковь назвали 21%, армию — 17%). Кроме относительно высокого доверия к Церкви, абсолютное большинство россиян празднует основные церковные праздники, например Пасху: по данным опроса ФОМ, проведенного в апреле 1998 г., 80% россиян ответили, что праздновали Пасху, и только 19% ее никак не праздновали; если учесть, что 7% опрошенных ФОМ относят себя к нехристианским религиям, то получается, что твердо нерелигиозные россияне составляют в РФ не более 12%.
По данным опроса, проведенного в сентябре 1999 г., центром «Российское общественное мнение и исследование рынка» (РОМИР), 11,2% россиян категорически не верят в существование Бога (даже в форме Высшей Силы или Высшего Духа), 12,5% опрошенных не видят истины ни в одной из религий, 15,2% считают, что Бог в их жизни абсолютно не важен. По данным мониторинга ВЦИОМ, в январе 1999 г. только 17,2% ответили, что не крещены, из них по крайней мере 3,5% - нехристиане, то есть абсолютно нерелигиозных и по данным ВЦИОМ оказывается около 13,5%. Итак, мы видим, что 80% россиян так или иначе считают Русскую Православную Церковь, русское православие для себя наиболее близкими из всех существующих в РФ Церквей и религий. То есть максимально возможная потенциальная паства РПЦ — 80% россиян. Но реальное количество прихожан РПЦ на порядок меньше, и тут мы подходим к рассмотрению второй тенденции развития религиозной жизни РФ — эта тенденция полностью противоположна первой.
По данным мониторинга ВЦИОМ в январе 1999 г., церковную службу посещают раз в неделю 2% россиян, раз в месяц — 3,7%, несколько раз в год — 17,8%, раз в год и реже — 15,8%, то есть всего посещают церковную службу — 39,3%; ходят ко причастию раз в неделю — 0,6%, раз в месяц — 2,2%, несколько раз в год — 12%, раз в год и реже — 16,6%, то есть всего ходят ко причастию — 31,4%.
По данным РОМИР (опрос в сентябре 1999 г.), чаще одного раза в неделю религиозные службы посещают 1% опрошенных, раз в неделю в среднем на службах присутствуют 2% респондентов, а раз в месяц — 6,6%, по большим церковным праздникам религиозные службы посещают 17,8% участников опроса, раз в год на религиозных службах присутствуют 13,7% россиян, а реже одного раза в год — еще 10,4% опрошенных, практически никогда или вообще никогда на службах бывают 48,3% респондентов. Таким образом, 60% россиян фактически не посещают церковь (ходят в церковь реже одного раза в год или вообще никогда не ходили) и лишь 2−3% россиян посещают церковь так, как принято было посещать церковь у наших предков. Из 2−3% посещающих церковь хотя бы раз в неделю лишь треть ходит ко причастию каждый раз, а двум третям, видимо, трудно выстаивать очередь за причастием в каждый свой приход в церковь. Хотя бы раз в месяц церковь посещают 6−10% россиян — это максимальное количество россиян, которых можно признать прихожанами РПЦ, так как приход в церковь 2−3 раза в год — это не совершение религиозного обряда, а скорее нечто вроде посещения «музея».
То есть прихожанами РПЦ являются 8−9 млн. россиян старше 18 лет, а из всех россиян — 10 млн. (из 145 млн. населения РФ, из которых 115 млн. так или иначе считают РПЦ «своей») регулярно (хотя бы раз в месяц) совершают важнейшие религиозные обряды (причащение) — 4 млн. россиян.
В опросе РОМИР 17,8% заявляют, что приходят в церковь только по большим церковным праздникам, и еще 9,6% посещают церковь хотя бы раз в месяц. Но большая часть тех, кто заявляет, что ходит в церковь только по большим праздникам, видимо, обманывают социологов, а может и самих себя: в апреле 1998 г. посетили пасхальную службу в церкви, по данным ФОМ, лишь 14% россиян. Если учесть, что Пасха — главнейший православный праздник, то даже с учетом некоторого количества православных, посетивших церковную службу на Рождество, но не посетивших на Пасху, количество россиян, посещающих церковь по важнейшим праздникам не превысит 20 млн.
Таким образом, у РПЦ в настоящее время имеется 10 млн. постоянных прихожан (посещают церковь хотя бы раз в месяц, они доверяют ей больше, чем какому-либо другому социальному институту) и еще 10 млн. потенциальных прихожан, посещающих Церковь только на Пасху или Рождество. При этом 95 млн. россиян ассоциируют себя с РПЦ, но не приходят на церковную службу даже на Пасху или Рождество и не совершают важнейших религиозных обрядов даже раз в год.
Почему же 95 млн. россиян, считая РПЦ «своей» Церковью, тем не менее не участвуют в церковной жизни? Ответ, как ни странно, прост: для них РПЦ — традиционная церковь их предков, но к современной жизни она не имеет почти никакого отношения.
В начале 90-х гг. ХХ века в российском обществе произошел всплеск интереса к религии, быть православным стало даже в какой-то мере модно. Но после взлета популярности какого-либо социального явления неизбежно следует спад интереса к нему, если только новое социальное явление не способствует решению реальных социальных проблем, реальному улучшению жизни людей. То, насколько РПЦ смогла удержать свою возросшую в начале 90-х популярность, можно судить по следующим данным.
По данным ВЦИОМ, уровень доверия россиян к Церкви, достигнув пика в 51,5% в феврале 1994 г., упал к сентябрю 1997 г. до 37,6%.
По данным ИСПИ РАН, с января 1996 г. по ноябрь 1999 г. доля россиян, доверяющих Церкви, упала с 32 до 26%, а доля не доверяющих ей выросла с 42 до 48%.
По данным АРПИ, с начала апреля 1999 г. по начало июля 2000 г. доля россиян, доверяющих Церкви в наибольшей мере (больше, чем какому-либо другому социальному институту), упала с 10 до 7%.
Итак, опросы различных социологических служб демонстрируют достаточно устойчивую тенденцию медленного падения популярности, авторитета Церкви в глазах общества в 1994—2000 гг. Это падение означает, что РПЦ не смогла стать участником реальной социальной жизни как политической, так и экономической. Что касается участия в политической жизни, то РПЦ не смогла занять сколько-нибудь определенной позиции даже по таким важнейшим политическим вопросам, как война в Чечне, импичмент Ельцину, назначение на пост премьер-министра близкого к секте «сайентологии» Сергея Кириенко, использование властью откровенно грязных технологий во время президентских выборов 1996 г. и думских 1999 г. Что же касается экономической жизни страны, то РПЦ не создала ни одного православного профсоюза (по примеру католических профсоюзов во многих странах Европы), ни одной крупной благотворительной организации по помощи бедным, безработным, бездомным, беженцам и т. п. Естественно, что россияне, не увидев в Церкви реального участника социальной жизни, начали постепенно терять к ней интерес.
Церковь не осознает, судя по всему, этой проблемы и продолжает молчать в ответ на такие антисоциальные реформы власти, как введение единого подоходного налога для богатых и бедных (когда подоходный налог для бедных вырастает с 12 до 13%, а для богатых падает с 25−30 до 13%), повышение возраста выхода на пенсию (в 65 лет), планируемая отмена многих социальных пособий и льгот (советник Путина по экономике Илларионов в интервью газете «Ведомости» прямо заявил, что лучше отменить, например, детские пособия, если у государства не хватает денег их выплачивать без задержек). Роль Церкви как защитницы народа от притеснений власти, как мне представляется, могла бы сыграть ту роль, которую ждет от нее народ, не говоря уже о том, что эта социальная ниша в РФ сейчас пустует.
Итак, Церкви, по моему мнению, для сохранения и увеличения своего влияния необходимо стать народной заступницей перед властью. А как считают россияне, народ? В чем они видят основной недостаток сегодняшнего положения Церкви, из-за чего ей не доверяют 48% опрошенных ИСПИ РАН в ноябре 1999 г.
По данным опроса ЦИПКР (август 1998 г.), 29% россиян считают, что Церковь укрепила свои позиции за счет сближения с властью, а не хождения в народ, 15,4% считают, что из-за братания руководства Церкви с властью она «губит свой авторитет». В этом излишнем сближении Церкви и власти основная причина недоверия россиян к Церкви.
Такой вывод подтверждает и опрос ФОМ (22−23 января 2000 г.), во время которого наиболее часто встречающимся упреком в адрес Патриарха было обвинение в явной зависимости от правящей власти. «Он политик, он работает под вождя и власть, подстраивается», — отвечали некоторые респонденты на открытый вопрос. Однако при том, что 48%, когда им предлагают определить свое отношение к Церкви, говорят о недоверии, необходимо подчеркнуть, что это слабая степень недоверия, которую еще можно изменить и превратить в доверие, если Церковь захочет это сделать.
Опрос ФОМ от 22−23 января 2000 г. показал, что когда респондентам предоставляют список из 10 социальных институтов и предлагают указать те, которым они доверяют, а потом — из этого же списка — кому не доверяют (любое количество ответов), то о доверии к Церкви заявляют 21% (1-е место), о недоверии — 4% (последнее, 10-е место). Но о недоверии всем 10 социальным институтам заявляют 22%, о доверии всем — никто. То есть Церкви, по данным этого опроса, доверяют 21%, не доверяют 26%, но из 26% только 4% испытывают к ней твердое недоверие, а остальные 22% испытывают недоверие скорее не из-за того, что видят в Церкви какие-либо особые недостатки, а потому, что не видят особых достоинств. Такое отношение группы «мягко» недоверяющих вполне можно изменить, если Церковь станет активным участником социальной жизни России.
Православная Церковь в современной России находится в двойственном положении. Опираясь на собственные силы, на уже имеющуюся паству, она сейчас практически не может быть влиятельным социальным институтом. Выходов из этой ситуации может быть только два: искать поддержку у власти, поддерживая и обслуживая власть, или искать поддержку у народа, выступая в поддержку социальных гарантий и социальных программ для малообеспеченных, вмешиваясь в решение важнейших политических проблем (например, войны в Чечне). Пока Церковь скорее идет по первому пути, и он приносит РПЦ некоторые положительные результаты, но более продуктивным и перспективным может оказаться второй путь.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика