Русская линия
Русский вестник Анна Сергеева08.09.2004 

Противостояние

Церковная ограда ощетинилась колючей проволокой, кресты по периметру как застывшие в жесте протеста ладони… Территория храма или боевой полигон? Скорее, один из полигонов… Потому что поле боя сейчас — вся Россия.

Церковь Воскресения Христова в Кадашах, события 2 августа 2004 года…Как много сейчас говорится об этом. Не пора ли, наконец, узнать правду? Мне придется «развенчать» три постулата, на которых зиждется вся нынешняя атака СМИ на общину храма. Но для начала — небольшая историческая справка.

Этот красивейший храм конца 17-го века в стиле нарышкинского барокко — практически единственный из сохранившихся ныне сооружений этого стиля — является уникальным архитектурным памятником Замоскворечья, наследием русской духовной культуры. Он расположен в центре Москвы, неподалеку от Третьяковской галереи и вместе с другими расположенными рядом храмами и зданиями составляет великолепнейший историко-архитектурный ансамбль. Могу предположить, что именно место расположения Воскресенской церкви в Кадашевской слободе, и стало «камнем преткновения» во всей этой истории.

Итак, постулат первый. СМИ упорно талдычат о «насильственном захвате храма верующими». Уже сама по себе эта формулировка звучит абсолютно нелогично. Да и вообще: А был ли захват? Собираю и обобщаю все имеющиеся в наличии факты.

Факт первый: собственником здания храма Воскресения Христова в Кадашах является департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы. Факт второй: балансодержатель — Главное управление охраны памятников (ГУОП, ранее УГК ОИП).

Распоряжение Правительства Москвы N 1206-РП от 18 мая 1992 года: «Передать в безвозмездное пользование Московской Патриархии здание церкви Воскресения в Кадашах…» «УГК ОИП г. Москвы расторгнуть охранно-арендный договор с ВХНРЦ академика И.Э. Грабаря после предоставления помещения"… «ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря освободить здание церкви…после предоставления им помещений…».
Постановление Правительства Москвы N 1083 от 30 ноября 1993 года: «В связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и прихода храма Воскресения Христова в Кадашах, согласно действующему законодательству, Правительство Москвы постановляет:

1. Передать в безвозмездное и бессрочное пользование храма Воскресения Христова в Кадашах Московской епархии Православной Церкви (Московский Патриархат), церковные здания храма по Кадашевскому тупику, 2 общей площадью 775 кв. м, а также церковные постройки общей площадью 190 кв. м. после отселения в установленном порядке пользователей.
2. УГК ОИП: заключить с приходом охранный договор… «.
Еще пара важных документов:
1. Свидетельство о государственной регистрации прав Московского городского комитета по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06 июля 2000 года.
2. Свидетельство о государственной регистрации права учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы от 11 сентября 2003 года. Оба свидетельства регистрируют права прихода церкви Воскресения Христова в Кадашах на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком площадью 6205 кв. м по адресу: Кадашевский тупик, владение 2. Существующие ограничения права, согласно документам, НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ.

Из вышеперечисленного становится очевидным, что приходу храма с ведома и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были переданы все права на пользование территорией и зданием храма уже более 12 лет назад.

Теперь также объективно и во имя справедливости исследуем, какие же права на проведение в здании храма реставрационных работ имеет ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря. Находим следующую информацию. 1 апреля 1993 года между балансодержателем (ГУОП) и арендатором (ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря) был заключен охранно-арендный договор N 8. Договор действует до фактической передачи помещений Патриархии по распоряжению Правительства Москвы от 18.05.92 N 1206 — РП (см. выше). В связи с распоряжением мэра Москвы от 17 октября 1994 года N 517 — РМ 21 марта 1996 года была произведена перерегистрация договора аренды сроком на 5 лет с дальнейшей пролонгацией.

В Распоряжении мэра Москвы от 7 декабря 2000 года N 1287-РМ «Об упорядочении передачи объектов недвижимости религиозным организациям Русской Православной Церкви» в п. 1.3. находим следующее: «…пролонгацию договоров аренды на объекты недвижимости производить только при отсутствии обращения соответствующей религиозной организации.» Конечно же, обращения «соответствующей религиозной организации» были и есть. А срок действия договора закончился еще 2001 году.

Смотрим следующие важнейшие документы. Постановление центра Госсанэпиднадзора в г. Москве N 11 от 26 апреля 2000 года: «В результате актов санитарного обследования ВХНРЦ от 14, 21, 23 марта 2000 года установлено, что эксплуатация мастерских ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря… ведется (функционирует) с нарушением требований ст. 25 п.п. 1−2, ст. 34 п.п. 1, 3, 4 Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года и Федерального Закона РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.99 г. Руководствуясь статьей 51 Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 года, постановляю:

1. Прекратить эксплуатацию помещений мастерских ВХНРЦ им. Акад. И.Э. Грабаря по адресу: 2-ой Кадашевский тупик, влад.2 ПОСТОЯННО с 01.06.2000 года.
2. Ответственность за выполнение данного постановления возложить на директора ВХНРЦ Владимирова А.П.
3. Лица, виновные в невыполнении данного постановления, несут ответственность…
5. Постановление получил, об ответственности за невыполнение предупрежден.» Далее подписи.

Выводы: здание храма и прилегающую территорию передали приходу, срок аренды у ВХНРЦ кончился, мало того, функционирование центра в здании храма было запрещено Госсанэпиднадзором еще за год до окончания срока действия арендного договора, а «воз и ныне там»! Прослеживается только одна проблема, которую за все эти годы так и не смогли решить — предоставление нового помещения реставрационному центру для переезда. Как следует из документов, ВХНРЦ предоставлялись три помещения для переезда: на ул. Дурова, на ул. Радио и даже совсем рядом, по ул. Большая Ордынка, д. 40, стр. 6. Но ВХНРЦ от переезда отказался. Терпеливые прихожане решили пойти на компромисс — 6 сентября 2001 года выдвинули предложение о совместном использовании здания, т. е. приход проводит богослужения на втором этаже храма, а реставрационный центр продолжает функционировать на первом. Но директор центра А.П. Владимиров отклонил и это предложение.

В связи с вышеприведенными фактами давайте подумаем — КТО же все-таки и КОГДА «захватил» помещение храма. И сделаем выводы. К тому же, называя проведение молебна «захватом», можно договориться до полного маразма, потому что согласно российским законам на нынешний день НИ ОДИН из находящихся в пользовании Русской Православной Церкви храмов ей не принадлежит, и верующие, приходящие в любую церковь помолиться, каждый раз ее «захватывают"…

Такая небольшая деталь. Пока приход терпеливо ожидает переезда ВХНРЦ, богослужения проводятся в бывшей конюшне, переделанной под храм. Данное помещение для проведения богослужений не предназначено, зимой люди мерзнут и болеют.

А теперь рассмотрим непосредственно сам «захват». 2 августа 2004 в праздник Илии Пророка прихожане вошли в притвор храма для совершения праздничного молебна. Помещение храма в присутствии охранника и представителей обеих сторон было опечатано. Прихожане в помещение храма, где непосредственно расположен сам реставрационный центр, не входили и находящиеся там ценности не трогали. Директору центра А.П. Владимирову было предложено в кратчайшие сроки вывезти ценности из помещениия, а для сохранности имущества ВХНРЦ территория храма была обнесена колючей проволокой и поставлена охрана, так как были попытки проникнуть в помещение. Теперь в притворе храма проводятся вечерние богослужения и молебны, а литургии служатся в «малом храме», в который превратились бывшие конюшни. А ценности ВХНРЦ ждут вывоза. В установленном порядке. После проведения инвентаризационной описи представителями обеих сторон. Может, именно поэтому имущество ВХНРЦ все еще там…

Хочется добавить, что так же ждут свой храм сестры Марфо-Мариинской обители, что на Большой Ордынке. Как оказалось, проще переселить часть сестер молиться в другое место, чем «попросить» переехать находящиеся там на тех же незаконных основаниях мастерские им. акад. Грабаря…

Перейдем ко второму постулату. СМИ очень подробно рассказывают нам о подвиге реставраторов центра им. акад. Грабаря во времена гонения на церковь, и спасении и сохранении ими многих ценнейших православных святынь. С этим нельзя не согласиться. Но, размышляя о беспримерном мученическом подвиге тех мужественных людей, вдруг вспоминаю о некотором сюжете, снятом несколько лет назад Александром Егорцевым, корреспондентом «Русского Дома», о некоей кощунственной пародии на икону «Тайная вечеря», находившейся в ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря, что в Кадашевском тупике, на которой вместо Господа нашего Иисуса Христа был изображен И.Э. Грабарь, а вместо 12 апостолов — сами реставраторы. Как вы думаете, могут ли люди, написавшие и хранившие эту «картину» в помещении мастерских (в храме Божием!!!), являться преемниками, как утверждает директор центра А.П. Владимиров, тех, кто спасал святыни в годы гонений, порой ценой своей жизни?

Дальше — больше. По многочисленным свидетельствам прихожан Воскресенского храма в Кадашах, неоднократно пытавшихся пресечь подобные кощунства, на крыше южного крыла храма ранее был установлен мангал, а приглашенные центром гости устраивали пикники на церковной территории. И потом, мне, например, непонятно, почему реставраторы, так бережно относящиеся к хранимым и реставрируемым ими церковным ценностям, так ни разу и не удосужились отреставрировать храм, в котором они так долго работают. И почему их совсем не беспокоит, что на крыше церкви шелестят листочками молодые березы, а функционирование ТРЕХ рентгеновских установок и химической лаборатории ускоряет разрушение одного из ценнейших архитектурных памятников 17-го века? В данном контексте хочу добавить, что территорию храма постоянно пытаются оттяпать и другие организации. К примеру, возьмем рытье котлована под казино несколько лет назад (причем именно с той стороны, в которую идет подвижка почв под храмом), когда все здание церкви чуть не съехало в котлован, а колокольня храма стала напоминать Пизанскую башню. К счастью, строительство было вовремя прекращено, но любители «рыть землю» на этом не угомонились и раскопали погост с восточной стороны храма, за алтарем, под прокладку подземных коммуникаций для строящихся по соседству элитных коттеджей. По требованию прихода «раскопки» прекратили, но траншеи остались, «копатели» ждут своего часа, а прихожане собирают кости когда-то похороненных возле храма людей. И еще — в результате передела церковной территории маленькая часовенка — единственная в Москве, освященная в честь воинов, погибших в Первой мировой войне, — оказалась за церковной оградой в собственности частного лица мусульманского вероисповедания, и буквально на днях ее попытались снести.

И третий постулат. Кому-то очень выгодно представить прихожан храма Воскресения Христова в Кадашах во главе с протоиереем Александром Салтыковым некими «раскольниками», сектантами. Но и тут промашка вышла, господа! В светлый праздник Преображения Господня, 19 августа 2004 года, можно было наблюдать следующее: по Большой Ордынке в сторону храма Воскресения Христова в Кадашах шествовала процессия. Это шли на молебен «О возвращении невозвращенных храмов» прихожане расположенной по соседству церкви Святителя Николая в Пыжах во главе с протоиереем Александром Шаргуновым. Вместе с отцом Александром помолиться пришли еще два батюшки и два дьякона из того же храма, а также протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Троицы на Грязех, и два диакона из церкви Николы в Кузнецах. Всего на молебен собралось около 150 верующих из разных храмов Замоскворечья, пришедших молитвенно поддержать приход о. Александра Салтыкова. Около часовни была совершена панихида в память воинов, погибших в Первой мировой войне, и крестный ход вокруг храма. Так что же, еще как минимум три прихода Москвы объявим сектантами? А заодно и Марфо-Мариинскую обитель, направившую письмо в поддержку прихожан Воскресенского храма в Кадашах?

На основании всего вышеперечисленного складывается ощущение, что организованная СМИ травля прихода Воскресенского храма имеет заказной и явно клеветнический характер. На днях на волнах радио «Маяк» Максим Шевченко, якобы «православный» журналист, вещал, что церковь Воскресения Христова в Кадашах — здание, «похожее на храм». И что храм, однажды оскверненный, без переосвящения храмом не является. Видите ли, Максим… Престол храма освящается ЕДИНОЖДЫ. И ВО ВЕКИ — именно тогда ему дается Ангел Хранитель. А каждый год, на Крещение, производится малое освящение храма. Так что храм, независимо от того, отдан ли он под мастерские или разбойничий притон, все равно является ХРАМОМ, святым, намоленным местом. И даже если он снесен до основания, до скончания века Ангелы Божии продолжают служить на этом святом месте литургии.

А пока бунтманы и иже с ними на волнах радио «Эхо Москвы» призывают православных молиться по подвалам, хочу напомнить как самим реставраторам, так и всем, следящим за развитием конфликта, слова пророка Исайи (56,7): «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников».

8.09.04


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика