Русская линия
ИА «Белые воины» Николай Малышев04.12.2006 

Броневые части Северо-Западной армии в 1919 году

На всех фронтах Гражданской войны в России так называемые «технические части» играли достаточно большую роль. Бронированные поезда, автомобили и танки, появляясь на полях сражений, наводили панический ужас на пехотинцев и кавалеристов воюющих сторон — в большинстве своем недавних крестьян, многие из которых никогда не видели даже паровоза.

Вследствие известных причин, войска всех Белых армий никогда не были многочисленны. Поэтому использованию «технических средств борьбы» белым командованием всегда придавалось особое значение. Не составляла исключение в этом плане и Северо-Западная армия.

Наиболее осуществимым в условиях острой нехватки техники, представлялось создание и использование броневых поездов. На базе железнодорожных вагонов и платформ удобнее и быстрее всего возможно было установить орудия и пулеметы, прикрыв их хотя бы импровизированной броней, и придав им таким образом необходимую подвижность и защиту.

К сожалению, отсутствие необходимых ресурсов в полосе армии не позволило добровольцам Северо-Западной армии создать большое количество бронепоездов, образовав из них мощный ударный кулак подобный бронепоездным частям ВСЮР.

В составе СЗА действовало 4 бронепоезда, отбитых у красных, либо построенных собственными силами. Они носили следующие имена:

«Адмирал Колчак», «Адмирал Эссен», «Талабчанин» и «Псковитянин».

В настоящее время до нас дошли лишь отрывочные сведения об их конструкции, вооружении и боевом пути. Из отдельных опубликованных мемуаров участников Белой борьбы на Северо-Западе известно, что белые бронепоезда с честь прошли тяжелый путь от Нарвы до предместий Петрограда и обратно, неизменно содействуя своим войскам огнм и маневром. Их команды состояли из добровольцев-офицеров и солдат тех частей, которыми бронепоезда были отбиты у большевиков (БП «Талабчанин и БП «Псковитянин»); или из офицеров флота, построивших бронепоезда собственными силами.

Пример последнего мы находим в воспоминаниях командира батареи 2-го легкого артдивизиона полковника А.С. Гершельмана (1). Данный эпизод относится по времени к концу июня 1919 года. «В Волосово большое оживление… Против платформы стоит только что созданный БП «Адмирал Эссен». Весь черный, с тремя орудиями и несколькими пулеметами, он производил внушительное и элегантное впечатление. Он был доморощенной конструкции, — броня на нем отсутствовала и была заменена песком, насыпанным между двумя стенками. Благодаря моему близкому знакомству со старшим лейтенантом Качаловым, мне удалось подробно осмотреть броневик. Впереди находилась платформа с рельсами и шпалами для починки пути; эта же платформа предохраняла поезд от фугасов, т.к. первая попадала и взрывала фугас. Дальше платформа с 3-х дюймовым орудием, поставленным на деревянный полукруг, за ней вагон с вышкой для мелкокалиберного морского орудия, внутри вагона картечница, перекатываемая, в зависимости от цели на правую или левую стороны, потом пулеметный вагон, паровоз, и в хвосте снова вагон с пулеметами. Большинство офицеров и команды были моряки, почему и терминология у них была морская: вагон для еды и жилья — кают-компания, наблюдательная вышка командира — боевая рубка, правая и левая стороны поезда — борты. Поезду было много работы по охране Волосово от красных бронепоездов, пытавшихся обстрелять станцию и подходивших со стороны Гатчино и по Мшинской ветке.»

Так обстояло дело с бронепоездами, но Армии были необходимы и бронеавтомобили — как сильное маневренное средство войны вне зоны железных дорог. Особенное значение приобретали бронемашины и потому, что в СЗА было ничтожное количество как «штыков» так и «сабель» — т. е. кавалерии. Ведь при том наступательном стиле ведения боевых действий, которого вследствие своей небольшой численности была вынуждена придерживаться СЗА, подвижность была одной из первостепенных задач.

Поскольку никаких производственных мощностей у белых не было, им оставалось только одно испытанное средство: взять у красных в бою необходимое вооружение.

Захватить бронеавтомобиль, имея лишь винтовки было непростым делом. Тем не менее это случилось: в конце июля 1919 г. у деревни Килли (10 верст северо-восточнее Ямбурга) частями 5-й Ливенской дивизии у красных был захвачен один бронеавтомобиль. По некоторым данным это был тяжелый БА типа «Гарфорд» Путиловского завода, вооруженный 3-х дюймовой противоштурмовой пушкой и 3 пулеметами «Максим». В этом бою русским частям помогали эстонцы, в рядах которых имелся БА «Эстония». Это была самодельная бронемашина, броневая защита которой была набрана из щитов от орудий и пулеметов.

Был в Северо-Западной армии еще один броневик — типа «Фиат-Ижорский», вооруженный 2 пулеметами «Максим» в башнях. Он имел название «Россия» и также принадлежал дивизии Светлейшего Князя А.П. Ливена.

На заключительном этапе борьбы, при отступлении от Петрограда появление броневика «Россия» и его участие в бою, позволило сильно поредевшему Волынскому полку отбить у красных потерянную накануне позицию у дер. Луково, захватив пленных и пулеметы. Но как только бронемашина ушла в тыл, положение вновь изменилось в пользу красных…

Надежда белых солдат и офицеров на помощь союзников стала явью в конце лета 1919 г., когда из Англии в Ревель стали поступать аэропланы, обмундирование, артиллерия. 6 августа прибыли и первые 4 танка типа Mk. V, а через месяц еще 2. Все они были уже достаточно изношены на Западном фронте Мировой войны, вследствие чего надежность их была крайне низкой даже для того времени. Как горько шутили севепро-западники «их танки были первейшего типа — времен войны Филиппа Македонского». Тем не менее английские танкисты под руководством майора Карсона начали обучение русских офицеров управлению танками. Кроме того был создан «танковый ударный батальон» — специальное пехотное подразделение для сопровождения танков в бою. Батальон состоял из 2 рот по 200 человек в каждой. Командовать батальоном был назначен полковник Хомутов, командиром же Танкового дивизиона стал капитан 1-го ранга Павел Оттонович Шишко — доблестный морской офицер, участник японской и прошедшей мировой войн. Осенью 1917 г. будучи командиром эсминца «Гавриил», встал во главе Ревельского морского Батальона смерти, с которым до последнего защищал от немцев Ориссарскую дамбу. (2)

В первых числах сентября танковый дивизион выступил на фронт. Дивизион имел в своем составе 6 тяжелых танков Mk.V. Все они имели собственные имена.

1. «Первая помощь» (по другим данным «Скорая помощь»),
2. «Белый солдат»,
3. «Бурый медведь»,
4. «Освобождение»,
5. «Доброволец»,
6. «Капитан Кроми» (в честь знаменитого британского подводника, воевавшего на Балтике и убитого при штурме английского посольства в 1918 г.).

Впервые белые танки пошли в бой 11 сентября 1919 г. южнее Гдова. Экипажи были смешанными, англо-русскими. В боях также принял участие и Танковый ударный батальон, игравший роль штурмового отряда. После двухнедельного участия в боях дивизион отвели в Нарву для ремонта матчасти и отдыха экипажей, условия работы которых можно смело признать адскими. Хотя три танка были подбиты в этих боях — дебют сочли удачным.

28 сентября 1919 г. наступлением частей 2-го корпуса 1-й и частично 3-й дивизий СЗА на лужско-стругобельском направлении началась первая фаза Петроградской операции, получившей кодовое название «Белый меч». В ней участвовало 8 тыс. штыков, 100 сабель при 24 орудиях и трех танках…. В этот день полки 4-й дивизии князя Долгорукого при поддержке 2 танков перешли в наступление на Струги-Белые. Появление танков ошеломило красноармейцев и они оставили свои позиции. Однако в дальнейшем использование техники на этом участке из-за неудовлетворительного состояния дорог оказалось невозможным. (3)

11 октября 1919 г. в 7 часов утра СЗА повела общее наступление на г. Ямбург. В четырехчасовых боях за обладание Ямбургом принимали участие три танка: «Капитан Кроми», «Первая помощь» и «Бурый медведь». Далее танки следовать не могли: отступившие красные взорвали мосты через реку Луга. Лишь 17 октября после наведения новой переправы весь танковый дивизион по железной дороге был переброшен в освобожденное накануне Гатчино. С 19 по 25 октября танковый дивизион вновь участвовал в боях, содействую наступающим на Царское Село войскам.

24 октября три танка Mk. V при поддержке пехоты и сильного огня белых батарей атаковали позиции красных у дер. Новое Катлино. Ведя орудийных и пулеметный огонь, танки медленно двигались на Царское Село. Две машины с интервалом около 200 м шли впереди и одна в 100 м за ними. Бригада красных курсантов, не выдержала танковой атаки, отошла под защиту своей артиллерии к дер. Перелесино, а 15-й стрелковый полк красных, занимавший позиции у дер. Кискары, бежал к Царскому Селу. У окраины Царского Села, остановленная мощным огнем красной артиллерии, атака захлебнулась. Укрытая в роще у села Красная Слободка латышская батарея прямой наводкой открыла огонь по белым танкам. Был подбит танк «Белый Солдат», а за ним еще один. Третья машина сумела отойти за дер. Перелесино. Красные курсанты, перейдя в контратаку, после упорного сопротивления экипажей захватили оба подбитых танка. Позже добровольцы восстановили положение на этом участке и 25 октября эвакуировали подбитые танки в тыл.

Интересные подробности о боях с танками были обнаружены в советских источниках.

В книге «История латышских стрелков» так описывают бой с танками: «Вечером 25 октября против 5-го особого латышского полка командование белых бросило отборные части пехоты и 2 танка с намерением выбить полк из дер. Большое Кошелево. По сопровождающей пехоте был открыт ружейный и пулеметный огонь, а по танкам — артиллерийский. Первый танк, подбитый артиллерией, остановился, из него вылез водитель, чтобы починить машину, но меткая пуля стрелка сразила его. Второй танк под шквальным артиллерийским и пулеметным огнем повернул обратно. Помощник командира полка Б. Павар в своих воспоминаниях пишет: «Когда мы — командиры и группа бойцов во главе с командиром и комиссаром полка — приблизились к подбитому танку, то увидели, что у него подбиты гусеницы, увидели убитого водителя танка в английской форме. Этот первый подбитый танк рассеял распространившиеся среди воинов нашего и соседних полков слухи о неуязвимости танков вообще».

Подбитый латышскими стрелками белогвардейский танк приезжали смотреть представители Петроградского верховного командования. Его отправили в Петроград и выставили на одной из площадей города. Уцелевший белогвардейский танк с пехотой отошел к дер. Большое Катлино, находившейся недалеко от позиций 5-го латполка. Там танковый дивизион и Семеновский гвардейский полк начали готовиться к новому наступлению. 5-й полк вновь выбил из дер. Б. Катлино Семеновский полк с тремя танками….» (4)

Другой советский источник дает следующие подробности: «В конце октября 1919 г. особенного упорства бой достиг под дер. Онтолово. Белые обороняли северную окраину этой деревни. Когда наши части пошли в атаку, они бросили им во фланг танки. Медленно выползли из-за леса покрытые броней танки «Рикардо» и открыли огонь по нашей пехоте, стараясь выйти ей во фланг. Экипажи танков были из англичан. Белогвардейцы рассчитывали, что неожиданное появление танков внесет замешательство в ряды наших бойцов и даст возможность нанести им поражение. На деле получилось не так. Наши бойцы хорошо знали теперь, что танк страшен лишь для труса и паникера. Они теперь умели против него бороться. Увидя движение танка, курсанты бросились со связками гранат на передний из них, по названию «Бурый медведь». За ними последовали другие бойцы. Белые танки оказались атакованными нашей пехотой. И таков был порыв бойцов, так велика была их воля к победе, что танки отступили перед этим геройским натиском….» (5)

Следует добавить, что в этих же боях участвовали 2 (по другим данным — 3) французских танка «Рено» FT-17. Их с большим неудовольствием, и лишь благодаря давлению французов прислали финны. 17 октября «Рено» выгрузили в Ревельском порту, 20-го они своим ходом прибыли в Нарву, где были сформированы смешанные франко-русские экипажи под командованием французского лейтенанта Д' Арсье. К 23 октября пройдя своим ходом еще 130 км «Рено» вступили в бой в составе ударной группы генерала Пермикина. С их помощью был ликвидирован прорыв обходной группы красных на левом фланге СЗА, у дер.Кипень.

Подавляющее численное превосходство красных, отсутствие в войсках боеприпасов и теплой одежды вынудили обескровленную СЗА к отступлению. Белые были вынуждены вывести в тыл свои танковые части. К началу ноября все танки были в Нарве, а к 18 ноября их перевезли в Ревель. Отступившие в Эстонию войска СЗА были расформированы и разоружены.

В январе 1920 г. англичане передали 2 Mk. V Латвии, 4 других остались у эстонцев, в армии которых они прослужили еще 20 лет. К 1940 г. эти крайне изношенные машины были списаны и хранились на кладах. Но в июле 1941 г. при обороне частями РККА г. Таллин (бывший Ревель) их отремонтировали, вооружив их пулеметами «Максим» и направив их в бой против наступавших на город немцев. На этот раз последний…

Финские же «Рено» 9 апреля 1920 г. отправили назад в Финляндию. Состояние их было плачевным и в 1921 г. финны в качестве компенсации получили от французов 2 новых танка.

Русские танкисты разделили судьбу всех чинов Северо-Западной армии. Их ждала эмиграция…

Примечания

1 Гершельман А.С.В рядах Добровольческой Северо-Западной армии. Т. 1, М: «Военно-Историческая Библиотека Военной Были», 1997. С. 56.
2 Коломиец М., Мощанский И., Ромадин С.Танки Гражданской войны. М: «М-Хобби», 1999.
3 А.В. Смолин.Белое движение на Северо-Западе России. 1918−1920 гг. СПб: издательство «Дмитрий Буланин». 1999. С. 354−355.
4 История латышских стрелков (1915−1920), Рига, «Зинатне», 1972. C. 534−535.
5 Караев Г. Н. Разгром Юденича в 1919 году. М: «Госвоениздат Наркомата обороны СССР», 1940. С. 189−190.


Источники

1 Куприн А.Купол Святого Исаакия Далмацкого. М: «Раритет», 1992.
2 Коломиец М., Мощанский И., Ромадин С.Танки Гражданской войны. М: «М-Хобби», 1999.
3 Российский государственный военный архив, г. Москва.


Опубликовано: Белая Гвардия. Альманах. N 7. Белое движение на Северо-Западе России. М., 2003. С. 207−209.

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика