Русская линия
Псковское агентство информации07.10.2005 

Наместник Псково-Печерского монастыря поставил точку в деле посмертной реабилитации игумена Павла (Горшкова)

Много лет многочисленным туристам в городе Печеры Псковской области рассказывали о сотрудничестве Псково-Печерского монастыря с оккупационным фашистским режимом. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, 6 октября при храме св. благоверного князя Александра Невского в Пскове состоялись традиционные чтения, на которых свое исследование «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в годы Великой Отечественной войны» представил Наместник монастыря Архимандрит Тихон (Секретарев).

Доклад Архимандрита был посвящен реабилитации игумена (1941−1944) Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Павла (Горшкова). Погибший в Сиблаге игумен, был реабилитирован в 1997 году, но реабилитация не была столь громкой, как многолетняя дискредитация монастыря в лице игумена Павла. Отец Наместник в своем докладе, где аргументированно использовались архивные и мемуарные источники, а многие документы были представлены впервые, дал полную картину жизни и деятельности монастыря, и самого игумена Павла, в период оккупации. Игумен Павел (Горшков) 1867 года рождения, с 1884 года — насельник Сергиевой пустыни под Петербургом, с 1888 года был пострижен в мантию и служил 30 лет. Был полковым священником в Северо-западной армии генерала Родзянко, священником в Юрьеве (Тарту), духовником Пюхтицкого монастыря, служил на приходах в Эстонии. Он принял руководство монастырской братией и стал Настоятелем монастыря в первый год войны, уже очень немолодым.

Первые годы войны были такими же трудными для обители, как и период Гражданской войны, но в игумене жила надежда на помощь Покровительницы монастыря, Богородицы — Игуменьи Небесной, и в одном из писем он напишет, что братия поражена Ее заботой о монастыре.

В своем докладе Отец Наместник представил документы, рассказывающие о помощи монастыря голодающим больным и престарелым в Пскове, куда братией были отправлены подводы с картофелем, хлебом, мукой, крупой, собранными через монастырь православным народом. Много лет спустя, после войны открылись сведения о том, что насельники монастыря помогали военнопленным и партизанам, военные разведчики находили приют в монастырских Богомзданных пещерах. Православные, молящиеся в монастыре в то тяжелое время, вспоминали патриотические проповеди игумена Павла, и его помощь слабым духом. Слухами земля полнится, но никто и никогда не говорил в Печерах о предательстве монастыря. Основная же работа монастырских насельников была молитвенной и состояла в трудах послушания.

Псково-Печерский монастырь хранил в Ризнице вклады жертвователей, среди которых были русские Цари и Императоры. Сокровища Ризницы, в основном, представляли собой уникальные по красоте предметы Богослужения. На Ризнице были три печати: советская, монастырская и немецкая, и ни Ризничий Серафим (Розенберг), ни игумен Павел не входили в Ризницу, и считали это за благо. Архимандрит Тихон рассказал историю эвакуации монастырской Ризницы в Германию в 1944 году. На что пойти братию и ее руководителя вынудила бомбардировка монастыря, и, как потом вспоминал летчик, участник этой бомбардировки, монастырь бомбить не собирались, но вследствие плохой видимости авиационные бомбы попали на территорию монастыря, правда, пощадив его храмовые строения. Братия подчинилась распоряжению гебитскомиссара, и Ризница покинула территорию монастыря. Что вызвало сильное сокрушение игумена Павла: «Не нахожу себе места и покоя ни днем, ни ночью. В ушах все время одни и те же слова: пять столетий хранила братия сокровища, а ты, Павел Горшков, позволил их увезти из монастыря».

В начале семидесятых годов Ризница была возвращена монастырю, принимал ее сокровища все тот же Ризничий отец Серафим.

По окончании военных действий, игумен Павел и братия решили отдаться на волю Божию и остались в монастыре, стали молиться иконе Божией Матери Смоленская в ее праздник 10 августа, и на следующий день в Печеры вошли советские войска. Победителей монастырь встречал колокольным звоном, а игумена Павла советские партийные руководители района приглашали на митинги и праздники в честь Победы.

Но 17 октября 1944 года Настоятеля обители арестовали. Был нарушен основной закон следствия — закон презумпции невиновности, и обвинение было построено только на самооговоре игумена Павла, измученного многочасовыми допросами, больного и немощного старого человека. Как показывает реабилитационное заключение, трибунал прошел без государственного обвинителя, защитника и свидетелей. Настоятель был приговорен к 15 годам заключения по статье 58, пункт 1а — за антисоветскую деятельность. И братия не знала, что игумен Павел был жив до 1950 года, он умер в Сиблаге. Его дело не подлежало пересмотру, но попытки реабилитации начал фронтовик, Наместник монастыря Архимандрит Алипий (Воронов), помогал делу возвращения честного имени игумену Епископ Зарайский, а ныне Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, журналистка Светлана Галаева и др.

Эксперты — следователи в деле о реабилитации Настоятеля заключили, что никакой антисоветской деятельности игумен не вел, но не принимал политики советской власти в отношении Церкви, то есть Настоятель Павел (Горшков) был мучеником и исповедником за Христа, и пострадал за веру к Богу. Монастырь получил справку о реабилитации своего игумена Павла от 7 марта 1997 года за номером 13−15−90.

На Александро-Невских чтениях при храме благоверного Князя была открыта эксклюзивная выставка редких фотографий насельников монастыря довоенного и военного периода, а также фото монахов, участников Великой Отечественной войны, о которых также шла речь на Чтениях.

Епархиальная информационная служба напоминает, что в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре более пятисот лет непрерывно длится молитва. Монастырь никогда не закрывался властями, в том числе, и находясь на территории буржуазной Эстонии, в период с 20-х по 1940-й годы.

http://informpskov.ru/news/23 832.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика