Русская линия
ОВЦС МП14.02.2006 

Ответы Руководства Эстонии на обращение Священного Синода по вопросу о биометрических данных

6 октября 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил принять Обращение к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии о мерах по обеспечению электронного учета и идентификации граждан, включая выдачу удостоверений личности нового образца.

Руководство Эстонии откликнулось на обращение Священного Синода. Служба коммуникации ОВЦС публикует ответы Премьер-министра Эстонии Андруса Ансипа и председателя Конституционной комиссии Государственного собрания Эстонии Урмаса Рейнсалу. Орфография оригинала сохранена.

Так, в ответном послании Премьер-министра Эстонии Андруса Ансипа, направленном в адрес Предстоятеля Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия, говорится:

«Благодарю Вас и Священный Синод за обращение.

Священный Синод Русской Православной Церкви выразил в своем обращении озабоченность тем, что использование биометрических данных в документах, удостоверяющих личность, может затрагивать права и свободы человека. Разрешите мне сделать обзор существующего положения о применении биометрических данных в паспортах и документах передвижения, выдаваемых в государствах-членах Евросоюза, а также разъяснить, каким образом в Эстонии и Евросоюзе юридически гарантируется защита основных прав и свобод при обработке личных данных, в том числе и биометрических идентификаторов.

13 декабря 2004 года Совет Евросоюза принял указ, обязующий государства-члены включить в документы передвижения биометрические параметры и установить минимальные защитные требования к паспортам и документам передвижения. Целью применения биометрии в документах передвижения является создание достоверной связи между законным пользователем документа и документом, повышая тем самым безопасность государства и граждан. Такими мерами, прежде всего, усиливается контроль над лицами на внешних границах ЕС, что дает возможность лицам, путешествующим легально, удобнее пересекать границы, а использование фальшивых документов выявлять более успешно.

Согласно 2-му пункту 1 статьи вышеуказанного указа, государства-члены обязаны использовать два обязательных биометрических идентификатора — черты лица и отпечатки пальцев, которые будут электронно внесены на микрочип. Технические спецификации носителя биометрических данных и его защиты (в том числе для обеспечения неправомерного доступа к данным) определяются на уровне Европейского Союза. Мы можем подтвердить, что биометрический паспорт не будет снабжен устройством, позволяющим определить местонахождение человека. Против чтения и/или копирования данных с чипа существуют много специальных защитных мер.

Разделяю мнение, что личные данные должны быть защищены, в том числе и от своеволия государства, В? 42 конституции говорится „Государственные учреждения, местные самоуправления и их должностные лица не в праве против воли гражданина Эстонии ни собирать, ни хранить сведения об его убеждениях“. В Эстонии защита основных прав и свобод человека при обработке личных данных гарантируется как директивой Совета Евросоюза, так и внутренними законами (в Эстонии — Закон о защите личных данных, Закон о базах данных, Закон о документах, удостоверяющих личность и др.) Исходя из принципа целесообразности обработки личных данных (личные данные можно собирать только для достижения определенных и правовых целей, обрабатывать эти данные методом, несоответствующим этим целям, нельзя) и принципа минимума (т.е. личные данные можно собирать только в том количестве, которое необходимо для цели сбора). Лицо, желающее получить информацию о том, какие данные о нем хранятся в электронном виде, может обратиться с заявлением в Департамент гражданства и миграции или просмотреть свои данные в портале гражданина. В связи с применением биометрических данных в документах, удостоверяющих личность, согласно объяснительной записке к проекту изменения Закона о документах, удостоверяющих личность, в Эстонском правовом пространстве ограничивается обработка данных, собранных при выдаче документа, и разрешается эта обработка только тому административному органу, который уполномочен контролировать действительность документа. Обрабатывать соответствующие данные предоставляется право только для проверки действительности документа и опознания личности. Дополнительно предусматривается возможность лично проверять достоверность биометрических данных, внесенных в документ. Если человек считает, что при обработке личных данных нарушаются его права или ограничивается свобода, у него есть право обращаться в органы надзора над защитой данных или в суд. Законом также установлены санкции за нарушение требований закона об обработке личных данных.

В сопроводительном письме Вы ссылаетесь на тот факт, что личный код печатается на лбу лазерной фотографии, и выражаете желание найти альтернативу. Вопрос в таком виде доходит до Правительства Республики впервые. При составлении описания нового биометрического паспорта Министерство внутренних дел анализирует все поступающие вопросы и предложения и, по мере возможности, учитывает их. В то же время приходится считаться с тем обстоятельством, что количество данных и общее расположение их регулируется международными стандартами — (решение Европейской Комиссии от 28 февраля.2005 г. К (2005) 409, которое предусматривает технические описания относительно биометрических стандартов и защитных элементов на выдаваемых паспортах и документах передвижения; ICAO Doc „Machine Readable Travel Documents“ Part 1 „Machine Readable“ Passports Fifth Edition — 2003)».

Так же в адрес митрополита Корнилия поступило ответное письмо председателя Конституционной комиссии Государственного собрания Эстонии Урмаса Рейнсалу. В тексте письма, в частности, говорится:

«Подобно поднятому Вами вопросу о защищенности использования базы данных, включающих информацию о личной жизни, конституционная комиссия считает, что деликатные личные данные можно собирать только с определенной целью, и при обработке этих данных необходимо применять повышенные меры безопасности. Поэтому конституционная комиссия планирует в ближайшем будущем посвятить заседание сугубой защите личных данных.

Согласно закону о личных документах (РТ I 1999, 25, 365; 2004, 28, 189) постоянно пребывающие в Эстонии граждане Эстонии и постоянно проживающие в Эстонии иностранцы с действующим видом на жительство, должны иметь удостоверение личности. Законом предусмотрен один обязательный личный документ и им является удостоверение личности. Паспорт гражданина Эстонии является документом передвижения для перехода государственной границы. На удостоверении личности имеется сертификат, позволяющий дигитальную идентификацию, а также сертификат, позволяющий дигитальную подпись. При выдаче удостоверения человек, которому выдается удостоверение, информируется о сроке действия сертификата, написанном на удостоверении. У личности есть возможность отказаться от получения сертификата и пользоваться таким видом удостоверения личности, с которым нельзя совершать дела в электронном пространстве. Мы уверены, что необоснованным является страх, что удостоверению добавляется чип или устройство, позволяющее определить местонахождение человека и производить слежку.

Мы согласны с Вами, что человек должен иметь право ознакомиться с информацией, собранной о нем государством. Это право гарантируется ему возможностью зайти на веб-страницу портала гражданина или непосредственно обратиться в Департамент гражданства и миграции.

Вас волнует, что в новых паспортах эстонских граждан или т.н. европаспортах (далее: паспорт) личный код человека напечатан на лбу фотопортрета. По данным Министерства внутренних дел количество данных, внесенных в паспорт и общее расположение их регулируется международным стандартным решением Европейской Комиссии 28.02.2005 N К (2005) 409.

Благодарим Вас, что обратили внимание на важные для нас вопросы и надеемся, что они решатся удовлетворительно для всех сторон».

http://www.mospat.ru/index.php?page=29 612


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика