Русская линия
Русская линия23.04.2008 

Без решения церковного вопроса объединение Кипра невозможно
Кипрская Православная Церковь готовит иск в Европейский суд против Турции по поводу уничтожения религиозного наследия на Северном Кипре

КипрКипрская Православная Церковь приняла решение обратиться в Европейский суд по правам человека с иском против Турции по поводу уничтожения религиозного наследия Кипра в оккупированных турками северных районах острова, сообщает Regions.ru. Предстоятель Кипрской Церкви Архиепископ Хризостом заявил, что уже обратился к адвокатам с просьбой «подготовить иск, и они сейчас заняты регистрацией всей недвижимости, принадлежащей Церкви, в земельном кадастре». Отметим, что с момента вторжения турок на остров в 1974 году на острове были осквернены около 55 храмов, уничтожены или расхищены и распроданы на черном рынке, по разным подсчетам, 15−20 тысяч икон. Практически все храмы Северного Кипра разрушены, разорены, некоторые превращены в мечети, казармы, склады, морги или силосные башни.

Ученый-тюрколог, ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, кандидат исторических наук Александр Сотниченко рассказал «Русской линии» о нынешней ситуации на Кипре. «На самом деле никогда никаких конфликтов между православными и мусульманами ни на Кипре, ни в Турции практически не было. Конфликты были между греками и турками. Та конфликтная ситуация, которая возникла на Кипре, является следствием, скорее, не религиозных различий, а национализма. На Кипре конфликты начались после того, когда остров получил независимость. И это было связано, прежде всего, с тем, что англичане ввели такую систему управления на Кипре, при которой подчеркивалось неравноправие двух общин, турецкой и греческой. Что, естественно, побуждало представителей и той и другой стороны идти не на компромиссы, а требовать себе всяческих преференций», — отметил эксперт.

Вместе с тем А. Сотниченко напомнил, что недавно на Южном Кипре к власти пришла партия AKEL, которая «имеет очень прочные связи с Кипрской Православной Церковью». «Ее лидером в свое время был Предстоятель Кипрской Церкви архиепископ Макарий, который также был первым президентом Кипра. Он пытался наладить положительные отношения между двумя общинами. И сейчас эта партия по-прежнему выступает за диалог между греческой и турецкой общинами Кипра. После прихода к власти этой партии создалась благоприятная ситуация для улучшения взаимоотношений между северной и южной частями Кипра вплоть до объединения острова», — считает ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока.

Александр СотниченкоИменно с процессами объединения острова, по словам ученого, связаны попытки Кипрской Православной Церкви добиться решения вопросов, связанных с возвратом ее недвижимости, находящейся на Северном Кипре. «В этих условиях владыка Хризостом и поставил вопрос относительно церковной собственности, которая осталась на Северном Кипре. Действительно, многие православные храмы были осквернены и многие церковные ценности были расхищены, вывезены и проданы на черном рынке. До сих пор многие храмы стоят пустые, заброшенные и разрушенные. Решение этого вопроса, пожалуй, является камнем преткновения в отношениях между общинами. Поэтому от него будет зависеть очень многое», — уверен эксперт.

Политолог напомнил, что в прошлом году на Кипре был проведен референдум по вопросу объединения острова. При этом на турецкой части более 75% населения проголосовало за объединение острова, а на греческой большинство проголосовало против. «Кипрская Православная Церковь также выступала против объединения, настаивая на возвращении турками церковного имущества. Очевидно, что на этих условиях далеко не все турки захотят объединяться, поскольку это вынудит их пойти на имущественные компромиссы. Греки, возможно, также вынуждены будут отказаться от части своей собственности на севере острова, а турки соответственно должны будут передать какую-то собственность грекам. Однако, я надеюсь, обеим сторонам удастся решить эти проблемы. Ведь правительство турецкой части Кипра выступает за объединение острова также, как и правительство греческой части острова. В целом отмечу, что хотя объединение в самое ближайшее время все же не произойдет, процесс, судя по всему, будет запущен, и он обязательно принесет свои плоды», — уверен А.Сотниченко.

Вместе с тем, по его мнению, не следует забывать некоторые уроки из истории Кипра. «Ранее в середины ХХ века Кипрская Православная Церковь была сторонницей идеи энозиса, движения за присоединение Кипра к Греции. Эта идея была особо популярна в 60-е года ХХ века и предполагала, что турки либо будут насильственным путем выселены в Турцию, либо будут пользоваться на территории Кипра правами меньшинства. Теперь реализация этой идея практически невозможна. Поэтому если объединение Кипра все-таки произойдет, то обе общины будут пользоваться более или менее равными правами. Это, разумеется, греков вряд ли будет устраивать в полной мере. Сейчас они требуют, чтобы турки заплатили им за годы оккупации, а их действия были осуждены мировым сообществом», — заметил тюрколог.

«Повторю, сейчас эта идея неактуальна и ее реализация практически полностью исключена. События могут развиваться по двум сценариям: либо сохраниться status quo и Кипр останется разделенным, либо он объединится в единое государство. Но тогда возникнет вопрос о статусе общин на этом острове. Греки выступают против объединения на условиях равноправия. Их можно понять, во-первых, на Кипре турок гораздо меньше, чем греков. Во-вторых, Церковь считает турок виновными в разделении Кипра, в разрушении и осквернении православных церквей и уничтожении церковных ценностей. Поэтому при обсуждении вопроса об объединении Кипра дискуссия будет ввестись вокруг статуса общин и вокруг собственности на Северном Кипре», — заключил Александр Сотниченко.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика