Русская линия
Русская линия13.05.2008 

Иерей Алексий Мороз: Матерные слова вызывают мутации на генетическом уровне
Петербургский священник прокомментировал результаты опроса ВЦИОМ о высокой степени распространенности мата в России

Отец Алексий Мороз«Причина столь широкой распространенности мата в России — это общее отпадение народа от Бога, бездуховность людей и даже определенная демоническая увлеченность нашего народа. Это результат воздействия СМИ, которые направляют людей к гедонистическому образу жизни, всячески рекламируют похоти и страсти, и человек, который живет страстями, постепенно начинает выражать свои мысли соответствующим языком», — заявил в интервью «Русской линии» руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение» кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз, комментируя данные опроса ВЦИОМ о том, как часто россияне используют в повседневной жизни тот или иной сленг, ненормативную лексику, цитаты, пословицы и т. п., следует ли защищать чистоту русского языка и каким образом.

Согласно исследованию, большинство россиян используют в повседневной жизни пословицы, поговорки, крылатые выражения (так поступает 81% опрошенных); цитаты из литературных произведений, кино, слова из песен (66%) и, ненормативную лексику, мат (61%). Каждый второй (52%) говорит на распространённом в его регионе диалекте русского языка. Реже применяют профессиональный сленг, употребляют иностранные слова (по 43−44%), архаизмы; высокий стиль (по 32−35%), используют компьютерный (29%), блатной (20%) и Интернет-сленги (13%).

Намеренные искажения слов и использование жаргонных слов и выражений раздражают 46−47% респондентов, в их числе 20−21% не скрывают своей неприязни, остальные 24−26% не выказывают раздражения. Менее болезненно обществом воспринимаются злоупотребления иностранными терминами и ненамеренные ошибки в письме или речи, это вызывает негативную реакцию у 35−38% опрошенных, в их числе 13−14% не прячут свои чувства.

Целенаправленную борьбу за чистоту русского языка вести нужно, — полагают 78% респондентов, не видят в этом необходимости только 11%, и ещё столько же затрудняются с оценкой. Респонденты с высшим и незаконченным высшим образованием относятся к чистоте языка более «трепетно» (среди них 81% считает, что за это нужно бороться; в том числе 47% безусловно «за»), чем остальные опрошенные, особенно с образованием ниже среднего (в этой группе 77% высказываются за подобную борьбу, в том числе безусловно «за» только 30%).

Для того, чтобы защитить русский язык, необходимо более глубоко изучать его в школе (отмечают 21% респондентов); кроме того, надо ввести цензуру в СМИ (9%); ввести запрет на использование ненормативной лексики в общественных местах; правильно говорить в семье; прививать любовь к русскому языку детям (по 5−6%); больше читать русскую литературу; запретить искажения русских слов; не использовать иностранные слова (2−4%). Свыше половины опрошенных (55%) затрудняются назвать меры, которые бы обеспечили наиболее эффективную защиту чистоты русского языка. Язык необходимо оберегать, за чистоту языка нужно бороться всеми доступными средствами, — полагают более половины опрошенных — 57% (среди тех, кому за 60 лет, эта идея особенно популярна — 63%). Порядка трети респондентов (35%), напротив, считают, что язык всегда отражает реальную ситуацию в обществе, и должен развиваться самостоятельно, без вмешательств с чьей-либо стороны.

Заимствования из других языков, жаргонизмы наносят ущерб русскому языку, отмечают 63%. Четвёртая часть респондентов — 24% - полагает, что такие заимствования обогащают язык (среди молодёжи 18−24 лет этой точки зрения придерживается каждый третий — 32%. Государство должно следить за чистотой русского языка, принимать меры, бороться, — считает 61% респондентов (от 53% среди молодёжи 18−24 лет до 68% среди опрошенных 60 лет и старше). Не согласны с этим утверждением 29% респондентов, по мнению которых язык не подлежит государственному регулированию.

У нас не матерятсяОтец Алексий Мороз отметил, что матерные ругательства уходят своими онтологическими корнями в далекое прошлое, в языческую Русь, в те времена, когда люди придерживались фаллического культа. «До сих пор при раскопках, в частности, в Новгородской епархии, находят предметы этого культа. Когда поклонялись этим предметам, произносили всяческие заклинания, и эти заклинания по своей сути являлись матерными ругательствами. Как мы знаем из Псалтири — боги язычников — суть бесове. То есть в этих изображениях жили эти бесы, которым поклонялись люди, прося у них плодородия, благословения и т. д. Иными словами, мат — это своего рода заклинания. Затем этот культ ушел в прошлое, исчез, но обрывки его остались в виде матерных ругательств. Поэтому, когда человек начинает их произносить, он совершает особого рода мистический, фактически он призывает демонические силы к себе, на себя и на тех, кто вокруг него», — отметил священник.

Батюшка обратил внимание на то, что мат чаще всего присутствует «в злачных местах, в уголовных компаниях, в сборищах наркоманов, пьяниц, в лагерях, то есть там, где есть засилье зла, и где сатана в прямом смысле слова правит бал». «Вот оттуда, благодаря падению духовности людей, волна матерщины стала распространяться на все наше общество. И люди, которые далеки от веры, от Бога, от духовности, но ближе, по своей страстности, к миру падшему, демоническому, — они эти слова очень активно употребляют. В результате употребления этих слов и призывания этих инфернальных сил они не только открываются для воздействия этих сил — они загрязняют души окружающих людей и вызывают на них эти негативное воздействие».

Поэтому, по мнению священнослужителя, от мата можно избавиться только одним способом: «Приближаясь к Богу, человек просветляет свой ум, душу и сердце, человек отбрасывает от себя все гнилое, грязное и нечистое и перестает ругаться. В Священном Писании сказано, что никакое гнилое слово да не исходит из ваших уст, и сказано, что от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься, и за каждое праздное слово, которое скажут люди, понесут они ответ в день Страшного суда. Вот как велико значение слова и его воздействие на окружающий мир».

При этом он отметил, что если «говорить о слове, то оно имеет и дух, и душу, и тело». «Дух слова — это тот дух, который заключен в самом человеке — это будет или дух, который направлен к Богу, дух благодатный, или же дух демонический. Душа слова — это эмоциональные чувства, а тело слова — это его информационная структура, его словесное выражение. И поэтому, безусловно, когда человек говорит глубокие и искренние слова, он и душой и сердцем может возноситься к Богу, плодотворно воздействуя на людей и окружающую среду. Недаром в народе говорят, что словом можно убить или воскресить человека. Когда человек говорит грязные, злобные слова, он выпускает негативную энергию и разрушительно воздействует как на окружающих людей, так и на самого себя. Последние научные исследования показали, что слово, оказывается, воздействует и на генетический аппарат человека; в частности, матерные слова могут вызывать различные мутации на генетическом уровне, провоцируя различные, в том числе, и раковые заболевания», — предостерег иерей Алексий Мороз.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика