Русская линия
Московский журнал Галина Аксенова01.06.2004 

«Непревзойденный рассказчик»

Имя Клавдия Васильевича Лебедева, художника-передвижника, мастера жанровых картин и исторических композиций, представителя русской реалистической школы живописи рубежа XIX—XX вв.еков, сегодня мало кому известно. О нем знают в основном только те, кто хорошо знаком с творчеством архитектора Константина Тона, ибо возведенный по проекту последнего Вознесенский собор в Ельце расписывал именно Лебедев. Единственная небольшая книжечка, посвященная ему, вышла в 1948 году1.
Родился К. В. Лебедев 16 октября 1852 года в крестьянской семье. Занятия отца церковной живописью, как думается, определенным образом повлияли на выбор мальчиком жизненного пути, и это, пожалуй, все, что можно сказать достоверного о детской и юношеской поре будущего художника. В начале 1870-х годов он поступил в Строгановское училище, в 1875 году перешел в Училище живописи, ваяния и зодчества, где в то время преподавали И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, В. Г. Перов, В. Е. Маковский. Любимым учителем Клавдия Лебедева стал Перов, а ближайшим другом и сподвижником — Маковский. Огромную роль в его творческой судьбе сыграл представитель академической школы рисования Е. С. Сорокин, уроки которого заложили основы последующей славы Лебедева как одного из лучших рисовальщиков своего времени и великолепного книжного графика.
Годы учебы совпали с началом проведения по инициативе В. Г. Перова регулярных ученических выставок. Выставка 1877 года, первая среди них, стала первой и в жизни Клавдия Васильевича.
70 — 80-е годы XIX века в русском искусстве ознаменовались всплеском интереса к отечественной истории, стремлением осмыслить ее в художественных образах. Исторический жанр становится преобладающим и в творчестве К. В. Лебедева. Его привлекает яркий колорит древнерусской жизни, красочность нарядов, архитектура наших старинных городов, эпические характеры людей далекого прошлого. Созданная в 1880 году, то есть еще в ученические годы, картина «Молодой боярин за столом» никоим образом не свидетельствует о желании молодого автора противопоставить что-либо оригинальное установкам небезызвестного В. Г. Шварца, призывавшего с буквальной точностью копировать поддающиеся изучению реалии воспроизводимой эпохи. Но уже за картину «Выход боярышни из церкви», отмеченную куда большей самостоятельностью видения, художник получил большую серебряную медаль.
Особый интерес вызывали у Лебедева XVI—XVII вв.ека. Ими навеяна «Боярская свадьба» — первое его большое историческое полотно, демонстрировавшееся в 1884 году на XII выставке передвижников. Критика оценила картину неоднозначно. «Санкт-Петербургские ведомости» писали, что представленные здесь «типы невозможны, безобразны до крайности, на них противно смотреть». В. В. Стасов, напротив, посчитал самым привлекательным в «Боярской свадьбе» именно «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные». По мнению О. Сопоцинского, художник «предстал в этой картине как законченный мастер исторической жанровой сцены"2. Имя Лебедева приобретает известность. В 1888 году Константин Савицкий в письме В. М. Васнецову, размышляя о развитии исторического жанра, отметил, что «москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что большие вещи можно ждать от Лебедева».
Такой «большой вещью» стало полотно «Уничтожение новгородского веча», впервые показанное публике в 1891 году на XIX выставке передвижников. Затем, в 1894 году, появилась картина «Полонянник», исполненная по мотивам рассказа Н. А. Полевого «Русский полонянник» из времен монголо-татарского ига. В этом же ряду стоят «Угощение шута» (1892), «Дурка» (1892), «В Московском приказе XVII в.» (1898), «Отдохнул» (1900), «К боярину с наветом» (1903).
Среди произведений К. В. Лебедева, посвященных крупным событиям и деятелям русской истории, особо выделяется «Смерть царя Федора Алексеевича», за которое автор в 1897 году удостоился звания академика. Далее последовал живописный цикл, изображающий Петровскую эпоху: «Царевич Петр Алексеевич и дьяк Зотов» (1903), «Прощание царицы Н. К. Нарышкиной с братом Иваном перед тем, как выдать его стрельцам» (1908), «Петр I в Саардаме» (1908). В 1911 году исторические работы Клавдия Васильевича были литографированы и изданы в виде альбома.
О. Сопоцинский отмечает, что «картины К. В. Лебедева «обладают одним очень ценным качеством — возможностью быстро прочесть композицию. Зритель, даже не зная заглавия, легко улавливает нить рассказа. Малейшая деталь является в картине необходимой и не становится лишней»; Лебедев, по словам исследователя, «непревзойденный и увлекательный рассказчик"3.
Будучи членом Товарищества передвижных выставок, Клавдий Васильевич не остался в стороне от известного пристрастия художников этого круга к жанровой живописи, ограничившись здесь, правда, весьма скромными по замыслу и формальным приемам работами, что, однако, не помешало ему достичь в них весьма широкого социально-бытового обобщения. Таковы полотна «К сыну» (1894), «На родине» (1897), «Что-то случилось», «В церкви», «Иконописец» и другие.
Главным событием в творческой биографии К. В. Лебедева стала роспись Вознесенского собора в городе Ельце (совместно с товарищем по передвижническому цеху академиком Алексеем Ивановичем Корзухиным). Над реализацией елецкого проекта Константина Тона, известного авторством храма Христа Спасителя в Москве, трудился с 1845 года архитектор Александр Каминский. В 1877 году начались штукатурные работы, а потом за дело взялись художники. Поистине титаническая работа длилась шесть лет.
Своеобразным продолжением этой работы можно назвать создание К. В. Лебедевым иллюстраций к библейским книгам. В итоге появился целый цикл произведений, отлитографированных и изданных в начале XX века4.
Со временем иллюстрирование книг начинает занимать все более заметное место в творчестве художника. Среди первых известных его опытов в данной области — иллюстрации к ряду рассказов из «Записок охотника» И. С. Тургенева, датированные 1883−1884 годами. Выполненные с большим мастерством и глубоким пониманием поэтичности тургеневской прозы, они вызвали столь широкий интерес у читающей публики, что почти сразу же были изданы в виде отдельного альбома, обложку которого весьма оригинально оформил сам Клавдий Васильевич. До сих пор иллюстрации Лебедева к «Запискам охотника» признаются непревзойденными.
В оформлении знаменитого многотомного издания Н. И. Кутепова «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси» наряду с такими прославленными мастерами, как И. Е. Репин, В. А. Серов, А. П. Рябушкин, принимал достойное участие и К. В. Лебедев. Второй том открывался выполненным им фронтисписом «Выезд Царя Алексея Михайловича (…) из Спасских ворот г. Москвы». Замечательны и другие его произведения, помещенные в «Царской охоте»: «Отведывание» соколов под селом Коломенским стольником и московским ловчим А. И. Матюшкиным послу Римского императора Леопольда барону Маейербергу», «Пожалование из рядовых сокольников в начальные в присутствии Царя Алексея Михайловича», «Вечер на Измайловском потешном дворе г. Москвы в начале XVIII столетия», «Привоз и сдача подсокольничему соколов на Семеновском потешном дворе г. Москвы холмогорскими помытчиками в конце XVII столетия», «Обучение соколов. «Выноска и справка» на Семеновском потешном дворе г. Москвы кречетниками и сокольниками».
Глубокое знание отечественной старины и книжных традиций Древней Руси позволило К. В. Лебедеву талантливо проиллюстрировать ряд произведений известного русского писателя Н. А. Полевого. В конце 1890-х годов Клавдий Васильевич иллюстрирует и оформляет исторические произведения Общедоступной библиотеки А. Д. Ступина. Тогда же он становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем профессором натурного класса Высшего художественного училища при Санкт-петербургской академии художеств, действительным членом которой был избран в 1906 года5.
Умер Клавдий Васильевич Лебедев 21 сентября 1916 года. Последняя его работа — картина «Иван Грозный» — осталась неоконченной.
1. Сопоцинский О. Клавдий Васильевич Лебедев. М.- Л., 1948.
2. Сопоцинский О. Указ. соч. С. 10.
3. Там же. С. 20−21.
4. Лебедев К. В. Картины по Священной истории Ветхого Завета. М., 1911−1912. Вып. I-V. Лебедев К. В. Альбом картин, посвященных истории Нового Завета. М., 1916.
5. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств: 1764−1914. СПб., 1914. Ч. I. С. 282.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика