Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России

  • Николай Каклюгин     31.03.2009 23:11

    Цитата:
      Это - цитата из книги, рассказывающей о деятельности ОЧЕНЬ УВАЖАЕМОГО православного общества трезвости.  


    Это цитата из труда 2005-го года. Написана в Санкт-Петербурге Владимиром Цыганковым, если не ошибаюсь. Их более свежий взгляд на проблему, описан в одном из моих предыдущих сообщений - Николай Каклюгин; 31.03.2009 11:10. Но в любом случае - это не православная переработка программы "12 шагов". Это попытка в 12 ступенях показать возрастание в Боге на основании святоотеческого Предания и фундаментальных основ Православия. Американская секта "Оксфордская группа" и последователи её идей - "Анонимные Алкоголики" со своей подделкой под христианское религиозное учение здесь ни при чём.

    Цитата:
      Можно ли назвать это сходство (например, в 5 шаге-ступени) ПРОСТЫМ СОВПАДЕНИЕМ?  


    Нет, конечно. Это совершенно легко объяснимо.

    Трижды прав священник Максим Плетнёв, духовно окормляющий известный "12-тишаговый" реабилитационный центр для наркозависимых "Мельничный Ручей", что в Санкт-Петербурге. В своей аналитической статье "Программа "12 шагов" как религиозное явление" он так описал результаты исследования этой рождённой в США в 1937 году технологии трезвения:

    "Неправда ли поражает соседство заявлений: "мы не связаны с религией", с высказываниями: "составляя нашу книгу, мы молились", или "наша программа представляет собой ряд духовных принципов". Не могу не привести еще одну цитату – это вторая традиция АА: "В делах нашей группы есть только один высший авторитет – Любящий Бог, в том виде, как Он может выразить Себя в нашем групповом сознании. Наши лидеры всего лишь облеченные доверием исполнители, они не руководят нами". А кто руководит? Исходя из текста второй традиции, выходит, что "Любящий Бог".

    Невольно приходишь в недоумение. Вроде перед нами определенное религиозное движение. И в тоже время участники этого движения отрицают свою религиозность.

    Обратимся к истории АА. Воспользуемся фрагментами официальной истории АА...

    Перед нами предстает определенная религиозная практика. Это видно из истории организации, а так же из современных методов используемых данным сообществом.

    В практике сообщества АА, АН ("Анонимные Алкоголики", "Анонимные Наркоманы") можно обозначить:

    1) иерархичность – единый центр, институт спонсорства (наставничества);

    2) обрядность – молитва, медитация, исповедь (пятый шаг)

    3) заповеди – 12 шагов, 12 традиций;

    4) вероучительные тексты – издания: "Анонимные Алкоголики", "Анонимные Наркоманы", "Большая книга". Но особо отмечу центральную идею 12-шаговой программы, которая убеждает нас в том, что мы рассматриваем своеобразную религию – это обращение к Высшей Силе, к Богу (что является сутью религии). Приведу некоторые цитаты.

    Второй, третий, пятый и одиннадцатый шаги:

    "2. Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

    3. Мы приняли решение препоручить нашу волю и жизнь Богу, как мы Его понимаем.

    5. Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

    11. Путем молитв и размышлений мы старались улучшить свой осознанный контакт с Богом, как мы Его понимали, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого".

    Еще цитата: "В Анонимных Наркоманах мы решаемся отдать нашу волю и нашу жизнь под защиту Бога, как мы Его понимаем… Нам нет необходимости быть религиозными; любой может принять этот шаг". И еще цитата: "Возьми мою волю и мою жизнь. Веди меня по пути выздоровления". Диву даешься, как можно отдать волю и жизнь Богу вне религии?

    Продолжать можно долго. Вполне очевидно, что перед нами определенное религиозное движение, религиозная практика.

    Почему же создатели этого религиозного движения – "отцы основатели" (как их называют последователи) отрицают данный факт?

    Здесь как мне кажется, по меньшей мере, две причины. Первая – это непонимание (возможно искреннее) создателей сообщества АА, АН и их последователей того, с чем они столкнулись, и непонимание это происходит, по всей видимости, от некоторой богословского безграмотности. Вторая причина (впрочем, это только мое предположение, которое я постараюсь аргументировать) более корыстна. Дело в том, что практически с самого начала своей деятельности АА осуществляют свою практику в государственных учреждениях...

    Вообще необходимо обратить внимание читателей на то, что дискуссия о духовном содержании движения АА, АН в США ведется достаточно давно и широко, о чем заморские приверженцы 12-шаговой программы не информируют своих российских последователей. Существует целый ряд изданий посвященных этой теме. Например, такие издания как: Charles Bufe Alcoholics Anonymous: Cult or Cure? 1998. See Sharp Press, (Чарльз Буфе "Анонимные алкоголики: культ или исцеление?") или Ken Ragge More Revealed: A Critical Analysis of Alcoholics Anonymous and the Twelve Steps, 1992. (Кен Рагге "Критический анализ анонимных алкоголиков и 12 шагов")...

    Отмечу, что религиозный характер общества АА со временем меняется. В начале создания сообщество АА мало, чем отличается от Оксфордской группы, основное отличие в том, что собрание Оксфордской группы для всех, а собрания АА только, для алкоголиков. Сообщество АА вобрало в себя все заблуждения в отношении к Богу, Христу и Церкви, которые присущи Оксфордской группе. В дальнейшем АА данные заблуждения не исправили, а приумножили.

    Происходит отказ от Христа, под термином "Бог" больше не подразумевается Бог Нового Завета.
    В начале на собраниях АА молились молитвой "Отче Наш", изучали Библию, особое внимание уделялось "Нагорной проповеди". В дальнейшем появляется программа 12 шагов и молитва "о душевном покое". Ранние издания АА (например "Большая книга") были написаны свободным слогом, предлагающим человеку освобождение. Современные издания имеют характер директив, написанных скорее приказным тоном.

    Сама программа 12 шагов возводится в некоторый абсолют, ей практически присваивается свойство богодухновенности
    : ""Двенадцать шагов" опираются на мудрость и опыт. Их вдохновенный текст можно сравнить с текстом Десяти Заповедей, которые были даны Моисею на горе Синай… И в том и в другом случае человеческие силы были на высшей точке духовного напряжения, когда Дух Божий был рядом, наставляя людей". Неправда ли сравнение впечатляет.

    Часто приходится слышать, что программа "Двенадцать шагов" приводит страждущих в Православную Церковь. Смею утверждать что, 12 шагов ведут не в Церковь. В России участники АА, АН приходят к Православию не потому, что они занимаются по 12 шагам, а потому, что они живут в России. В тех же Соединенных Штатах 12 шагов приведут болящего совсем не к Православию. По свидетельству участников АА, АН большинство занимающихся по данной программе к Истинной Вере не приходят. Многие в результате занятий по 12 шагам могут придти к оккультному сознанию."

    А вы тут нам, господа "Анонимные Алкоголики" всё пытаетесь с восторгом поведать, как хорошо бы приводить россиян ко Христу через програму "12 шагов". Не может быть такого за редким исключением, да и то, потому, что, как справедливо отметил отец Максим в своей работе: "В России участники АА, АН приходят к Православию не потому, что они занимаются по 12 шагам, а потому, что они живут в России." Но таких единицы. Остальные пополняют ряды циников-атеистов и последователей различных сектантских и оккультных учений. Православных христиан в полном смысле из них практически не получается.

    Те ребята, что попадают в православные реабилитационные центры после длительного периода наркотизации и последующих 2-3 месяцев в группах "Анонимные Наркоманы", сначала проходят достаточно долговременную реабилитацию от тлетворной идеологии "12 шагов" и только потом могут проходить православную программу трезвения в полном объёме.

    Как говорится, проверено временем.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика