Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России

  • Николай Каклюгин     02.04.2009 10:48

    Цитата:
      Николай! я не утверждаю, что Петербург использует 12-шаговую программу. Просто, как мне кажется, они не так ее боятся, как Вы... Раз они явно ее читали и прорабатывали.  


    Если вы под Петербургом имеете в виду православные общества трезвения, то они НИКОГДА не использовали программу "12 шагов" в своей практике и относятся к ней отрицательно, осознавая её псевдо- или даже анти-христианский подтекст.

    Цитата:
      Что, 5 шаг АА не имеет никакого отношения к 5 ступени лествицы? Прямо совсем? Просто «так случайно вышло», что они совпадают ДОСЛОВНО?  


    Не случайно. Я созвонился с авторами "Лествицы трезвения" и они мне пояснили, что данный фрагмент был сознательно ими составлен по аналогии с пятым шагом программы "12 шагов". Это связано с тем, что в Санкт-Петербурге очень много адептов этого культа. И для того, чтобы облегчить им вхождение в Церковь и помочь им легче принять православные принципы душепопечения (как правило, это удаётся сделать с огромным трудом - настолько искажён внутренний духовный мир американизмами у россиян, регулярно посещающих сектообразные группы "Анонимных Алкоголиков" или "Анонимных Наркоманов"), был прописан такой вариант текстовки.

    И не забудьте, что в "Лествице трезвения" в 5-м пункте есть существенное дополнение, абсолютно отвергающее все постулаты "12 шагов" об алкоголизме или наркомании как следствии врождённой болезни:

    "Здесь человек убеждается в том, что был пленен страстями, что в нем проявлялись не физиологические потребности, а присутствовало греховное наваждение. Таким образом, разум человеческий открывается к богопознанию."

    Цитата:
      Короче говоря, не такая она страшная, как Вы тут "намалевали"...  


    Ну, товарищ трезвенник, главное - самого себя успокоить.

    К сожалению, всё, что говорится об опасности для психики и души у лиц, проходящих программу "12 шагов" - правда. К сожалению для вас, порабощённого этим лжеучением. И к счастью для тех, кто смог узреть истинное положение вещей и понять, в какую духовную, или если угодно - психологическую ловушку его заманили или заманивают адепты программы "12 шагов".

    Моя позиция на эту тему является всего лишь отражением позиции десятков и сотен специалистов с медицинским, психологическим и богословским образованием не только из России, но и из-за океана, то есть из США - места рождения в 1937 году идеологии "12 шагов".

    Сколько лет христианству - тысячи! И сколько спасённых душ и жизней - миллионы!

    Сколько лет программе "12 шагов" - 71! И сколько спасённых жизней - тысячи! А сколько спасённых душ - 0!

    Цитата:
      при таком Вашем отношении к цитированию я соболезную Вашему научному руководителю.  


    Не стоит - мои научные руководители довольны проделываемой мной работой.

    Есть у меня и духовный руководитель. Это иеромонах Анатолий (Берестов) - руководитель Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, по совместительству доктор медицинских наук, член Общественного совета при Федеральной службе России по контролю за оборотом наркотиков, член Национального антикоррупционного комитета России.

    Вот его позиция о "12 шагах"ю. Она изложена в части III его аналитической работы "Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы "12 шагов"":

    " «Шаги» и правда о них

    ... Как основной метод реабилитации наркозависимых в России в 90-х годах ХХ века, использовался протестантский метод «Анонимных Алкоголиков/Наркоманов (АА/АН)», предусматривавший 12 этапов, или шагов, реабилитации. Мы подробно ознакомились с этим методом, проанализировали его, я сам неоднократно беседовал с некоторыми протестантскими пасторами, которые вели 12-шаговые терапевтические группы. Это позволило нам убедиться, что идеология «Анонимных Наркоманов» не способна привести человека к Богу, не вселяет в него веру в исцеление и, как следствие, навсегда оставляет его наркоманом (или алкоголиком). Меня потрясли логические «религиозные» выводы из так называемых «шагов»."

    Далее выборочно:

    "ШАГ ПЕРВЫЙ: «Мы признали своё бессилие перед наркотиком (алкоголем), признали, что мы потеряли контроль над собой».

    Но ведь мало только признать своё бессилие и потерю контроля над собой. Главное – осознать свою греховность перед Богом, перед людьми и понять, что «без Бога – не до порога».

    Надо понять, что ты, творение Божие – стёр Бога из своей жизни и из души, жил без Бога, вопреки Богу, не выполнял ни одной заповеди Божией.

    Но как можно донести до сознания сугубо грешных людей, и даже атеистов, агностиков, буддистов, кришнаитов и прочих эти понятия, когда они ничего не знают ни о Боге, ни о духовности, ни о нравственности? Не лучше ли было бы дать им какие-то, хотя бы минимальные знания об этих понятиях...

    ШАГ ВТОРОЙ. «Пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие»

    Что же это за более могущественная, чем мы, сила? Может быть, это сила гравитации или сила другого человека? Здесь явно не имеется в виду Бог. Более того, как утверждается в 12-ти шаговой программе, «АА/АН не требуют, чтобы вы были верующими»...

    С нашей точки зрения, Второй Шаг вряд ли приведёт к Богу и атеиста, и агностика, и бывшего верующего, и буддиста, и сатаниста, и язычника, потому что в АА/АН нет восприятия Живого Бога, Творца и Отца нашего. Разные пути поиска веры могут завести нас в тупики веры или к искажённому представлению о Боге именно в силу испорченности нашей души грехом, нераскаянности, отсутствия «подлинного смирения» и непредвзятого отношения.

    Давайте вспомним: при таком отношении к Богу, сколько сект существует в протестантизме и почти у каждой свой путь искания (Около 3000 сект насчитывается в настоящее время в протестантизме и у каждой свой путь, своё видение Бога или «Бог как мы его понимаем).

    Точно так же получается и в АА/АН...

    В АА/АН отношения к вере и Богу предвзяты и нацелены, прежде всего, на своё Я, а не на Бога.

    12-ти шаговая Программа человекоцентрична, а не Богоцентрична, и В ЭТОМ ЕЁ ТРАГЕДИЯ И ГЛУБОКАЯ ОШИБКА.

    ШАГ ТРЕТИЙ. «Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимаем».

    Препоручить свою волю Воле Божией – это, с нашей точки зрения, главный принцип реабилитации зависимых. Но Программа «12 шагов» по сути своей не даёт такой возможности человеку, ибо волю свою можно препоручить только Тому, Кому ты всецело доверяешь, Кого ты бесконечно любишь и с Кем ты находишься в интимных отношениях души. Для АА/АН нет Бога как Личной Сущности, самой дорогой для тебя, ибо для одного это – Гуру, для другого – Космический Разум, которому ты вовсе и не нужен, для третьего – это Абсолют, Всё и Ничто, который стоит над миром и не взирает ни на него, ни на тебя. Ты ему также нужен как «телеге пятое колесо» и т.д. Как можно вручить свою волю бездушному Абсолюту рерихианца-теософа или буддиста?...

    Кому же препоручить волю свою в АА/АН, если ты даже не знаешь Его? Мне искренне жаль тех православных священнослужителей, которые вразрез истине Православия подменяют ее протестантскими измышлениями.

    В «12-ти шаговой» Программе так и написано: «Разве вы не доверили решение всех проблем, связанных с алкоголем (наркотиком), Содружеству Анонимных Алкоголиков (Наркоманов), полагаясь на его заботу, защиту и руководство? Ведь вы уже обрели желание подчинить вашу волю и ваши представления об алкоголизме (наркомании) тем идеям, которые выдвигает АА/АН».

    Вот и выходит, что Программа – выше Бога, молитвы и исповеди. Вот Вам, пожалуйста, кодирование и программирование души на верность принципам и учению 12- шагам...

    Зачем же нам за уши тащить заморские и инославные программы, которые с трудом приживаются у нас и малоэффективны?

    ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ. «Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения».

    Современные «12-тишаговики» (прошу их извинить меня за невольный вульгаризм, я уважаю желание помочь страждущим, пусть даже они и ошибаются) отстали от жизни, и, видимо, не знают, что современные наркоманы настолько изуродованы духовно, что они даже не знают, что такое нравственность, духовность, а отсюда и оценить «глубоко и бесстрашно» свою жизнь с нравственной точки зрения уже, как правило, не могут.

    Я провожу каждую субботу духовную беседу с зависимой молодёжью и, к сожалению констатирую её сугубую бездуховность...

    Неужели пропагандисты 12-ти шаговой программы серьёзно могут думать, что молодые люди, не имеющие толком представления о нравственности, вдруг будут способны «глубоко и бесстрашно» оценить свою жизнь с нравственной точки зрения? Глубокое заблуждение и грубейшая ошибка! Я не сгущаю краски и не преувеличиваю социально-нравственную деградацию личности наркомана. Я – врач с большим стажем лечебной, научной и педагогической работы, всю жизнь проработавший с подростками и молодёжью, и хорошо знаю, что у наркоманов в зависимости от их преморбидного фона, степени педагогической запущенности, длительности и тяжести наркотизации развиваются интеллектуально-мнестическая, нравственно-духовная и социальная деградация, и на этом фоне формируется особый наркоманический тип личности. К счастью, в процессе реабилитации деградация личности, как правило, исчезает, если она была не очень сильно выражена и мозг ещё способен восстановить свои прежние качества и способности...

    Чем больше времени проходит от распада Советского Союза, и падениия коммунистического режима и идеологии тем всё хуже и хуже становится духовно-нравственное состояние наших сограждан… Всё это накладывает на нас, православных реабилитологов, всё большую ответственность и предполагает пересмотр методов реабилитации. И в этих условиях идеи православных методов реабилитации приобретают решающее значение.

    Для того, чтобы нравственно оценить себя и свои поступки, надо знать, что такое нравственность и знать, что нравственность – категория религиозная и связана с такими понятиями как Бог, духовность, Закон Божий, а для этого надо привить эти понятия зависимым, как это делается в православных центрах реабилитации. Программа же «12 шагов» на протяжении 4 шагов, как я уже показал, этого не делает. И надо понять, что с нравственностью совместимо и такое понятие как ГРЕХ. О грехе же ничего не сказано ни в этих 4-х шагах, ни во всех последующих. В 12-тишаговой программе нет такого духовно-нравственного понятия как ГРЕХ. Этого понятия в программе попросту не существует, как не существует понятия о духовности, о Боге, о Христе, о Церкви. Да это и вполне понятно: зачем любому человеку – атеисту, неверующему, буддисту и рерихианцу-теософу говорить о грехе, Боге, духовности. Говорят, что именно благодаря программе и движению АА/АН любой человек – атеист, неверующий, мало верующий – может познать Бога и обрести мать-Церковь. Неверно это, или верно только отчасти. Об этом говорит наш богатый опыт общения с различными молодыми людьми, и с зависимыми в том числе...

    Так что не смогут подопечные АААН без указанных выше понятий «глубоко и бесстрашно» оценить себя и свою жизнь с нравственной точки зрения». Помочь в этом им смогут только православные программы.

    ШАГ ПЯТЫЙ: «Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений».

    Этот пункт бессмыслен, если мы не определились с понятием Бога, Церкви, духовности, нравственности, Закона Божия, греха. Может быть, он и имеет какой-то смысл в среде светской, неверующей. Какой смысл «перед каким-либо другим человеком признавать истинную природу наших заблуждений?» Что это нам даст? Уж лучше признать истинную природу наших заблуждений перед самим собой. Весь смысл реабилитации – изменить свою духовную природу, перепрограммировать душу, запрограммированную всем образом жизни без Бога на совершение греха, изменить свой образ жизни.

    Считаю «5-й шаг» Программы просто бессмысленным.

    ШАГ ШЕСТОЙ: «Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков».

    Нет, не подготовили. Потому что, как уже было объяснено выше, не осознали своей греховности, ибо даже понятие греха у данной программы отсутствует; не исповедывали свои грехи, потому что исповеди у протестантов, чьи корни несёт в себе движение АА/АН нет; Бога не познали и связи с Ним не установили; препоручили свою жизнь и волю неизвестно кому; не оценили свою жизнь с нравственной точки зрения, потому что понятия нравственности, греха и Бога нет

    Сила более могущественная, чем мы, неизвестно, что это такое: может быть это гравитация, а может быть некий Гуру, или бездушный Абсолют.. 12-ти шаговая программа не знает ни Бога как Творца вселенной, ни Бога как Промыслителя о нашем спасении, ни Христа как Спасителя от наших грехов.

    Итак, Программа «12 шагов» не знает Христа, а люди, проходящие в ней реабилитацию, не приходят к Нему и не живут Им.

    А между тем, один из видных богословов XX века святой преподобный Иустин Попович (Сербия) говорил о том, что без личности Христа учение Христово не имеет ни спасительной силы, ни непреходящей ценности. Оно спасительно настолько, насколько может быть божественной Его божественная Личность:

    «Евангелие, Писания, весь Новый Завет, вся догматика, вся этика без чудодейственной личности Христа представляют собой вдохновенную философию, или романтическую поэзию, или утопические мечтания, или злонамеренный обман. И только личность Христа придаёт животворящую силу всему новозаветному учению. Всё, что нужно человеку в этом мире и во всех возможных мирах, находится в личности Богочеловека Христа. В ней решение всех личных и всех социальных проблем не только нашего времени, но и всех времён до скончания истории. Наши люди подверглись самой тяжёлой болезни 20-го века – веры в самого себя, которой смертельно больна вся европейская цивилизация», – говорит преподобный Иустин.

    Как точно сказано: «…наши люди подверглись самой тяжёлой болезни… – веры в самого себя». 12-ти шаговая программа как раз тяжело больна именно этой болезнью – верой в саму себя, ибо она – человекоцентрична.

    Как говорят сами приверженцы Программы «12 шагов» – «Слабые ее стороны – это навешивание ярлыков и религиозность» ( www.aa.org).

    Возникает вопрос: зачем же тогда 12-тишаговикам сотрудничество с Церковью, тем более, что по их собственному утверждению «их программа не связана ни с каким вероисповеданием»? На этот вопрос они сами дают откровенный ответ: «священнослужители часто являются первыми, кому зависимые решаются признаться в своей болезни. Хорошо, чтобы священник сразу направлял человека в Содружество Анонимных Алкоголиков» (http://www.miloserdie.ru).

    ШАГ СЕДЬМОЙ: «Смиренно просили Его исправить наши изъяны».

    А что такое смирение?

    Может быть, не стоит дальше анализировать «шаги», и так уже ясно, что ничего путного мы не узнаем. Давайте закончим на этом анализ «шагов» в никуда."

    Вот такая правда жизни, товарищ трезвенник. Не всё золото, что блестит. Не пытайтесь впредь выдавать за конфетку тот продукт, который появляется после гнилостного разложения в пищеварительном тракте. Русскому человеку принятие подобных субстанций не просто недушеполезно, но и опасно для здоровья.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика