Русская линия
Русская линияПротоиерей Олег Стеняев24.08.2009 

Протоиерей Олег Стеняев: Крестные младенца должны проходить катехизацию
Известный пастырь поддержал решение Екатеринбургской епархии об обязательной длительной подготовке к таинству Крещения

Протоиерей Олег Стеняев «Необходимо не только готовить к Крещению взрослых людей, но и в случае крещения младенцев необходимо, чтобы подобные занятия проходили предполагаемые крестные, потому что функция крестного — это воспитание ребенка в православном духе. Поэтому будет очень разумно, если эта практика распространится и на крестных младенцев, функция которых заключена в духовном наставлении младенца, как в Писании сказано: „Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится“ (Притч. 22: 6)», — заявил в интервью «Русской линии» известный московский пастырь, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерей Олег Стеняев, комментируя решение общего собрания духовенства Екатеринбургской епархии об обязательной длительной подготовке к таинству Крещения.

Как сообщает «Информационное агентство Екатеринбургской епархии», по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Крещение во всех уральских храмах должно совершаться только после специальной подготовки крещаемого: цикла огласительных бесед, групповых занятий или индивидуальных бесед со священником или катехизатором. Человек, решивший креститься, должен к принятию Таинства усердно готовиться: читать Священное Писание, изучать Символ Веры, принять в сердце Заповеди Божьи и Благую Весть Господа нашего Иисуса Христа, приобретать опыт молитвы как личный, так и на богослужениях в храмах.

На епархиальном собрании священству был представлен и роздан основной документ для организации подготовки ко Крещению на всех приходах Екатеринбургской епархии: «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению». Этот документ был разработан Миссионерским и Катехизаторским отделом по благословению правящего архиерея с целью упорядочить процесс катехизации в приходах нашей епархии. В этом документе изложены основные понятия и принципы катехизации, а также предложен комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься.

Предложение длительного оглашения и комплекса 12 бесед, вызвали горячий интерес и полемику среди священников. Звучали как мнения в поддержку, так и сомнения в обоснованности длительного оглашения в сельских и деревенских приходах. После обмена мнениями собрание во главе с владыкой Викентием пришло к решению взять за основу предлагаемую концепцию и комплекс из 12 бесед. В связи с этим будет издан циркуляр, предписывающий всем священникам Екатеринбургской епархии проводить обязательное длительное оглашение по предложенной программе. Если священник не может осуществить длительное оглашение, то необходимо или подготовить себе помощника — катехизатора, или направлять желающих крестится на Огласительные беседы в другой храм, где они проходят.

За неисполнение данного предписания на священников может быть наложено правящим архиереем прещение.

На общеепархиальном собрании также было принято решение о специальной подготовке катехизаторов для благочиннических округов, с дальнейшим созданием филиалов Училища для катехизаторов на местах для более полноценной и массовой подготовки катехизаторов — помошников священников в проведении огласительных бесед. Также необходимо создать методическое пособие для катехизаторов по подготовке к таинству Крещения. По благословению владыки создана рабочая группа по подготовке такого пособия, ее возглавил руководитель Молодежного и Миссионерского отделов Екатеринбургской епархии священник Александр Сандырев.

«Например, в своей практике, — продолжил свой комментарий протоиерей Олег Стеняев, — я провожу три занятия для людей, которые готовятся к Венчанию. Мне кажется, что каждое Таинство должно предваряться разъяснениями, чтобы человек хотя бы имел представление о том, что это такое. В данном вопросе надо действовать на уровне благочиния. Например, в благочинии может быть один храм, где людей будут готовить к Крещению, где будут проводить занятия для людей, которые готовятся к Таинству Венчания, после такой подготовки люди возвращаются в тот храм, куда они обратились за тем, чтобы совершили это Таинство».

«Есть мнение о том, что желательно крестить только взрослых людей, способных осознавать весь смысл Крещения. Но в данном случае есть опасность, что человек может не дожить до зрелого возраста, скончавшись, не приняв Крещения. В древней Церкви Крещение совершалось как над взрослыми, так и над детьми. В Писании есть выражение — крестился он и дом его — например, в случае с Корнилием- Сотником. „Дом“ в тогдашнем понимании — это не просто все родные и близкие, но плюс рабы, их дети. Детокрещение — это древняя традиция, которая проистекает из иудейского обряда обрезывать младенцев на восьмой день по рождению. В Послании к Колоссянам Апостол Павел проводит прямую параллель между обрезанием и Крещением. Он пишет: „В Нем (Во Христе. — РЛ) вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым“ (Кол.2:11). Но, с другой стороны, уже Тертуллиан, который, кстати, был противником детокрещения, в своей работе о Крещении указывает на то, что многие крестят детей. Тогда это был весьма распространенный обычай, обряд, связанный как раз с ветхозаветной традицией принимать в общину Израиля детей, начиная с восьмидневного возраста», — отметил отец Олег.

Крещение Он напомнил, что «в ветхозаветные времена в Ветхозаветной Церкви дети могли быть обрезаны, а обрезание давало им возможность приступать к пасхальной трапезе. Сказано: „Никакой необрезанный не должен есть от нее“ (Исх. 12:48). Точно также по этой аналогии крещеный младенец может быть причастником Тела и Крови Иисуса Христа». «Не совсем верно утверждать, что, поскольку ребенок не имеет личных грехов, поэтому Крещение ему не нужно. Потому что в Писании сказано, что человек зачат в беззаконии, во грехе мать родила его. Бог, наказывая народ, всегда наказывал и взрослых, и детей. Исходя из этого, Церковь единогласно утвердила правило, что все-таки детей крестить надо, поскольку только Крещение дает ребенку возможность приобщиться к благодати Христовой. В Писании так и говорится: чтобы быть христианином, надо веровать и креститься. А за ребенка веровать должны родители. Но здесь тогда возникает вопрос: а как можно обязать веровать за другого человека? В Евангелии есть много ответов на этот вопрос. Например, по вере сотника был исцелен его слуга. Или когда друзья принесли расслабленного на постели и через крышу опустили его к ногам Господа, то Иисус Христос, видя веру их, сказал расслабленному: „Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои“ (Мф. 9:2). Так и в ситуации с крещением младенца возникает вопрос относительно крестных: а верующие ли они сами. Поэтому при крещении младенца крестные также должны проходить собеседование, как и взрослые, которые крестятся», — заключил протоиерей Олег Стеняев.
Русская линия

https://rusk.ru/st.php?idar=184537

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Людмила К    03.09.2009 16:00
Да я тоже знаю много таких. Но если подходить так с инструкцией, то не будет ни крещаемых ни крестных. В наше время разобщенности людей, кто вообще может быть крестным? Ведь никто кроме родителей не имеет права и возможности влиять на воспитание ребенка? Может стоит пересмотреть сам "институт" крестных родителей.
Фактически крестными родителями ребенка являются его родители, которые решили его покрестить. Они его и воспитывают, они и ответят на Страшном Суде. Зачем приплетать сюда крестных, да еще угрожая им судом?
  Прихожанка    31.08.2009 22:11
К сожалению, это не редкость. Не знаю, что в таких случаях делать…
  Lucia    31.08.2009 19:12
Я лично знаю людей, которые крестились, не понимая, что делают и даже по прошествии пятнадцати лет ничего не изменили. Знаю тех, которые стали крестными и уже много лет не верят, когда им объясняют. что на Страшном Суде с них спросят. Помните, в "Луге духовном" такие сравнивались с пустыми запечатанными сосудами и таких просили не посылать?
  Людмила К    31.08.2009 15:46
Пожелавшие креститься этим самым уже изъявили свою волю, пусть и несовершенную. Благодать, подаваемая в крещении будет содействовать и направлять эту волю. Если считать, что только на теоретически подкованных действет благодать, то тогда зачем причащать младенцев. У меня самой между крещением и воцерковлекнием прошло несколько лет. Я пришла креститься с маленькой дочерью. И это был самый трудный момент. Если бы на этом этапе мне поставили хоть маленькое препятствие, я может быть и не преодолела бы его. Я считаю, что огласительной беседы, где человеку объяснят основы веры, достаточно, дальше он сам при помощи Божией все изучит.
  М.Яблоков    26.08.2009 07:03
Побежали…
  seros    25.08.2009 21:41
одна епархия приняла нужное решение, осталось еще ок. 150…
  Иван Шульженок.    25.08.2009 17:52
Вы прямо как в комсомол принимать хотите людей. Чем больше тем лучше?
  Lucia    25.08.2009 17:49
Большинство людей не знают, что означает Крещение, хотя крестят младенцев, которых потом не воспитывают и соглашаются быть крестными, не понимая, что это означает и к чему обязывает. Если б знали, тоже, может не стали бы. Числом поболее..
  Владимир Дмитр.    25.08.2009 14:45
"Обрезание давало детям возможность приступать к пасхальной трапезе…Точно так же по этой аналогии крещенные младенцы могут быть причастниками Тела и Крови Иисуса Христа".
"За ребенка должна верить родители".

Все это очень верно. Но евреи едят пасху всей семьей и начиная с главы семьи. Было бы очень странно, если бы семья приготовила пасху, а ел бы ее только младенец, поскольку у него меньше грехов .
А что у нас? Младенец причащается, держащая его мама – нет, по непонятным причинам, а как причащается папа – вообще вопрос.Так кто главный в семье? Кто кого воспитывает и кто за кого верит?
А логичнее было бы , на мой взгляд, причащать именно родителей, поскольку "родители должны верить за детей".Или уж причащать совместно: и маму и младенца.
  М.Яблоков    25.08.2009 14:02
Совершенно верно…
Не может быть к крёстным слишком повышенных требований, это перебор.

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика