Русская линия
Русская линия Дмитрий Напара19.11.2004 

Алапаевские Мученики в Пекине
Православная общественность надеется, что власть возьмётся, наконец, за решение проблемы

От редакции: Рассказывая о представлении в Петербурге книги Ольги Николаевны Куликовской-Романовой «Царского рода», мы сообщали о том, что ей был задан вопрос о судьбе Алапаевских Мучеников, честные останки которых находятся под спудом на территории бывшего православного кладбища в Пекине. Вопрос этот через интернет задал р.Б.Димитрий Напара, статьи которого уже появлялись в «Русской линии». Сегодня мы публикуем его статью, в которой подробно рассказывается о судьбе останков Романовых, принявших мученическую кончину в Алапаевске. Публикацией статьи мы хотели бы внести лепту в великое дело разыскания и перенесения на родину Алапаевских Мучеников. В последнее время в Россию перенесен прах многих видных деятелей русской культуры, скончавшихся в изгнании. Готовится перезахоронение Государыни Императрицы Марии Федоровны. Этот процесс опамятования русского народа можно только приветствовать.
Надеемся, что Священноначалие нашей Церкви поставит перед соответствующими государственными структурами вопрос о необходимости переноса честных останков Алапаевских Мучеников. Это стало бы важным шагом на пути духовного оздоровления общества, окончательного преодоления трагического разделения русского народа на «красных» и «белых».

Тугие сильные упругие удары — словно выстрел в тишине тренировочного поля. Белый мячик пулей летит к большому старому тополю на правом краю гольф-площадки. Китайские игроки размеренно прицеливаются, делают несколько прикидочных взмахов клюшкой и — резкий хлопающий удар. Выстрел. Ухоженный газон поля для тренировки игры в гольф. Деревянный стильный домик рядом — можно клубно попить чайку или пропустить чего покрепче. Размеренная, неторопливая жизнь среднего класса. Или с претензией на средний класс.

Местоположение кладбища РДМК в ПекинеИ только старый тополь на правом краю поля, у самой сетки ограды, служит достоверным ориентиром потомкам албазинцев, чтобы точно указать место, на котором до конца 80-х гг. прошлого века находилась часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского. В склепе этой часовни, построенной на кладбище Российской Духовной Миссии в Китае (РДМК) специально для размещения восьми гробов с останками Алапаевских мучеников, до сих пор лежат в забытьи шесть гробов невинно убиенных членов Русского Императорского дома.

В конце 80-х гг. прошлого века при полном попустительстве посольства СССР в Китае русское кладбище попало в зону реконструкции — столица КНР росла и требовала новых строительных площадей. Окружавшую кладбище пустынь превратили в парк Цинняньху («Озеро молодежи»), а на самом кладбище разбили гольф-площадку. Нет интереса к Алапаевским останкам и у посольства независимой России. Любое упоминание о том, что вот, под боком (всего-то минут 10−15 на машине от центрального здания посольства) покоятся останки Царственных особ России, вызывает у российских дипломатов длительные приступы плохо скрываемой высокомерной неприязни. Но не об этом речь. Чур их, пусть продолжают считать себя обладателями истины в последней инстанции. Давайте лучше вместе освежим в памяти хорошо известные факты.

В ночь на 18 июля (все даты — по новому стилю) 1918 года большевиками было совершено очередное злодеяние — убийство под Алапаевском Великого князя Сергея Михайловича; Великой княгини Елисаветы Феодоровны; князей — братьев Иоанна, Константина и Игоря — сыновей Великого князя Константина Константиновича; князя Владимира Палея — сына Великого князя Павла Александровича от морганатического брака; Федора Ремеза — секретаря Великого князя Сергея Михайловича; Варвары Яковлевой — инокини Марфо- Мариинской обители милосердия. В октябре того же года тела невинно убиенных были обнаружены, освидетельствованы, обмыты и уложены во гробы, которые были помещены в кладбищенской церкви Алапаевска. 18 октября гробы были торжественно перенесены в Свято- Троицкий собор Алапаевска и помещены в соборном склепе, где они находились вплоть до июля 1919 года, когда 14 июля в сопровождении игумена Серафима и двух послушников все восемь гробов в товарном вагоне отбыли по железной дороге из Алапаевска в Читу. В конце августа все гробы были помещены в женский Свято-Покровский монастырь г. Читы. В марте 1920 года в сопровождении игумена Серафима восемь гробов с телами мучеников отправились по железной дороге из Читы в Китай. В середине апреля 1920 года все восемь гробов через Харбин прибыли в Пекин. Все эти факты подробно описаны во многих достоверных источниках (в том числе и факт инцидента на границе России и Китая с гробом князя Иоанна Константиновича).

В Пекине на дату прибытия туда гробов с останками Алапаевских мучеников действовало предписание (распоряжение, указание, существовал закон — как угодно), запрещающее вносить в город гробы с телами умерших. Территория же Российской Духовной Миссии в Китае располагалась внутри городской стены, в северо-восточном углу внутренней городской территории. Поэтому внести гробы на территорию РДМК не представлялось возможным. Восемь гробов с телами мучеников были помещены в подземном склепе часовни в честь св. преп. Серафима Саровского, которая располагалась в центре кладбища РДМК, находившегося за городской стеной (ворота Андинмэнь) к северо-западу от территории РДМК.

В ноябре 1920 года два гроба с честными мощами Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары из склепа часовни были вывезены в Иерусалим. Остальные шесть гробов продолжали пребывать в склепе часовни на миссийском кладбище. (Подробные свидетельства см., в частности: Мелихов Г. В. Белый Харбин: Середина 20-х.- М.: Русский путь, 2003, с.135−143; Кепинг К. Последние статьи и документы.- СПб.: Омега, 2003, с. 274- 279).

После оккупации Японией Китая и переменой политической обстановки в 1938 году начальнику 20-й миссии архиепископу Виктору (Святину) удалось получить разрешение пекинских властей и перенести шесть гробов в склеп храма в честь Всех Святых Мучеников, расположенного в центре территории РДМК. По свидетельству родной сестры владыки Виктора, записанному с ее слов ее родной дочерью — Ксенией Кепинг, в 1947 году по приказу советских властей владыка Виктор вынужден был перевезти гробы с останками Алапаевских мучеников с территории РДМК обратно на территорию миссийского кладбища и поместить их в склепе часовни в честь св. преп. Серафима Саровского. В период так называемой «великой культурной революции» 1966−1976 гг. русское кладбище подвергалось надругательствам и разрушениям. Окончательно русское кладбище было стерто с лица земли по решению муниципальных властей Пекина в 1987 году.

Но — сколько мы не искали и не распрашивали очевидцев тех событий — нет ни одного устного или письменного свидетельства о том, что в этот период государственного вандализма были уничтожены гробы с останками Алапаевских мучеников.

Напротив, личный переводчик Мао Цзэдуна — товарищ Ли Юэжань (я был с ним очень близко знаком с конца 80-х гг. прошлого века до самой его смерти в 2003 году, неоднократно бывал у него дома в Пекине, хорошо знаю его жену и сыновей) на мои распросы о судьбе останков Алапаевских мучеников неоднократно заявлял, что «эти гробы были забетонированы властями и находятся в парке Цинняньху». По мнению этого старого убежденного коммуниста, «еще не пришло время возвращать эти гробы России, т.к. при их возвращении надо будет давать политическую оценку деятельности тех, кто в них покоится, поскольку эти люди были против строя, победившего в Китае в 1949 году…». Оставим эти суждения без комментариев. Нам важно лишь его свидетельство, что гробы с останками Алапаевских мучеников не были уничтожены в годы «культурной революции» и покоятся в забетонированном склепе на месте расположения часовни в честь св. преп. Серафима Саровского. Вряд ли пекинские власти стали их переносить в иное место.

Предположение о том, что гробы с останками Алапаевских мучеников все еще находятся в земле названного парка косвенно подтверждается также и тем, что никто из живших в то время и здравствующих доныне потомков так называемых «албазинцев» («эрбацзинь» — так хвучит это слово в китайской транскрипции: 1685 год, осада острога Албазин войсками императора Канси, пленение русских защитников крепости — начало истории православной диаспоры Поднебесной) не помнит, чтобы кто-либо, когда-либо упоминал о факте надругательства над гробами Алапаевских мучеников, их уничтожения, уничтожения склепа храма в честь св. преп. Серафима Саровского, эксгумации и т. д. Потомки албазинцев упорно и уверенно утверждают, что склеп не скрыт водой озера Молодежи, а находится под нынешней гольф-площадкой в одноименном парке.

Потомок албазинцевИ старый тополь справа от входа на тренировочное поле — он всегда рос там, к югу от часовни, только был он моложе и стройнее. А до того, как соорудили гольф-поле, еще виден был в земле забетонированный пол часовни. На котором и запечатлел себя один из потомков славных защитников Албазинского острога по фамилии Ду, переиначенной на китайский манер из русской Дубинин.
р.Б.Димитрий Напара, тел. моб.: +86 139 103 28 445, тел./факс: +86 10 65 95 72 30, 65 94 26 90, e-mail: napara@mail.ru, dnapara@rambler.ru

http://rusk.ru/st.php?idar=102720

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика