Русская линия
Русская линия Сергей Чесноков10.01.2005 

Усиление значения новогодних праздников ведет к усилению шизофрении нашей культуры
Размышления на окончание новогоднего отпуска

Меньше всего хотелось ворчать и изображать из себя безгрешного «ревнителя отеческих преданий». Меньше всего хотелось бы читать нотации, особенно в стране, которая стремительно воцерковляется и в которой всяк знает, что наше православное Рождество отличается от Рождества католического, и один лишь Новый Год почему-то все еще продолжает справляться по старому, советскому, а вовсе не по действительно старому календарю. В этом году наша календарная шизофрения достигла своего гигантизма — своих уродливых гипертрофированных размеров, а потому, надеюсь, заслуживает специального, обстоятельного разговора.

Буквально перед выходом на зимние каникулы, депутаты Государственной Думы РФ вышли с предложением, а затем как-то особенно быстро приняли закон о введении новых масштабов в общенародное дело празднования Нового Года…

Дни, начиная с 31 декабря и по 10 января 2005 года включительно, были на государственном уровне объявлены днями праздничными. Как и всегда, Россия своим размахом удивила весь мир. В то время, как дисциплинированные немцы отменяют всего один праздник (один выходной день) и по этому поводу долго и искренне радуются, что их ВВП возрос на столько-то сотых процента, русские не стесняются официально признать давно сложившуюся традицию разгула и массового запоя в качестве новогодних общеобязательных праздничных дней, и, вместо того, чтобы бороться с расхлябанностью, выходят в этом деле на новый, я бы даже сказал профессиональный уровень.

Не возражал в Государственной Думе практически никто. Даже традиционно оппозиционные существующему режиму коммунисты на этот раз не имели никакого резона для протеста, ибо Новый год 1 января по новому стилю отмечать начали именно при советской власти.

Здесь следует задаться вопросом, а каковы мотивы были у тех, кто принимал это решение? Неужели только эгоистическое желание съездить на зимний отдых в теплые страны или покататься на лыжах в Куршавеле? Кто помог сбыться депутатской мечте об отдыхе, то есть, кто лоббировал данный закон и, наконец, на какие особенности нашего менталитета надеялись и опирались авторы данной идеи?

Чтобы разобраться во всех этих мотивах, прежде всего, нужно прямо ответить на вопрос: а кому это выгоднее всего? Конечно, торговцам спиртными напитками, владельцам спиртогонных заводов и пивоваренных кампаний, а еще оптовикам и рыночным спекулянтам спиртным. Монополистам типа Брынцалова делающим деньги на народном горе, и врачам, профессионально выводящим народонаселение из запоя. Ведь ни для кого уже не секрет, что от запоев в нашей стране ныне страдают мужчины практически в каждых семьях. А во многих и женщины, после того, как реклама пива буквально захлестнула все экраны телевизоров и рекламные щиты на улицах больших городов.

В общем, все россияне счастливы, рады и довольны, и, главным образом, депутаты, которым, конечно же, приятнее к празднику отчитаться перед своими знакомыми и начальством (Президентом) данным популистским деянием, нежели заниматься решением реальных проблем.

А вот здесь, наверное, уже и кроется «момент истины». Именно здесь и таится основная причина всех наших современных бед. Она в том, что вот уже пятнадцать лет с того момента, как началась перестройка, страна наша живет в полумерах: в полупереименованиях улиц и площадей, в полувоцерковлении, в полувозрождении нашей культуры.

Думается, только слепой мог не заметить с каким особенно неприятным чувством поздравляли в этом году с Новым годом народ наши церковные иерархи, в отличие от остальных прекрасно понимающие, что произошло. Действительно, с каждым Новым годом священник поздравлял свою паству скрепя сердце, зная, что не нарушить Рождественский пост новогодней ночью все равно никому не удастся. Но в предыдущие годы у всякого искренне верующего и соблюдающего церковный устав православного христианина все еще оставалась надежда, хотя бы после 1 января за оставшуюся перед Рождеством трудовую рабочую неделю спокойно поговеть, исповедоваться — прежде всего в новогодних грехах, успокоиться и — причаститься. Теперь праздновать приходится невольно, даже если ты не участвуешь в увеличении оборота спиртного, ибо праздной, то есть не работающей является вся страна.

Но, даже не вдаваясь глубоко в рассуждения о несоответствии двух календарных систем, такие каникулы, безусловно, усиливают нетрадиционный для России, западный полюс культурной жизни. Ведь, как известно, именно на Западе Рождество является самым любимым праздником. Именно на Западе к Рождеству происходит самая большая в году растрата — оборот денег, обмен товаров. И такое усиление значения новогодних праздников в конечном итоге ведет к еще большему усилению шизофрении нашей культуры, в центре которой всегда находился пасхальный архетип, представление о воскресении — возрождении из ничего, на самом безнадежном пепелище.

…Хотелось бы вспомнить не только тот факт, что 1 января это день святого мученика Вонифатия, которому молятся о прекращении страсти винопития, но и то что 1 января это день преподобного Илии Муромца, нашего легендарного богатыря, мощи которого покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Дело возрождения празднования этому святому принадлежит муромскому краеведу Александру Александровичу Епанчину и началось так же в период перестройки, в который началось указанное выше полувозрождение. Пока преподобному Илие празднуется только в Муроме в селе Карачарове — богатырским купанием в реке Оке, но, конечно, со временем этот праздник перерастет Новый Год, который уже заметно потеснило Рождество и все другие праздники возрождающегося в народном сознании церковного календаря.

Имея свой, православный календарь, наш народ волей-неволей начинает, оттаивая, смотреть на происходящее со своей колокольни. А раз так, то мы, православные, должны говорить не только о том, что наказание за непочитание мученика Вонифатия — массовое пьянство, но и о том, что современная новогодняя немощь русского народа может быть сопоставима с немощью Илии Муромца, тридцать лет сиднем просидевшего у себя на печи.

Наконец, если мы действительно православные, и верим в неизбежность конца света и Апокалипсиса, то мы не можем не видеть, что празднование Нового Года в нашей стране становится неким апокалипсическим действом, во всяком случае, с самого 1917 года задало стране мощный апокалипсический ритм.

Ведь все свои дела мы, желая того, или не желая, справляем к 30 декабря, ко дню памяти пророка Даниила, пророка вдохновившего апостола Иоанна Богослова на написания Апокалипсиса. Мы не можем закрывать глаза на тот факт, что после выхода в свет культового среди молодежи фильма «Брат» и «Брат-2» появилась целая поросль русских Данилок, ибо именно этим именем стали называть вопреки всему все еще рождающихся русских детей. Мы не должны закрывать глаза на то, что через двадцать-тридцать лет это поколение Даниилов (кстати, и Серафимов) будет определять духовный климат нашей страны, подобно тому, как раньше мы были страной Иванов, Александров, Николаев и Сергеев.

…В строгих монастырях в наше время 1 января совершаются постриги. И это без сомнения будут те, подлинные богатыри духа, которые не согнутся в поклоне перед современной культурой, а будут отстаивать чистоту Православия. Но, если мы миряне, то пока эти богатыри еще не возросли, мы все еще по человеческой немощи не можем не справлять новый Год вместе со своими неверующими членами семьи, вместе с неверующим своим народом. Но может быть и Апокалипсис, мы по русскому обычаю встретим тепло, по семейному — всем миром, всем народом? Ведь и преподобный Илия, будучи муромцем, воспринимается нами в духе Петра и Февронии. Ведь даже монастыри в Муроме какие-то домашние и семейные — рядом с мужским Благовещенским — Троицкий женский, где и лежат мощи благоверных супругов…

…Факт не проверенный, но один из моих знакомых мне позавчера сообщил, что по какому-то телеканалу он якобы услышал, что 7 января к нашей планете на максимально близкое расстояние приблизилась какая-то комета, которая последний раз приближалась к земле точно в год Рождества Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа…

Интересно, слышали ли об этом примечательном факте депутаты российской Госдумы? В любом случае — правда оно или неправда — мне подумалось следующее. Неужели одного благодатного огня, сходящего в Иерусалиме каждую Великую Субботу, на православную Пасху, недостаточно, чтобы понять, который стиль, юлианский или григорианский — истинный?

Верю, что когда-нибудь Государева Дума примет закон о том, чтобы новогодние праздники начинались с православного Рождества, а заканчивались, как и подобает — Крещенским Сочельником. А называться они будут просто — Святыми Днями.
Сергей Чесноков, специально для Русской линии

http://rusk.ru/st.php?idar=102870

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика