Русская линия
Русская линия Леонид Болотин24.08.2006 

Князь Кият Мамай и Царь Иоанн Грозный
Генеалогическая взаимосвязь

Рождественские образовательные чтения 2006 года. Выступление на секции «Родословие в истории и современной школе». 1 Февраля 2006 года по Р.Х.

Всечестные отцы! Уважаемые коллеги!
Любые генеалогические исследования своим архетипом имеют Библейские родословия, и в первую очередь — родословия ИИСУСА ХРИСТА в Евангелиях Апостола Матфея (Мф. 1, 1−16) — нисходящее от Авраама до Иосифа и Апостола Луки (Лк. 3, 23−38) — восходящее от ИИСУСА ХРИСТА до Адама. Именно это родословие роднит всех нас — представителей рода людского с Новым АДАМОМ через нашего всеобщего праотца Ветхого Адама. Именно поэтому для всякой человеческой законной генеалогии — родословия СПАСИТЕЛЯ есть первоначало и образец.

Давний мой интерес к царским родословиям, как ветхозаветных эпох, так новозаветного времени, который реализовывался по разным аспектам этой темы в ряде моих публикаций последних семнадцати лет, выработал у меня внимание к различным, казалось бы, второстепенным деталям царственной генеалогии.

Но ещё в юности после чтения заметки в каком-то научно-популярном журнале, посвященной происхождению матери Царя Иоанна Васильевича Грозного — Великой Княгини Елены Васильевны, урожденной княжны Глинской, меня поразила такая «парадоксальная» подробность: если по отцовской линии род первого Русского Царя восходит к победителю Куликовской битвы святому благоверному Великому Князю Димитрию Донскому, то по материнской линии он напрямую восходит к золотоордынскому темнику Мамаю, потерпевшему тогда сокрушительное поражение на Дону.

Потом мне неоднократно попадались упоминания об этом родстве в других публикациях. Но, как правило, эти упоминания носили оттенок легендарности. Факт родства обычно преподносился как смутное родовое предание князей Глинских, якобы не имеющее строго документального подтверждения. И только при чтении известной книги Льва Николаевича Гумилёва «Древняя Русь и Великая степь» (М., 1989) мне стало известно и понятно, что это вовсе не легенда, а вполне реальная генеалогическая связь. Она непрерывно прослеживается от Мамая до Царя Иоанна. Л.Н.Гумилев ссылался на опубликованную в 1981 году статью историка А.А.Шенникова «Княжество потомков Мамая (к проблемам запустения Юго-Восточной Руси в XIV—XV вв.еках)». Публикация же А.А.Шенникова опиралась на вполне официальный генеалогический справочник русской аристократии — на «Бархатную книгу». При этом данные «Бархатной книги» А.А.Шенников сопоставлял как с персидскими хрониками, так и с золотоордынскими или крымскими документами.

Конспективно скажу следующее. После поражения на Куликовом поле Мамай бежал в Крым, в Кафу, где был убит соперниками в следующем 1381 году. Видимо, сам князь Кият Мамай был не татарского, а половецкого происхождения, но женат он был на дочери хана Бердибека из царственного рода Чингизидов.

У Мамая было по крайней мере два сына. Один из них — князь Мансур Кият продолжал верховодить смешанными отрядами из черкесов, татар, славян, потомков половцев и хазар, которые проживали на части территории Черниговщины. Этот межэтнический субстрат в истории носит название севруков. С православными севруками некоторые историки — и в том числе А.А.Шенников — связывают происхождение запорожского и донского казачества. Мансур Кият Мамай был основателем трех крепостей — Глинской, Глинищевской и Полтавы. При этом последний топоним может указывать на связь с этнонимом «половец».

Мансур был убит под Самарой в сражении с войсками Тимура в 1391 году. Сын же Мансура — Алекса не позже 1390 года был крещен в Киеве. Таинство Крещения совершал знаменитый святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, который с 1390 года занял Московскую кафедру. Алекса Мансурович в крещении был наречен Александром. Тогда же был крещен и внук Мансура — сын Алексы, именем Иоанн.

Вот этот-то Иван Александрович добился себе в 1399 году от Великого Князя Литовского Витовта титула Князя Глинского. И в его управлении уже официально оказались города-крепости, основанные его дедом Мансуром Киятом, — Полтава, Глинск и Глинище. Великий Князь Витовт женил князя Ивана Александровича Глинского на Острожской княжне Настасье Даниловне. Таким образом, их дети обрели генеалогическую связь как с Молдавскими Господарями, так и с Сербским Королевским родом Неманичей. Об этом подробнее писал академик М.Н.Тихомиров.

Православные правнуки князя Ивана Александровича Глинского — Михайло Львович Дородный, Иван Львович Малой, Василий Львович Слепой и Федор Львович уехали в 1508 году из католической Литвы в Москву и стали служить Великому Князю Василию Иоанновичу. Характерно, что князь Иван Львович Глинский не стеснялся носить родовое имя своего половецкого пращура, в одной русской летописи он упоминается как «Иван Мамай».

Великий Князь Василий Иоаннович решил расторгнуть свой первый более чем двадцатилетний брак с Великой Княгиней Соломонией, урожденной Сабуровой, по причине её бесплодия. В ноябре 1525 года Великая Княгиня Соломония была пострижена в Московском Рождественском монастыре с именем София. А в январе 1526 года Великий Князь выбрал себе в жены дочь одного из приезжих князей Глинских — Василия Львовича Слепого — осиротевшую к той поре княжну Елену Васильевну Глинскую. Первенцем от этого брака в августе 1530 года и стал Великий Князь Иоанн Васильевич.

В свете этих генеалогических данных можно в частности отметить следующее. Взятие Царем Иоанном Васильевичем Грозным под свою державную руку Казанского и Астраханского Царств, помимо сугубо геополитических задач, имело в своем основании и вполне определенные генеалогические аспекты государственного наследия Чингисхана. Ведь с ним наш Государь через супругу своего пращура — золотоордынского темника Кията Мамая имел прямое родство. Из вышеназванных материалов я составил краткую генеалогическую справку. Желающие могут её получить посмотреть, а я готов ответить на возможные вопросы. Благодарю вас за внимание.

Историческая Справка
Из Родословий Царя Иоанна Васильевича Грозного в XIV—XVI вв.еках

По отцу
1. Димитрий Иоаннович Донской, Великий Князь (1350 — 1389).
2. Василий I Дмитриевич, Великий Князь (1371 — 1425) — сын.
3. Василий II Васильевич Темный, Великий Князь (1415 — 1462) — внук.
4. Иоанн III Васильевич, Великий Князь (1440 — 1503) — правнук.
5. Василий III Иоаннович, Великий Князь (1479 — 1533) — пра-правнук.
6. Иоанн IV Васильевич Грозный, Царь и Великий Князь (1530 — 1584) — пра-пра-правнук Великого Князя Димитрия Донского.
Промежуток — четыре поколения.

По матери
1. Мамай Кият, князь, золотоордынский темник (+1381). Супруга — дочь хана Бердибека — Чингизида.
2. Мансур-Кият, князь (по персидским хроникам «сын Мамака», пленен и убит тимуровцами в 1391 году под Самарой) (старшин сын)
3. Алекса Мансур-Киятович, в крещении Александр — Козак Мамай, крещен святителем Киевским митрополитом Киприаном около 1390 года. Служил Великому Князю Литовскому Витовту, держал Глинск, Полтаву и Глинище, которые построил его отец — Мансур (внук)
4. Иван Александрович Князь Глинский (крещен вместе с отцом) с 1399 года первый князь Глинский — супруга Настасья Даниловна, княжна Острожская (правнук)
5. 1. Борис Иванович (пра-правнук)
6.1. Лев Борисович (пра-пра-правнук)
Все четверо сыновей Льва Борисовича приехали в лето 7016 служить Великому Князю Василию Иоанновичу в Москву:
7.1. Иван Львович Малой — Мамай (помимо родословцев в одной из русских летописей он указан как «Иван Мамай») (пра-пра-пра-правнук)
7.2. Василий Львович Слепой (пра-пра-пра-правнук)
8.1. Елена Васильевна Глинская (+1538) (пра-пра-пра-пра-правнучка).
9.1 Царь Иоанн Васильевич Грозный — пра-пра-пра-пра-пра-правнук темника Мамая князя Кията.
Промежуток — семь поколений.

8.2. Юрий Васильевич (+1547)
8.3. Михаил Васильевич (+1559)
9.1. Иван Михайлович (+1602).
7.3. Федор Львович
7.4. Михайло Львович Дородный (+1534)
6.2. Василий Борисович
6.3. Иван Борисович Великой
5.2. Федор Иванович.
6.1. Богдан Федорович
5.3 Семен Иванович

Выборка из родословий по линии Князей Глинских составлена по «Бархатной книге», «Келейной книге», «Синодальному списку», статье А.А.Шенникова «Княжество потомков Мамая (к проблемам запустения Юго-Восточной Руси в XIV — XV веках)» (Л., 1981) и книге Л.Н.Гумилева «Древняя Русь и Великая степь» (М., 1989).

P.S: Некоторых моих слушателей на Рождественских образовательных чтениях смутила разница в числе поколений, которых между Великим Князем Димитрием Иоанновичем Донским и Царем Иоанном Васильевичем Грозным четыре, а между князем Киятом Мамаем и Царем Иоанном — целых семь поколений. Для пояснения этой ситуации предлагаю следующее рассуждение.

У Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского старший сын Василий родился в 21 год. У его сына только в 44 года родился внук Великого Князя Димитрия Донского — Василий Васильевич. Правнук у внука родился в 25 лет. Великий Князь Василий Иоаннович — сын от второго брака — родился, когда Отцу было 39−40 лет. Царь Иоанн — тоже от второго брака, Он родился, когда его отцу был 51 год. Трое из великокняжеских детей — поздние, родившиеся на 34-м, 39-м и 51-м годах жизни их отцов.

Князь Кият Мамай стал полководцем-темником, то есть командовал как минимум десятитысячным войском уже в 1350-х годах, когда Великий Князь Димитрий был ещё мальчиком. Таким образом, очевидно, что Кият Мамай и Великий Князь Димитрий Иоаннович — люди разных поколений. По крайней мере, у них разница в полною единицу. Надо отметить, что первенствующие роли в вооруженных силах Золотой Орды Кият Мамай получил, видимо, именно благодаря браку с дочерью Чингизида — хана Бердибека. Следовательно, его сын Мансур мог родиться в начале пятидесятых, а мог и в конце сороковых годов XIV века. В последнем случае он был бы даже старше Великого Князя Димитрия или же был его ровесником.

В 1399 году князь Иоанн Александрович Глинский, который крестился с отцом в 1390 году, был уже взрослым человеком, ведь он, а не его отец официально получил от Великого Князя Витовта титул князя Глинского и вступил в брак с Острожской княжной Настасьей. На самом же деле этот брак мог произойти и ранее — совсем вскоре после 1390 года. Это следует из деталей родословных росписей:

«И по Божию изволению Алекса прислал к Киеву и Митрополит крестил его, и дал ему во Святом Крещении имя Князь Александр; а у Александра сын Иван с отцем же крестился. И в те времена приехати к Киеву Великому Князю Витовту Литовскому и после ко Князю Александру, и сыну его что похоте служити; и Князь Иван и с отцем своим Александром сотворили хотение Великого Князя Витовта, и приехали к нему, и били челом ему с своими предреченными тремя городы. И Князь Великий Витовт прия их честно не яко слуг, но яко сродних своих, и дал им вотчины волости: Станку, Хорозов, Сереков, Гладковича; и дал Витовт за Князя Ивана Александровича княж Данилову дщерь Остроженскаго Княжну Настасью».

Из этого текста можно полагать, что Кият Иван Александрович Мамай вскоре после крещения в начале 1390-х годов мог вступить в брак с Княжной Настасьей, ещё не будучи официально собственно Глинским по титулу князем.

В этом же случае в 1390-году правнуку Мамая — Ивану Александровичу было около 20-ти лет, он мог быть ровесником или близким по возрасту Сыну Великого Князя Димитрия — Великому Князю Василию Димитриевичу. А первенец от брака Князя Ивана Александровича и Настасьи Даниловны — сын Борис Иванович мог родиться еще в 1390-е годы. Так накапливается к этому моменту разница в два поколения в «параллельных» родах.

Великий Князь Василий I Димитриевич вступил в брак с Софьей (Анастасией) Витовной, дочерью Великого Князя Литовского 9 января 1391 года. Но только через двадцать четыре года у них родился сын-первенец — 1 марта 1415 года — Великий Князь Василий Васильевич Тёмный. По крайней мере, он был первым из выживших сыновей от этого брака. Даже если Великой Княгине Софье Витовне при бракосочетании было 14−16 лет, этот сын у неё родился, когда ей было не меньше 38 лет. Явление исключительное. А у княжеской семьи Глинских — их вероятных ровесников — к 1415 году мог родится уже и внук…

Если же князь Борис Иванович Глинский родил своего первенца Льва Борисовича в середине 1410-х или в 1420-х годах, то уже второй сын Льва Борисовича — князь Василий Львович Слепой-Глинский мог быть рожден в районе 1440-х — 1480-х годов. Это очень большой временной запас для разницы поколений в этих двух нисходящих ветвях.

Да, в расчете предполагается большой возрастной запас, а не «минимальные» 20 лет в разнице мужских поколений. Хотя у князей бывали ранние браки — и в 16, и в 17 лет, если этого требовала политическая необходимость. Так Царь Иоанн Васильевич Грозный женился на Анастасии Романовой после его венчания на Царство 16 января 1547 году, когда ему ещё не исполнилось 17-ти лет: Он женился 3 февраля 1547 года, а 17 лет ему исполнилось только 25 августа того же года.

Известно, что княжна Елена Васильевна Глинская, которая вышла замуж за Великого Князя Василия III Иоанновича между 1526—1529 годами, была совсем юной особой. То есть и ей могло быть около 16−17 лет. И если её отец родился в 70-е или даже 80-е годы предыдущего века, то он прибыл на Русь в 1508 году достаточно зрелым человеком, но его дочь могла родиться уже в Москве.

Вообще такая разница в числе поколений в «параллельных» нисходящих родах на самом деле встречается достаточно часто в генеалогии аристократии, среди которой чаще, чем у простонародья, были вторые и даже третьи браки. Да к тому же вдовые аристократы вторично или третий раз вступали в брак вовсе не с ровесницами, а с девицами, которые были моложе их на 10−30 лет. И тогда в близкородственных отношениях возникали парадоксальные совпадения: ровесниками становились, например, двоюродные деды и их внучатые племянники. А уж дяди, которые были намного младше своих племянников, это встречалось сплошь и рядом не только в России, а и в Западной Европе, и тем более на Востоке…

В нашем же случае в поколениях Великих Князей Московских дважды фигурируют дети от вторых браков — Великий Князь Василий Иоаннович и Царь Иоанн Васильевич. Именно этим и поздним первенцем у Великого Князя Василия Дмитриевича и Софьи Витовны объясняется столь малое число поколений между Великим Князем Димитрием Иоанновичем Донским и Царем Иоанном Васильевичем. 134 года — сумма возрастов деторождения этих трех «поздних» отцов. Если же взять за промежуток между поколениями хотя бы 25 лет, то за эти же годы теоретически могли родиться потомки не четвертого, а шестого поколения. 25 лет — 2-е, 50 лет — 3-е, 75 лет — 4-е, 100 лет — 5-е, 125 лет — 6-е поколение.

Думаю, эти расчеты достаточно наглядны, и существующую разницу в числе промежуточных поколений в родах Великих Князей Московских и князей Глинских можно охарактеризовать как вполне реалистичную. Вообще же, если покопаться плотнее в генеалогии князей Глинских, особенно по польским источникам, там, полагаю, можно будет обнаружить, если не даты рождений, то, по крайней мере, годы смертей основных персонажей, перечисленных в справке, начиная с князя Ивана Александровича Глинского, тем более православный род Острожских князей по летописям прослеживается довольно четко. Но, правда, в летописях редко указывались годы рождения княжон. Я же пользовался только ближайшим подручный материалом, сейчас не ставя целью дать исчерпывающую генеалогическую справку, а предлагая только первоначальный набросок.

http://rusk.ru/st.php?idar=104485

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Beausean    02.11.2008 05:01
Господа, мне кажется, что не стоит исключать возможность "вымышленной генеалогии". По подобным родовым преданиям род Толстых возводился к венгерским королям, что есть чушь несусветная. Вспомните, что Мамай был предан всем свом окружением при появлении в Причерноморье законного чингизида Тохтамыша. В те времена потомков сверженных правителей в живых не оставляли… Был ли Мансур сыном Мамая или хотя бы родственником – вопрос остаётся открытым. Беглец и изгой, прибыв на чужбину, мог назваться любым именем – кто проверит ? Громкое имя (пускай и самозванное) – неплохой капитал в отсутствии денег и сторонников. Немного удачи – стал князем, а под титул родословие придумать – это вопрос фантазии или образованности.
  Zverozub    03.02.2008 21:36
Мамай принадлежал к роду Кият.
этот род имел превилегии, которые обозначались словом Тархан – свободный от налогов. Такие привелегии получали древние знатные роды немонгольского происхождения.
В Крыму очень много топонимов со словом -Кият.
Это лучшие земли в долинах рек Баба Салгир и Бала Салгир, а также самое богатое соляное озеро у Перекопа.
С образованием независимого Крымского ханства озеро Кият стало личной собственностью хана.
Таким образом "незнатный" бунтовщик и самозванец Мамай не только был предком Ивана Грозного, но скорее всего имел отношение и к происхождению одного из самых знатных родов Крыма – рода Мансур, а также (по женской, вероятно, линии) и рода Гирей.
  р.Б.Димитрий    15.11.2007 16:31
И уж разумеется,если Мамай был Повелителем одной части Золотой Орды,то в его огромном 200-тысячном войске главной ударной силой была как раз татарская конница.Да,он нанял в этот поход и генуэзцев, и алан, и черемисов,и касогов,и черкесов, и карачаев, и ещё много кого.
Но этот сброд был нужен ему для того,чтобы он обескровил и обессилел русские войска.А в решающий момент битвы Мамай собирался бросить в бой свою главную силу-татрскую конницу.Так всё и вышло.Ведь именно татарская конница прорвала левое крыло русской рати и стала заходить в тыл нам,когда в спину ей ударил Засадный полк.
  р.Б.Димитрий    15.11.2007 16:23
Уважаемый Зверозуб!
Не подумайте,что я надмеваюсь своим умом и поучаю Вас…
Но всё-таки,ради исторической справедливости.
Мамай не был эмиром,так же,как никогда не был и ханом.Ханами Золотой Орды могли быть только Чингизиды-потомки Чингизхана.Мамай же был незнатного происхождения.Сперва он был простым сотником,потом дослужился до темника(начальника 10 тысяч солдат).Затем,когда в Орде началась "великая замятня",при одном из ханов Мамай стал беклярибеком-военачальником всей армии Золотой Орды.Не долго думая, он убил хана и объявил себя Повелителем Золотой Орды.Чтобы сохранить видимость законности,он усадил на трон своего племянника Чингизида,послушного себе,-хана Тюлюбека,который был убит Дмитрием Донским на Куликовом поле.Законный же хан Чингизид-Тохтамыш правил в это время на другой стороне Волги и был во вражде с узурпатором Мамаем.Именно Тохтамыш разбил Мамая на Калке вскоре после Куликовской битвы и вынудил Мамая бежать в Кафу,где он и был убит генуэзцами.
А что касается веры Мамая,то он одновременно почитал и ислам,и христианство,и язычество.Хотя на самом деле,он верил только в силу и власть,ради которых и жил всю свою жизнь,и погиб в борьбе за них.
  Зверозуб    15.11.2007 15:46
отличный материал!
только небольшое дополнение, которое много может прояснить.
эмир Мамай не был татарином, татар в его войске на поле Куликовом также не было. как раз татарская конница на службе Москве разбила войска Мамая, состоящие из караимов, генуэзской пехоты и черкесов.
по женской линии род Кият происходит от трех боспорских цариц, отсюда герб Малой Тартарии – Три Грифона.
а у Глинских в гербе – древний трезуб (тарак-тамга), символ единства трех сыновей Таргитая (Геракла).
во внешности Ивана Грозного мы видим классический скифский тип, поскольку скифская кровь собиралась в нем неким мистическим образом:)
возвращаясь к эмиру Мамаю. вероятнее всего, вера его была – митраизм. Поэтому его потомки спокойно крестились в православие. идеалы митраизма, в общем близки христианству. но символы митраизма, помимо равностороннего креста, еще полумесяц и шестиконечная звезда (солнце).

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
мини погрузчик купить. . обслуживание кондиционеров